1tom - 0269.htm 340
ш
о.
тис В. ж. используют для описания кваяистациокарньтх состоянии с исто мы, к-рыо относительно медленно распадаются под влиянием внеш. воздействий. Напр., КваАле-тацт-юпарныыи являются состояния электронов в и.чолир, проводнике во впеш. электрич. ноле. Распад этих состояний приводит к вылету электронов из веще-Стиа (с.м, Автоэлектропчая эмиссия].
Ква;ян*та1чиопарное состояние может возникнуть в результате столкновений частиц при онредел. значении энергии к\\ относит, движении £└. Образование такой связанной системы сталкивающихся- частиц сопровождается рои ким резонансным увел имением сечения рассеяния ври энергиях &, близких к £└. И.ж. возникающего при этом кназистационарного состояния связано
Количественно В,к. можно определить,
W≥
с ншрннол анергетич. интервала
≈ о()1 в к-ром
зависимость сечения рассеяния от анергии имеет резонансный .характер, соотношением:
т≈ А/Г.
Так, при взаимодействии нейтронов с £0~1(W оВ с атомными ядрами Г~1≈10 :>В, что соответствует В.ж. кна-зистацпонарного состояния ядро -j- нейтрон т ≈1()~17 с. Наиб, характерно существование нестабильных состоянии для ядерной физики и физики элементарных частиц. Так, свободный нейтрон под влиянием слабого взаимодействия распадается со временем жизни т,≈ Самые короткоживущио частицы ≈т.н.
и постоянной
зонанси ≈ имеют т~10~23--Ю~24 с. В ядерной физике В.ж. связано с периодом полураспада Т распада К:
т- Г,, Дп2^-1/Х
и изменяется в широких пределах. Напр., ядро 213Ро имеет т~3-10~7 с, ядро 2:)а L4≈4,49-10у лет.
Возбужд╦нные состояния атомов и молекул нестабильны по отношению к эл.-магп. взаимодействию- Их В.ж. (т.п. В.ж. па урошш) являются важными характеристиками уровней анергии л связаны с шириной спектральных линий.
Нестабильными являются также возбужд╦нные состояния ква.шчастнц (электронов, фононов и т.д.) в кон-деисир. среде или плазме. УЗ.ж. квазичастиц зависит от ях взаимодействия между собой наличия примесей, темп-ры; напр., для электронов и дырок и полупроводниках В.ж. изменяется в пределах от lU~y с до многих часов.
Л-itm.: Г о л ь д 0 е р г R р М., В а т с о и К., Теория столкновений, пгф. С лнгл., M.t 1967, TVI. 8. С. Л. Дудирев
ВРЕМЯ ЗАТУХАНИЯ ЛЮМИНЕСЦЕНЦИИ ≈ один тш важнейших параметром люминесценции, время, в течение к-рого интенсивность свечения уменьшается в е рад. Наличие В.з.л. отделяет люминесценцию от процессов рассеяния. В.з.л. определяется процессами релаксации энергии в люммнесщтрующем веществе., зависит от времени жизни возбужд╦нною состояния и варьируется or 10~9 с для разреш╦нных переходов до леек, часои для сильно запрещ╦нных переходов, В.а.л, зависит также от внеш. условий (темп-ры, концентрации люмнпесцирующих молекул или нримосей), к-рые могут увеличить вероятность боаыалучат. переходов. При этом одновременно с уменьшением В.з.л, уменьшается и кг.аптовый выход люминесценции.
Уч╦т В.ч.л. необходим при практич. использовании люмппеоцнрушщих веществ для люминесцентного ана-ли.ча с. временным разрешением, в качество индикаторов электронно-лучевых приборов и светосоставов временно го действия и т.п. Изучение кинетики иатухания люминесценции ≈ один из осн. методов исследования передачи к преобразования энергии в веществе в различных фия., Х1-1М и биол. процессах.
Лит. ом. при ст. Люминесценция. Э. Г. Саириденков.
ВРЕМЯ КОГЕРЕНТНОСТИ ≈ характерное время сна-дания корреляций излучения. По порядку величины В.к, равно нейрине ф-ции когерентности Г (т) по аргументу г, описывающему временную задержку (см.Коге-
рент uocmh). напр., как
Ат ≈
где Г (т) ≈ (V(t-\\-t)V* (t)) ≈ ф-ция когерентности комплексного возмущения У (г), описывающего стационарное излучение в момент времени £, * означает комплексное сопряжение. При разных л----2, 4, (5, ... ф-ла (*) да╦т разные определения В.к.
Для случая свободного излучения, распространяющегося со скоростью с, произведение Б.к. на с да╦т д л и ну к о г с р с н т н о с т и I≈сДт, к-ран ограничивает величину оитич. разности хода лучков, способных интерферировать друг с другом, В.к. связано с эффективной шириной спектра излучения Дш соотношением неопредел╦нностей Д«Дт^1.
Лит.; Б о р и М., В о л ь ф Э., Основы оптики, пер, с англ., 2 имд., М., 1973. Л. А. Апресян,
ВРЕМЯ РЕЛАКСАЦИИ ≈ характеристика процесса установления равп-овесая термодинамического Б макро-сколич. фп;1. системе. За В.р. т отклонение к.-л. параметра системы от равновесного значения умепыпастся в е раз ≈ осполанио натуральных логарифмов). Подробнее см. Релаксация.
ВСЕЛ╗ННАЯ ≈ вся окружающая нас часть материального мира, доступная наблюдению. Такое определение В, соответствует употреблению этого термина в coup, фил. и астрономич. науч. лит-ре; оно более конкретно ло содержанию, чем старое определение Б. как всего объективно существующего мира. В. содержит разнообразные типы объектов, различающихся размерами и массой,≈ от элементарных частиц, атомов и молекул в малых масштабах до планет, зв╦зд, галактик, скоплений галактик н дисперсного вещества (газа, ныли) в больших масштабах, а также физ. ноля (гравитационное, электромагнитное н др.}- Совр. естествознание рассматривает Г!, как один из конкретных объектов науч. исследования, единственным специфич. свойством к-рого является его единичность, уникальность, Для изучения В. п с╦ свойств используется обычная методология, принятая в естеств. науках, хотя во В. существуют условия и протекают процессы, недоступные для земных лабораторий. При этом важнейшим постулатом является принцип, что фундам. законы природы (к частности, законы физики), установленные и проверенные в лкб. экспериментах на Земле, остаются верными для всей В» и псе явления, наблюдаемые во В,, могут быть объяснены па основе этих законов. Раздел физики п астрономии, занимающийся изучением В. как целого, паз космологией. В прошлом неоднократно возникали дискуссии о том, могут ли такие физ. сн-ва В., как конечность или бесконечность е╦ времсв-пбго существования it пространственного объ╦ма, быть выведены иа общефилософских соображений без использования данных наблюдений и конкретных фиа, теории. Б настоящее время общепритгапо, что ответ та этот вопрос является отрицательным. Поскольку В. не обязательно исчерпывает собой весь объективно существующий материальный мир, допустима гипотеза о существовании др. вселеппыд. Оти вселенные рассматриваются пока чисто уыоаритольпо, они могут быть либо всегда отьсдпн╦ппыми от пашен В., либо иметь общее с пей происхождение от одной первичной правсслспной. Последняя возможность реализуется, напр., в нек-рых вариантах модели раздувающейся Вселенной.
Основные характеристики современной Вселенной. 1. Рас HI п р е н и е 15. Все галактики, за исключением нескольких самых близких к нашей Галактике, удаляются от нее (и друг от друга) со скоростями, к-рыо на расстояниях 7?^10 MIIK≈3-1026 см с большой точностью удовлетворяют Хаббла лакону v≈HR (скорость определяется по донлеровскому смещению спектральных липни в спектрах галактик). Величина // зависит только от времепи. Ее значение в настоящий момент