1tom - 0321.htm Ш
м
с;
388
394
Величина R носит ua:.ih. коэф. Холла, для е╦ оценки использована Друде формула: а=Л7е3//^, где Лг ≈ кон* центрация электронов, р° ≈l/о* (дальию просто р). При 7^300 К обычно 7У</У0 к можно пользоваться ф-лами (5) и (0). Исключение составляет Вц у к-рого при Я«3«104 Э Др/р велико (^2). Ото да╦т возможность использовать Bi для нзмиреинн магм, полей.
Правило Колера. А пали:* :жспе]П1м. зависимости Др/р моталлол от П у разл. проводников разной степени чистоты при разл. Т привел к обнаружению правила Кодера, согласно к-рому Др/р металла ≈
ф-ция Яэф-^^Р^Ы/Р^^ ГД<" °(^л' ≈ солротивлелие (при // ≈ О) данного моталла при Дебая температуре ≈ сопротивление (при Я≈0) оиредел. образ-ID
о_
10"
х -2 Э-3 о -4
∙ -5
102
ца при темп-ро 7\\ Всличи][а р (©о) практически но изменяется при переходе от образца к оГфяацу данною металла, т. к. определяется рассеянном электронов на фонолах; р(Т) при Г-Свд существрнио зависит от состояния образца ≈ от его чистоты, наличия или отсутствия дефектов, в т. ч. дислокации (рис. 1).
Правило Кодера, сформулированное для поли к ристал лич. образцов металлов, подтверждает представление о том, что Г. я. обусловлены искривлением траектории электронов в маги, поле, т. к. У/9ф отличается от /////о постоянным для данного металла множителем Nee 0(90).
Сильные магнитные по.ш. Металлы. Исследования при низких темп-pax мопокрнсталдпч. образцов металлов в 1940≈50-е гг. [Е. Юстл (Е. Justi), E, С. Боровик, II. К. Ллексеевский, ТО. П. Г;шдукон1, позволившие осуществить усдоние //>-//└, обнаружили разнообразные зависимости Др/р от величины л направления JJ у разл. металлов. При Я>//у Г, я, зависят от электронной аноргетич. структуры металлов, в частности от формы ферми-поверхности (напр., открытая или замкнутая: p]ic. 2).
Вырождение электронного газа выделяет среди всех электронов металла электроны с энергией, рашнш энергии Ферми, т. в. расположенные в пространстве кваан-импульсов на поверхности Ферми. Т. к. при движении в магн. поло сохраняются энергия электрона и проекция его квазиимпульса па //, то код действием силы Лоренца электроны движутся но поверхности Ферми. Траектория электрона па поверхности Фермы ≈ кривая, расположенная ид плоскости, перпендикулярной А. В зависимости от топологии поверхности Ферми траектория может быть замкнутой, а может уходить в бесконечность (рис. 3). Траектория электрона в реальном пространстве (в плоскости, лорпспдикулнр-