1tom - 0285.htm 355
Д. Л. Компане-пцем (1972), был наблюд╦н в растворе 3Лс≈Но II амер. учеными в 1974.
Лит. см. при ст. Зйук к сжфхтикучсм гелии.
А. Э. Мсйсроапч.
ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД ≈ основной метод математической статистики, состоящий п принятии статистич. решений на основании i) ы б о р к тг, т, е, совокупности знамени!! наблюдаемых величии, полученных в результате опытов. Выборка должна быть представительной, т. о. оо об'ь╦'м должен обеспечивать оценку статистич. характеристик с необходимой точностью. Объ╦м выборки либо планируется заранее, либо пылен лоте я в процессе эксперимента, когда после каждого наблюдения решают, сделать ли след, наблюдение или принять окончат, решение. л. л. Лебедев. ВЫВОД ПУЧКА и п ускорителя ≈ отклонение заряж. частиц от равновесной замкнутой орбиты, в результате к-рого происходит их вывод из рабочей области магн. поля циклических ускорителей. Проблема исключения потерь при В. п. особенно важна для силъ-нот очных ускорителей непрерывного режима Типа изохронного циклотрона и ускорителей на сверхвысокие энергии со сверхироводящими электромагнитами.
Для В. п. необходимо осуществить заброс частиц в отклоняющее устройство, в качестве к-рого используется эл.-статпч. дефлектор, канал и;* фсрромигн. пластин, экранирующих маги. полет или электромагнит с топкой токовой перегородкой (септум-магпит). После первого отклоняющего устройства частицы могут проходить ещ╦ ряд отклоняющих магнитов с последовательно возрастающей толщиной сет ума, а также градиентные фокусирующие устройства и квадрупольпые линзы. При оптимальном выборе оптики капала вывода потери частиц происходят в осп, на сснтумс перлого отклоняющего устройства.
Естестл. разделения орбит за сч╦т набора энергии достаточно для заброса частиц в дефлектор только в циклотронах на низкие анергии. В фазотронах для заброса частиц в магп. капал используется метод, основанный jjft параметрнч. резонансном возбуждении радиальных колебаний с помощью днух локальных пеод-нородпостен маги, поля, одна из к-рьгх имеет показатель спада поля меньше нормального, а другая ≈ больше нормального (для данного ускорителя). В циклотронах с пространств- вариацией для В. л. может использоваться структурный резонанс 4-го порядка при Qr = N/4.j где Аг ≈ 8 ≈ число периодов магп. поля, Qrчисло рад и а :\\ ьп ых бешатропн-ых колебаний на оборот. Наиб, перспективным для получения коэф. вывода ≈100% является метод (предложенный и разработанный в ОИЯИ в 1972), основанный на использовании резкой зависимости коэф. расширения замкнутой орбиты d≈ (р/И) dJt/dp (р ≈ импульс частицы, R ≈ радиус орбиты) от градиента осп. гармоники магп. поля. Подбор соответствующего значения градиента позволяет су-щсстнсшю увеличить разделение орбит к области радиуса вывода.
В жеЧ1.-! кофокусирующих ус корителях на высокие энергии используются две раял. системы выиода ≈ быстрый (однооборотлый) вывод пучка или отд. сгуст-ков и медленный (многооборотный) резонансный вывод, осуществляемый в течение «плато» цикла магп. поля. Осп. элемент системы быстрого вывода ≈ импульсный магнит ударного типа. Длительность фронта нарастании поля в ударном магните должна быть меньше временного интервала между сгустками цучка, тогда все частицы отклоняются в ударном магните на одинаковый угол и на максимуме возникших когерентных колебаний забрасываются в септум-магнит. Реализуются ударные магниты с фронтом нарастания поля до {10≈15).Ю-8 с,
Для медленного вывода обычно используется нелинейный резонанс 3-го порядка Qr=m/3, возбуждаемый m-ii гармоникой квадратичной нелинейности магп. поля. При медленном изменении Qr частицы попадают
в область неустойчивости и забрасываются в отклоняющее устройство -та сч╦т резонансной раскачки амплитуд колебаний. Коэф. вывода оценивается по ф-ле К^\\≈6/АЛ, где и --- аффективная толщина септума, АН ≈ разделение орбит у ссптума за период резонансной раСКаЧКИ. В. С. Рыбалко. ПЬ'ШУЖДЕННОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ (индуцированное излучение) ≈ электромагнитное излучение, испускаемое атомами, молекулами и др. квантовыми системами в
результате процесса вынужденного испускания.
М. Л. Елъяшсвич.
ВЫНУЖДЕННОЕ ИСПУСКАНИИ (индуцированное испускание) ≈ испускание фотонов частоты v возбужд╦нными атомами, молекулами и др. квантовыми системами под действием фотонов (внеш. излучения) такой же частоты. В. и. происходит в результате квантового перехода с более высокого уровня энергии £,∙ на более низкий /rft, где fii≈gfc≈hv. Представляет собой процесс , обратный процессу поглощения излучения. Испущенное вынужденное излучение совпадает с ныну-ждающим не только но частоте, но и по направлению распространения, поляризации и фазе, ничем от пего не отличаясь.
Понятно о В, и. было введено А. Эйнштейном (A. Em-stein) в 1910 при рассмотрении тсрмодипамич. равновесия совокупности частиц газа с эл.-мапг. излучением (при опрсдел. темп-ре Т). Такоо равновесие, являющееся детальным (см. Детального равновесия принцип), осуществляется для нзлучателышх квантовых переходов в результате равенства суммарного числа процессов спонтанного испускания и В. и. числу процессов поглощения фотонов для каждой пары уровней энергии £/ и £д частиц. Эти процессы характеризуются вероятностью спонтанного испускания, зависящей только от свойств испускающих частиц, и вероятностями Г!, и. IT поглощения (вынужденных персходо»), зависящими не только от свойств частиц, но п от спектральной плотности энергии вынуждающего излучения HV . Соответствующие вероятности равны: Л/^ n,-k «v п B/ci u\\> , где Л/^, Bjk и В;.{≈ Эйнштейна коэффициенты,. Учет В. и. наряду со спонтанным испусканием и поглощением позволил Эйнштейну вывести Jtланка закон излучения, на основе квантопых представлений.
В условиях термоднпамыч. равновесия -/?/# мало, однако н случае отсутствия термодинамич. равновесия при инверсии насел╦нностей для соответствующей пары уровней энергии £,- и k (когда насел╦нность верх, уровня (?,- больше насел╦нности нлж. уровня t^} число процессов В, и. преобладает над числом процессов поглощения и интенсивность излучения частоты v= (£,≈£ft)/A будет возрастать. На этом принципе основано действие генераторов монохроыатич, излучения в оитич. и микроволновой областях спектра ≈ лазеров к мазеров.
Лит. СМ. при Ст. Излучение. М. А. Елъяшенич.
ВЫНУЖДЕННОЕ РАССЕЯНИЕ СВЕТА ≈ рассеяние света на индуцированных самой рассеиваемой волной элементарных возбуждениях среды (оптич, и акустич. фонопах, магноиах, электронах, температурных волнах и т. п.). Причина Б. р. с.≈ обратное воздействие световых волн па рассеивающую среду, обусловленное с╦ оптпч. нелинейностью. При спонтанном рассеянии это воздействии пренебрежимо мало, так что рассеяние происходит па равновесных тепловых флуктуация1;.
Возможность В, р. с. была теоретически предсказана Г. Плачеком (G. Placzck) ещ╦ в 1934. Однако первые успешные эксперименты были проведены лишь в 1962 после появления лазеров. В. р. с. обычно наблюдается при облучении интенсивным лазерным излучением (при накачке с частотой VH) нелинейной среды, к-рой может быть газ, жидкость, тв╦рдое тело, плазма (рис. 1).
В. р. с. так же, как и спонтанное, связало с модуляцией параметров средьт (напр., электронной поляризуемости, показателя преломления и т. п.) при е╦ возбуждении светом, что приводит к амплитудной модуля-