1tom - 0179.htm 26
ш О
а:
типы фазовых переходов, соответствующих как суб-монослойной области, так и области полимолекулярной А. Возможность всех подобных типов переходов была подтверждена экспериментально.
Все перечисленные модели и теории относятся, в первую очередь, к А. на тв╦рдых адсорбентах из газовой фазы, однако с небольшими изменениями они пригодны и для описания Л, из растворов.
Особое место занимает А. раствор╦нного вещества на границе раздела жидкость ≈ воздух. Согласно ур-нию Гиббса, величина А. таких веществ
где а ≈ активность раствор╦нного вещества. Соединения, для к-рых да/да <0, т. е. Г>0, наз. поверхностно-активными веществами (ПАВ); они характеризуются, как правило, полярностью более низкой, чем полярность растворителя. А. ПАВ носит обычно характер монослойной физ. А. и хорошо описывается теорией Ленгмюра.
Помимо изотерм А., на практике часто пользуются изостерами А.т выражающими зависимость между равновесным давлением и темц-рой А. для определ. кол-ва адсорбир. вещества. При помощи изостер, полученных методом термодесорбции, осуществляют обычно вычисление теплот А., к-рые можно определять также методом калориметрии. Для изучения А, в настоящее время применяется также разнообразный арсенал совр. методов исследования вещества. Для определения кол-ва адсорбир. вещества, числа ад-сорбц. центров и величины адсорбир. поверхности используют машинные методы анализа эксперим, изотерм, а также гравиметрич. и радиоизотопный методы и высокотемпературную газовую хроматографию. Поверхность адсорбентов исследуют с помощью ме-ТОДОР рентгеновского структурного анализа и электронографии, о же-спектроскопии, мсссбауэровской спектроскопии , рентгеновской и рентгеноэлектронной спектроскопии, масс-спектроскопии, а также электронной микроскопии, мюонного и позятронного методов. Для изучения молекул в адсорбир. состоянии используют флэш-десорбцию (см. Десорбция), все виды оптической и резонансной спектроскопии, дифракцию медленных электронов, магн. методы, методы электронного или ионного проекторов, а также всевозможные элокт-рохим. методы.
А. играет важную роль во мн. природных процессах, в первую очередь в обогащении почв и образовании вторичных рудных месторождений. Явление А. широко используется для разделения сложных газовых и жидких смесей (хроматография), а также смесей электролитов (ионообменная хроматография), в процессах крашения и протравливания, флотации и стабилизации дисперсных систем. А. имеет важное значение в гетерогенно-каталитич, хим. реакциях, во мн. биол. процессах ≈ одним словом везде, где существ. роль играют поверхностные явления.
Лит.; Трепнел Б., Хемосорбция, пер. с англ., М., 1958; Г per С., Синг К., Адсорбция, удельная поверхность, пористость, пер. с англ,, 2 над,, М., 1984; Межфазовая граница гад ≈ тперпое тело, пер. е англ., М., 1370; Основные проблемы теории физической адсорбции, М., 1970; Адсорбция растворенных веществ. К., 1977; А д а м с о н А., Физическая химия лонерхностей, пор. с англ., М., 1Я79. А. К. Кероглу.
АЗИМУТАЛЬНОЕ КВАНТОВОЕ ЧИСЛО (орбитальное квантовое число) ≈ см. в ст. Квантовые числа. АЗОТ (от греч. а- ≈ приставка, здесь означающая отсутствие, и гб╦ ≈ жизнь; лат. Nitrogenium), N,≈ хим. элемент V группы периодич. системы элементов; ат. номер 7, ат. масса 14,0067. Природный А. состоит из двух стабильных изотопов: I4N (99,634%) и 15N (0,366%). Из искусств, изотопов наиб, период полураспада имеет р+-радиоактивный 13N (T^, =9,96 мин).
└ Ковалентный радиус 0,070 нм, радиус иона 0,148 нм. 5* Электронная конфигурация ls22s2/>3. Энергии последо-
ват. ионизации соответственно равны 14,533; 29,601; 47,454; 77,45 и 97,89 эВ. Значение электроотрицательности 3,0.
В обычных условиях А.≈ двухатомный газ. Молекула N2 диамагнитна. Площадь, занимаемая сю при адсорбции на поверхности тв╦рдых тел, принята равной 0,162 нм2. Энергия диссоциации молекулы N2 велика и составляет при О К 941,6±0,6 кДж/моль.
Молекулярный А. имеет £пд=≈210,0УС, £Кнп ≈ = ≈195,8°С. Плотность при норм, условиях 1,2506 кг/ма» жидкого А.≈0,808 кг/дм3 (при ≈195,8°). Известны две модификации тв╦рдого А,: кубич. а-модификация с плоти. 1,0265 кг/дм3 (при ≈ 252,2°С), устойчивая ниже ≈237,5°С, и гексагональная р-модификация с плоти. 0,8792 кг/дм3 (при ≈210°С), устойчивая выше
≈237,5°С, *Крит=≈ 149,9СС, Ркркт=3,39 МПа, плотность в критич, состоянии 0,304 кг/дм3. Тройная точка: 7=63,136 К, р^=125 гПа. Теплота плавления 25,5 кДж/кг (при ≈210°С), теплота испарения 199,3 кДж/кг (при ≈195,55°С). Диэлектрич. проницаемость газа N2 1,000538 (при 25°С и норм, давлении).
В соединениях А. проявляет степени окисления от
≈3 (в NH3) до -j-5 (в Na05); чаще всего 3-ковалентен за счет несларенных электронов. Молекулярный А. химически мало активен и обычно в реакцию либо не вступает вообще, либо вступает при очень высоких темп-pax, давлениях в присутствии катализаторов.
Важнейшие соединения А.≈ азотная к-та HN03 и е╦ соли (нитраты), азотистая к-та HNO2 и е╦ соли (нитриты), аммиак NH3, соли аммония. А. входит в состав мн. органич. соединений (нитросоединения, амины, аминокислоты, белки и др.). А., его оксиды и иек-рые др. соединения применяются в качестве активных сред в лазерах, нитрид ниобия NbN ≈ в с верх проводящих болометрах. Радионуклид "N используют в качестве меченого атома в хим. и биохнм.
ИССЛеДОВаНИЯХ. С. С. Бердоносов.
АККРЕЦИЯ (от лат. accrctio ≈ приращение, увеличение) ≈ падение вещества на звезду (галактику или др. косми*!. тело) из окружающего пространства. Процессом, обратным А., является истечение вещества. А. на одиночные звезды происходит в начале и конце их эволюции. В процессе формирования звезды сначала образуется небольшое гидростатически равновесное ядро с массой порядка 0,01 нач. массы облака А/н, затем А. вещества из окружающей оболочки приводит к образованию звезды с массой М^Л/Н. Стадия А. сменяется истечением, к-рос преобладает вплоть до конца жизни звезды и препятствует А. На конечных стадиях эволюции звезда превращается в белый карлик, нейтронную звезду либо ч╦рную дыру, А. на к-рые сопровождается разнообразными наблюдат. проявлениями.
В тесных двойных звездных системах, когда более массивная звезда переходит на стадию гиганта, она начинает интенсивно терять массу и за неск. тысяч лет масса компаньона может вырасти в неск. раз. Такая А, обычно наз. перетеканием. В тесной двойной системе А., как правило, мощнее, чем в случае одиночных зв╦зд.
В процессе А. происходит выделение гравитац. энергии, к-рая превращается в тепло и в итоге уходит в виде излучения. Скорость и темп-pa падающего вещества возрастают. Картина А. вещества на звезду в значит, степени определяется скоростью движения звезды относительно окружающего газа, моментом кол-ва движения падающего газа и наличием в окружающем ионизованном газе упорядоченного магн. поля. Можно выделить 4 осп. типа А., определяемых этими факторами.
А. газа без упорядоченного магп. полн с малым моментом кол-ва движения на покоящуюся звезду происходит сферически-симметрично. Для политроп-