1tom - 0091.htm

непрозрачных' твердых и жидких тел, нагретых до высокой темп-ры и имеющих распределение спектра, близкое к солнечному. Для спектра Солнца (с- уч╦том поглощения в земной атмосфере) максимум излучения лежит в области Х±^500 нм, что соответствует цветовой тсмп-ро Солнца ~6500 К.
Ощущение Б. с. можно получить также смешением излучений двух дополнительных цветов или тр╦х моно-хроматич, излучений, взятых в опредед, количеств, соотношении (см, J^vem, Колориметрия).
Б. с. представляет собой стационарный случайный процесс, фурье-компонснты к-рого статистически независимы. Статистич. свойства Б. с. описываются гауссов-ской статистикой. Представление Б. с. в виде суммы гармонич. членов рлдд Фурье приобретает конкретный фи:!, смысл при взаимодействии его со спектральным прибором, к-рый разлагает Б. с. на монохроматич, компоненты. Напр., при прохождении Б. с. через дифракционную реш╦тку излучение всех длин волн собирается только в направлении первичного пучка, вследствие чего нулевой порядок имеет белый цвет; в др. направлениях Б. с. разлагается в спектр, непрерывно изменяющийся от фиолетового к красному с увеличением угла дифракции. На временном языке Б. с. можно представить как последовательность случайных цугов (импульсов) со ср. длительностью, равной времени корреляции, к- рое порядка среднего периода оптич. налу чения видимого диапазона.
Б. с. может формироваться также при распространении мощных сверхкоротких лазерных импульсов и нелинейных средах. Сверх уширенио спектра импульса обусловлено при этом совместным проявлением мн. не-линейных эффектов: самомодулянни, четырехфотонпых параметрич. процессов, лавинной ионизации среды и Т. П. Л. С. Чиркгш. Б╗ЛЫП ШУМ ≈ шум, время корреляции к-рого много меньше всех характерных времен фин. системы. Матем. моделью Б. ш. служит случайный процесс | (t) ≈ О) е корреляц. ф~цией
Г (t , т:) - <| (t + т) g (0> - *- (0 б (т), (1)
где б (т) ≈ дельта-функция, (...) ≈ статистнч. усреднение, о2 (0 ≈ интенсивность Б. ш, В случае стационарного процесса а2 (О"7 const, прич╦м корреляц. ф-ции (1) отвечают равномерны!! спектр
Г (о) -(2л) ^ ' v '
-1

Г{т)ехр(-котНт-а'/2д,
х 1 ^ '
равное нулю время корреляции тк и н соответствии с соотношением неопредел╦нности ткДю>1 бесконечная ширина спектра Ды.
Модель Б. in. используют для описания воздействия шумои с италым временем корреляции на фин. системы {сигналы), обладающие конечной nurpHffoii полосы пропускания (спектра), в пределах к-рой спектр реального шума можно считать приближ╦нно равномерным. Примером Б. ш. является дробовой, шум, время корреляции которого определяется нроме-нсм прол╦та электрона от катода к аноду. Спектр дробового шума раиломо-реи до частоты ~10** Гц. Др. пример ≈ тсмиовоц шум, спектр к-рого равномерен г. том интернале частот, гдо .постоянно сопротивлении источника шума. И пб.иастл слышим],ix частот примером Б, ш. является шум водопада,
Лит.: Tftwjwmiv " статиг-тичесиую рлдиофи.'ишу, ч. 1 ≈ Р ы т о EJ С.. М., Случайные iipoiu^'i-bi, M-, 197i>,
Л. .∙!. A-iipecfin.
liF:TI1IKTA ≈ БУДКЕРА УСЛОВИЕ ≈ необходимое ус летне равновесия цумка релятивистских электронов, частично полтралняовпгпи^х покоящимися попами, имеилцеи вид (для однозарядных ионов) /ге2/-<?7с, гдо яе, п,-'≈ соотиотстиеныо число электронов п ионов на 1 см длины пучка, у ≈ реллтивж'тскип фактор для зиоктропои. См. )>enit,eiuoacKu.u, пучок^ Кудкеровское колъ-
Э. JI. Бурштсйп.
Б╗Ш1ЕТОВСКИЙ ПУЧОК ≈ самофокусирующая (т. о. удерживаемым собстн. силами взаимодействия) пучок релятивистских электронов, частично нейтрализованный покоящимися (в среднем) ионами, в к-ром поперечные скорости электронов и ионон имеют макс-пелловское распределение. Ионы удерживаются куло-новскнм нолем электронов (концентрация к-рых боль-ню концентрации ионов), а электроны ≈ собств. мат. полем пучка, действие к-рого превышает кулоиовскье расталкивание, обусловленное суммарным зарядом электронов и ионов. Плотность электронов и ионов в пучке спадает при этом по радиусу г пропорционально (1-г-г32)~2, где а ≈ эффективный радиус пучка (т. н. б е ц н е т о и с к о с распределение),
Э. Л. Ьурштейн.
БЕРГМАНА СЕРИЯ (фундаментальная серия) ≈спектральная серии в атомных спектрах щелочных металлов. Спектральные линии Б. с. соответствуют переходам между самым глубоким ^-уровнем и /-уровнями энергии и обычно лежат в ПК-области спектра. Аналогичные серии наблюдаются в спектрах атомов и попон, НМ╗ЯПЩПХ один электрон во внеш. оболочке. Подробное см. Спектральная серия.
БЕРЕСТ╗ЦКОГО ТЕОРЕМА ≈ утверждение о том, что произведение внутренних ч╦тностей фермиона и соответствующего ему антифермиона равно ≈1. Установлена В. Б. Берестецким" в 1951. Б. т. непосредственно вытекает ил ф-л зарядового сопряжения п цреобразова* ним пространственной инверсии для решений Дирака ур-ним.
Лит.: Б Р р Р с т Р п, к п и В. В., О внутренней ЧРТНОСТН иозитЕшна, <-ЖОТФ», Hlol, т. 21. с. 93. С. С. Герштейи,
БЕРИЛЛИЙ (от греч. Ь╦гуШоп ≈ уменьшит, от beryl-lots ≈ берилл; лаг. Beryllium), Во,≈ хим. элемент 11 группы периодич. системы элементов, ат. номер 4, ат. .масса 9,01218. В природе представлен одним стабильным нуклидом °Вс. Наиболее устойчивый искусств, радионуклид 7Ве (электронный аахшл1, Tt, ≈53,2 сут).
Электронная конфигурация инеш. оболочки 2s2. Энергии ионизации равны 9,823 и 18,211 эВ, Металлпч. радиус атома 1)413 нм, радиус иона Be2i~ 0,034 нм. Значение? электроотрннателъности 1,4.
В свободном виде Б,≈ серебристо-белый мягкий металл с гексагонально]! плотноупакованной реш╦ткой, параметры к-рой я ≈0,22855 нм и с=0,35840 нм (оь-мо-дификацин). К у бич. ^-модификация устойчива при
(2) теми-рах 1275-1285 СС; *П1-Ш5°С, *КЙП-2470 °С, ' °
плотность 1,85 кг/дм3 (20 °С), тепло╦мкость 1,80 кДжХ Хкг~1 К~!, теплопроводность 1,78 Вт-м"1 К~1 (при 50 °С), уд. Сопротивление 3,0≈4,5 мкО\\ьсм (20 Т,). Коаф. лшюшюго расширении 10,3≈131 (25--100 °С). Модуль Юнга 300 ГЛ/м2.
Ь. химически актинон, степень окисления -∙ 2, Б. и его соединения токсичны. Па лоадухе покрывается тонкой и прочной пленкой оксида ВеО. Б. применяют для п;!готопрения намедлитллей п отражателен нейтронов в ядерных реакторах, входит \\\ состан ряда сплавов на основе Л1. Mg, ('u II др. цветных металлов. Б. используется для поверлностноп бпрплл н;»ацпп стали. Т. К. Б, слабо поглощает ремтг. излучение, п;* пего изготовляют окна реитг. трубок. 7Ве применяют в качестве радио;»кип*, индикатора. При бомбардировке а-части-цамп °Не ис'пус.ка^т нейтроны, потому его используют в амиульпых источниках нейтронов (в смеси с 21П11о1 241Л in и др.).
Т. 'J, IM-, 19*)!)1.