1tom - 0268.htm 34
Ш Л
X
Магнитные свойства актинидии. В элементах Ра, TJ, Np и Pu dAj^<dk, поэтому 5/-электроиы в них коллективизированы. Т. к. плотность состояний 5/-электронов на ферми-уровне невелика и критерий зон-

UBi

a
-1/=U »UIr2 uc URh3 UGe UBI2 ≈≈≈≈≈ сое≈ a-D≈ a ≈≈≈≈ DO ≈ о ≈≈≈ ^ ≈≈≈≈≈≈ CD

"^UMn^1^^ USl3 UPt5

till, II III III

Зависимость тем- м пературьт Т магнитного упорядочения от расстояния между ближайшими атомами урана в кристаллической реш╦тке соединений урана; ∙ ≈ ферромагнетики, О ≈ антифер ро м а г н е-тики, п ≈ парамагнетики (температура магнитного упорядочения отсутствует).
Межатомное расстояние уран-уран,А
ного ферромагнетизма не выполняется (см, Зонный магнетизм], эти металлы являются обменно-усилен-ными зонными парамагнетиками е магн. восприимчивостью %= (2≈7)-104 сма/моль. С увеличением ат. номера актинида радиус 5/-оболочкп уменьшается, и, начиная с Am, 5/-электроны в атомах можно рассматривать как локализованные. В Am осн. состояние 5/в является немагнитным (полное квантовое число /≈0), и этот металл обладает ванфлековским парамагнетизмом. сс^Ст с гексагональной кристаллич, структурой переходит в антифсрромагн. состояние ниже 52 К, р=Ст с кубпч. кристаллич. структурой ниже 205 Кявляется либо фсрримагнетиком, либо имеет неколлинеарную магн. структуру. При низких темп-рах p-Bk становится антиферромагнитным (по разл. данным его темп-pa Несля Т N » 22≈34 К), a-Gl ниже 51 К переходит к ферромагн. состоянию. В р-модификациях Bk и Cf, а также в Es магн. упорядочения не обнаружено. Привед╦нные данные предварительны, т. к. исследования магнетизма трансурановых элементов затруднены их высокой радиоактивностью. Сведения о магнетизме тяж╦лых актинидов Fm, Md и т. д. отсутствуют.
Магнетизм соединений, содержащих актиниды. Свойства магн неупорядоченных соединений актинидов исключительно разнообразны. Обычно рассматривают две разл. группы А. м.:
1. Соединения с коллективизированными 5/-элект-ронами (для них, как правило, йдм « d^), в ряде случаев они содержат наряду с актинидами переходные ^-металлы. Для этих магнетиков характерна малая по сравнению с рассчитанной в приближении локализованных магн. моментов величина намагниченности насыщения, подавленно ферромагнетизма при наложении умеренного всестороннего давления, большая величина коэф. электронной тепло╦мкости, отклонения от Кюри ≈ Вейсса закона для парамагн. восприимчивости и т. д. Примеры зонных актинидных магнетиков: интерметаллические соединения-типа АпМ2 (где An ≈ U, Np, Pu; М-персходной металл группы железа), UPt, NpRu2t NpOS2 и т. д.
2. Соединения с почти локализованными 5/-элект-ронами. У А. м. такого типа величины магн. моментов в магнитоупорядоченном состоянии близки к теоретически рассчитанным, выполняется закон Кюри ≈ Вейсса для парамагн. восприимчивости, наблюдаются гигантские значения магнитной анизотропии и маг-нитостринции. Характерными для актинидных ан-тиферромагнстиков являются сложные магнитные
атомные структуры (геликоидальные, типа спиновой волны, неколлинеарные структуры и т. д.}, переходы между разл. маги, структурами при изменении темп-ры. Предпринимались попытки описать магнетизм соединений с л╦гкими актинидами (на основе аналогии с редкоземельными магнетнками) в модели полностью локализованных 5/-электронов, обменное взаимодействие можду к-рыми осуществляется через электроны проводимости (см. Косвенное обменное взаимодействие), Однако исследования монопниктидов с хил. ф-лой АпХ (X ≈ N, Р, As, Sb, Bi) и м о н о х а л ь-когенидов AnY (Y ≈ S, Se, Те} урана, нептуния и плутония (эта группа соединений изучена наиб. подробно) показали, что в них 5/-электроны не локализованы полностью и существенны аффекты перекрытия 5/- и fW-орбиталей актинида, приводящие к воя-никнопсшпо силыюанизотропного обменного взаимодействия. Альтернативным механизмом, привлекаемым для объяснения магн. свойств монососдииений л╦гких актипидов, Является механизм смешивания 5/-элект-ронов атома актинида с р -состояниями второго компонента (S, Se м др.).
Магн. свойства ряда А. м. приведены в табл.
Магнитные свойства некоторых актинидных магнетиков
Соединения

27 19
0,22
'
ФМ
В табл. приняты следующие обозначения: ФМ ≈ ферромагнетик, АФМ ≈ антиферромагнетик, ПМ ≈ парамагнетик; ? ≈данных нет; значение магн. момента (в магнетонах Бора ЦБ) дано
на формулу (икс,; и т. д.)-
Лит.: Handbook on the Physics and Chemistry of the Acti-nides, v. 1≈2. Editors A. J. Froeman and Gr H. Lander, North-Holland Publ. Сотр., 1984≈85. P. 3. Левитин*
АКТИНИДЫ ≈ то же, что актиноиды.