1tom - 0142.htm 226
ш
дифракц. луча на проходящий можно пренебречь, различие между Б. о. и Л. п. исчезает.
Для Б. о. и Л. и. резко отличаются структура волнового поля внутри кристалла л коэффициенты отражения. Каждой из этих схем присущи свои сиоцифич. эффекты, связанные с разл. характером обратной связи между дифракционной и проходящей волнами.
п. и ооратпо, излучения, нет.
, а, б), попадаю-≈ критич. угол
Схемы взаимного расположения входной поверхности 1 кристаллической пластинки, системы атомных плоскостей 2, находящейся в отражающем положении, прошедшего з, падающего 4 и дифракционного 5 лучей: а ≈ дли асимметричного брэгтокского отражения; 0 ≈ для асимметричного лауэвского прохождения;
∙& ≈ угол Брэгга.
При Б. о. дифракционная и проходящая волны имеют противоположно направленные относительно оси z проекции векторов потоков энергии (активная связь), В случае Л. п. эти связанные волны имеют одинаково направленные вдоль оси s проекции потока энергии (пассивная связь).
Непоередств. перехода Б. о. в Л напр, за сч╦т изменения длины волны Это связана с том, что при углах у^ (рис щих в интервал ≈Фк^Х^^Фх» где $« II о л и о г о вне lit. отражения (см. Поляризуемость рентгеновская], часть интенсивности дифракц. луча испытывает полное внеш. отражение. При этом иоле в кристалле меняет свою структуру и исходная днухлучевая конфигурация превращается в тр╦хлучевую (т. н. резко асимметричная дифракция). Аналогичная ситуация возникает также при малых углах скольжения ^^йк падающего на кристалл луча.
Для электронов возможность реализации условий Л. п. и Б. о. зависит от энергии частиц. В электрон-поп микроскопии при ускоряющих напряжениях ~105 В из-за малой величины угла Брэгга ft~l≈ 2° обычно имеют место Л. п. Наблюдение Б. о. возможно при идализе поверхностей тв╦рдых тел методом дифракции медленных электронов с энергиями *~ 10≈100 эВ.
Лит:-см. при ст. Дифракция рентгеновских лучей.
Л, В. Но-ип(тов,
БРЭКЕТА СЕРИЯ ≈ спектральная серия атома водорода, лежащая п ИК-области спектра. Открыта Ф, Брэ-кетом (F. Bracket!) в 1922. См. Атом, Атомные спектры. Спектральная серия.
БРЮСТЕРА ЗАКОН ≈ соотношение между показателем преломления п диэлектрика и таким углом падения ФБ на него естественного (ненолярияовашгого) света,
при к-ром отраж╦нный от поверхности диэлектрика свет полностью поляризован. При этом отражается только компонента Es элсктрим. вектора световой волны, перпендикулярная плоскости падения, т. с. параллельная поверхности раздела; компонента А'^, лежащая в плоскости падения, не отражается, а преломляется (рис.). Это происходит при условии Ь£фБ=/г. Угол фв наз,
углом Б р ю с т с р а. Поскольку н силу закона преломления sin cpg/sin т|>≈к, где ^ ≈ угол преломления, то из Б. з. следует cos cpR=sin 1|> или фБ-[-\\|;=000, т. с, угол между отраж╦нным и преломл╦нным лучами
'
составляет 90°. Б. з. установлен Д. Брюстером (D. Brewster) в 1815.
В. а, можно получить из Френеля формул для про-хождения света через границу двух диэлектриков.
Простейшее физ. истолкование Б. з. состоит в следующем; электрич. поле- падающей волны вызывает в диэлектрике колебания электронов, натфавление к-рых совпадает с направлением злектрич. вектора прелом-
л╦нной ВОЛНЫ £'прел- ЙТИ КО-
лобания возбуждают на по-
верхности раздела отраж╦н-
ную волну Атотр, расЕфостра-
нягощуюся от диэлектрика.
Но линейно колеблющийся
электрон не излучает энер-
гии в направлении своих ко-
лебаний. А поскольку при
выполнении Б. з. отраж╦н-
ный луч перпендикулярен
преломленному, то отраж╦н-
ная волна для колебаний в плоскости падения не по-
лучает никакой энергии. Т. о., в отраж╦нной нолни ко-
лебания электрич. поля (£^)ОТр происходят только г
плоскости, перпендикулярной плоскости падения.
Если среда, па к-руго падает свет, поглощающая, то ни при каком угле падения не достигается полная поляризация света. Б. з. выполняется недостаточно строго ни- за существования очень топкого переходного слоя на отражающей поверхности раздела двух сред, в к-ром дипольные моменты молекул ориентированы иначе, чем внутри диэлектрика. Измерении деполяризации света, отраж╦нного при <рБ, используется для изучения свойств тонких пл╦нок.
БРЮСТЕРА УГОЛ ≈ угол падения светового луча, при к-ром отраж╦нный от диэлектрика спет полностью поля-ризонап. См. Брюстера закон, Отражение света.
БУГЕРА ≈ ЛАМБЕРТА ≈ Б╗РА ЗАКОН - определяет ослабление пучка монохроматнч. света при ого распространении через поглощающую среду, в частном случае ≈ через раствор поглощающего .вещества в непоглощающем растворителе. Пучок монохроматич. света интенсивностью /, пройдя через слой поглощающего вещества толщиной I, выходит ослабленным до интенсивности /, определяемой выражением
где k^ ≈ показатель поглощения ≈ коэф., характеризующий свойства вещества; k^ зависит от длины нол-ни А. поглощаемого света, и эта зависимость наз. спектром поглощении вещества. Б. ≈ Л. ≈ Б. з, экспериментально установлен в 1729 П. Бугором (P. Rouguor), в 1760 теоретически выведен И. Г, Ламбертом (J. Н. Lambert) при очень простых предположениях: при прохождении любого слоя вещества относит, изменении интенсивности монохроматич. света dill зависит только от показателя поглощении k^ и толщины слоя /, т.е.
dl/f=≈kj,j. Решением итого ур-ник н является Б.- Л .≈ Б. з. Физ. смысл его состоит в утверждении независимости процесса потери фотонов от их плотности в световом пучке, т. с. от интенсивности света, проходящего через вещество. Это утверждение равносильно утверждению независимости числа поглощающих свет центров (атомов, молекул) от интенсивности спета. Однако при очень больших интспсивностях спета, когда ср. время между актами поглощении, приводящими к возбуждению атома или молекулы, сравнимо с временем жизни атома (молекулы) в возбужд╦нном состоянии, справедливость последнего утверждения нарушается и Б. ≈ Л. ≈ Б. з. переста╦т быть справедливым. Возможны и др. механизмы отклонения от Б,≈ Л. ≈ Б. з. при очень сильных енотовых потоках, naiip. много-фотонное поглощение. Интенсивности свота, необхо-