1tom - 0089.htm

наблюдения. Согласно копенгагенской интерпретации и относительности к средствам наблюдения Н. Л, Фоки (близкому к дополнительности принципу Бора), эти свойства характеризуют не столько сам объект, сколько отношение объекта к прибору, с помощью к-рого наблюдается УТО свойство, что и доказывают эксперименты (в частности, к [5]), в к рых 1>. и, нарушаются.
Лит.: 1) Н «∙ 1 I ,1. S., On the Einstein Podolshy Roaon parados, «Physics», l!Hi4, v. t, ft. 1!)Г>; г г о ж i\\ On the pmhJfrii of hidden variables in. qiumlum nn-chnnics, «Revs Mod. Phys.», v. .4», IL 447; 2) (' пасеки fi Б. U.t M n с к <i R c-Л. В., О шчгокальностл в килнтонш-г физике, <<УФН>>, т. 142, с. 5'М): ;{) Гриб A. A., l-i«j»antnrcrna ЕРЛЛЗ. и эксперимента льна л лронерка кяатчхпых коригмпцмй на макроскопических расетолттинх, тнм же, с. 61!*; 4) IV к я р а £ п н t В., Nonsi'parahilil-y and the tonlalive descriptions of reality, «Phys. Kepts», Iil84, v. Ill), p. 201; :>) Aspect A., D a 1 i b а г d ,J_, P и f,r f1 г G-., Expe.rimetUiil li-sl. nf Bell's irmiU'ili lies usinK time-varying analysers, «Plvys. Key. Lelf.», l!'82, v. /ifl, p. 1804.
А. А. Гриб.
БЕЛЫЕ КАРЛИКИ ≈ компактные явсмды с массами порядка массы Солнца (Л/лО и радиусами ≈0,01 радиуса Солнца (Л0). Ср. плотность вощеетна С, к. составляет К)5 ≈ 10е г/сму. Спстнмость Н.к. нцпка (≈-Ю"1 ≈ 10~4 AQ), поэтому обнаруженные Г», к. (неек. тысяч)
находится сравнительно недалеко от Солнечной системы {в пределах ~Н)0 нк). По оценкам, число Г», к. состав-ляп1 3≈10% от общего числа яви'дд Галактики. Значит. часть Б. к. входит и двойные зн╦ядные системы |в частности, нерпой янеядом, отнес╦нной к Б. к., оказался Сириус В ≈ спутник Сириуса с, М ~ I^Q- открыты!! Л. Кларком (A. Clark) и 1862]. Ь. к. были выделены н особый класс зв╦зд в 1910-е гг., их название связано с цветом первых представителей зтого класса ≈ Сириуса В и 40 придана В ≈ горячих белых зв╦зд. Позднее были открыты ж╦лтые и красные С. к. с более низкой томп-poji поверхности Тп. У наиболее горячего из паштт-пых Б. к, Tn^7- 1U4 К. у наиболее- холодного ок. 5- 10я К. Спектры Б. к. сильно отличаются от спектров обычных ив╦нд. Лилии поглощении. и спектрах U. к. сильно уши-репы иследстигю высокой плотности атмосферы (Шпщр-ка эффект]. Кроме того, они заметно смещены из-за гра-иитац. красного смещения, к-рое Для Б. к. эквивалентно доплеровскому смещению при скоростях к нес к. десятков км/с. Спектральные классы Б. к. обозначают теми же буквами, что и классы зв╦зд гл. последовательности (О, В, А, ...), но с добавлением буквы D (DO, DB, DA и т. д.). Выделяют ещ╦ песк. классов (DXC, DXP), отличающихся рядом спектральных особенностей. Хим. состал атмосфер Г>. к., определяемым по спектрам, необычен. У большинства Б, к. (класс DA) атмосферы состоят почти из чистого водорода, содержание др. элементов в десятки и сотни раз снижено по сравнению со зв╦здами гл. последовательности. В то же время в недрах атих Б. к. водорода не должно быть, иначе Б. к. взорвались бы из-за быстрого выделения лторгни при пикноядерном (низкие темн-ры) или термоядерном (высокие темн-ры) горении водорода (см. Пи-кпоядерпые реакции и Термоядерные реакции]. У др. Б. к. (класса DB) осн. элемент в атмосферах ≈ гелий, а водорода л сотни тысяч раз меньше, Для спектров Б. к. классов DF, DG и DK характерны линии Сат иногда Fe и др. металлов, атмосферы Утих зв╦зд также бедны водородом. В спектрах ряда Б. к. (примерно у 1°/0 от общего числа) обнаружена сильная поляризация излучения или зсемановскос расщепление спектральных линий., что указывает на существование у нек-рых Б. к. магн. полей «-10е ≈ 10е Гс (у большинства Б. к. они ниже 1Q4 Гс). Примерно у 10 Б. к. обнаружены пульсации излучения в опгич. диапазоне очень малой амплитуды, объясняемые особенностями строения атмосфер Б. к. Ряд особенностей спектров Б, к. обусловлен эффектами аккреции и разделения вещества в сильном гравитац. поло (ускорение свободного падения на поверхности П. к. ~10fl см/с2).
Для физики Б. к. интересны прежде всего как объекты применения теории сверхпл отпой плазмы. При ср.
плотностях ≈105 г/см3 вещество Б. к. представляет собой практически полностью полинованный газ к вырожденном состоянии (см. Порожденный газ}. Теория объясняет существование Б. к. устойчивым равновесием сил гравитации и ни утр. давления вырожденного газа электронов (Б, к. часто на», «вырожденными зв╦здами»). Концентрация практически свободных электронов пе в веществе Б. к. столь нелика, что их квантовомехапич.
фермпевекому импульсу p^-^hn''3 соответствует давление, достаточное для сущестнонапия Г>. к. с наблюдаемыми значениями радиусов |Р. Фаулер (R. Fowler), 192f>l. Теория предсказывает соотношение масса≈радиус Б. к.: Л~М~1'* (при Д/й^О,5 Д/Q), т. о. более
массивные Б. к. имеют меньший радиус. Сугцествует теоретик, верх, предел массы холодных Б. к.≈ т. п. чандрасекаровский предел Д/сь≈1,4 MQ /С. Чапдрасе-Кар (S. Chandrusokhar), d931]. Превышении :>того предела должно приводить к гравитационном у коллапсу звезды. Существование предела массы объясняется тем, что но мере роста плотности скорость свободных и.чгкт-ронон приближается к пределу≈скорости Cfiera (газ электронов становится релятивистским) и сила давления вырожденного гаяа электронов раст╦т медленнее спя тяготения. Данные о массах реальных Б. к., их размерах и темп-pax достаточно хороню согласуются со значениями УТИХ величин, полученными теорией Ь. к. Б. к. етйноьнтс-я звезды в конце своей эволюции (после исчерпания запасов термоядерного горючего, см. Эаолюция зм-зд}. В Б. к. превращаются зв╦зды (красные гиганты) с нач. массой Д/^5Д/"0, после сброса
ииеш. сло╦н, если масса остатка М<Л/сн. При птом зв╦зды проходит, как считают, стадию планетарной туманности- (плотного яие'здпого ядра, окруженного разреженной газовой оболочкой). Темн-ра поверхности ядра составляет ~10Г> К, Постепенно остывая, оно переходит в состояние Б. к. Осн. источник светимости Б. к.≈ запас╦нная в звезде энергия теплового движения ионов, С возрастом систимость Б. к. падает. Тео-ретич. зависимость светимости от времени подтверждается наблюдениями. Напр., светимости Б. к. ~Н)~яЛг)
соответствует возраст ~10° лот. Дисперсия скоростей собственного движения Б. к, указывает на принадлежности их к далеко ирозволкщионировавшим звездам ≈ т. н. старому зв╦здному населению диска Галактики.
Иной путь возникновения Б, к. возможен в тесных двойных зв╦здных системах, В таких системах Б. к. может стать более массивный компонент, часть вещества к-рого, заполнив полость Pouia, перетеч╦т на второй компонент. Н отом случае звезда стадию планетарной туманности может не проходить. На светимость Ь. к. в тесных двойных системах может заметно влиять термоядерное горение водорода, перетекающего со второго компонента системы. Это горение обычно имеет характер вспышек. Подобным механизмом объясняют вспышки новых зв╦зд и новоподобных зв╦зд. Перетскание вещества па углеродны." или гелиевый Б. к. может привести к вспышке сверхновой (вследствие термоядерного взрыва осн. массы вещества Б. к.).
Лит.: Белые карлики. Сб. ст., пер. с англ., М.. 1!)75; Ш к л о п с к и и И. Г,., .'.{ведды, !Тх рождение, жшнь и смерть, 3 ╧(д., М.г 11)У4; Клинчиков С. И., Белый карлики, М., 1977; III ц н и р о С., Т ь ю к о л с к и С., Черные дыры, белые карлики и нейтронные: зигады, пер. с англ., т. 1≈!∙, М., 1У8Г*. С. И. Члинпиков.
БЕЛЫЙ СВЕТ ≈ электромагнитное излучение on редел, спектрального состава, вызывающее у людей с нормальным цкстоиым зрением нейтральное в цветовом отношении ощущение. В отличие от белого шума, имеющего пост, спектральную плотность, Б. с. паз. спектральное распределение излучения ч╦рного тела при темп-ре ≈5200 К. Такое излучение наиболее эффективно воспринимается глазом, т. к. максимум чувствительности глаза в дневных условиях лежит в области Я=*550 нм. Б. с. дает видимое излучение Солнца, а также излучение