1tom - 0084.htm

о
о.
< ш
180
представляется чем-то исключительным, поскольку изнестны др. величины (странность, очарование и др.), к-рые сохраняются в сильном и УЛ.-магн. взаимодействиях, но нарушаются в слабом. За нарушение Б. "м, в моделях великого объединения оказынаются ответст-вешшми «сверхслабые» няаимодс'иствия, переносимые калибровочными полями, кванты к-рых из-за спонтанного нарушения симметрии приобретают массы, на много порядков превышающие массы промежуточных векторных бозонов ≈ переносчиков слабого взаимодействия (W^, ZQ) или сверхтяжелые Хиггса бозоны.
Существуют гипотезы о том, что нестабильность протона может объяснить наблюдаемую барионпую асимметрию Пселенной. В связи с фундам. значением вопроса о стабильности протона готовятся опыты, в к-рых можно будет зарегистрировать распад протона, при условии, что его премя жизни окажется меньше lO≥≈ 10s4 лот (эксперим. предел па время жизни протона Тр>?10за лет).
Лит.- S t u о с k е 1 b г; г g К., Die Weclisnlwirkun^knifte in der Klr-kU-odyriaimk und in dor Fcldtlw'orie der Kmiknifto, «HoLv. phya. acta», 193Я, 11, 11, S. 225; О к у к ъ Л. Б., Лгтт-тоны и кварки, М., 1981. С. С. Герштсйн.
БАРИОПЫ (от греч. barys ≈- тяж╦лый) ≈ частицы с равным единице бариониым числом. Все Б. являются адропами и имеют пол у целый спин, т. е. подчиняются ФермиДирака статистике. \\\\ Б., в частности, относятся нуклоны (протон и нейтрон), гиперопы, очарованные Г>., а также барионные резокансы. Все FJ., кроме самого легкого ≈ протона, нестабильны и в свободном состоянии распадаются в конечном итоге на протон (относительно стабильности протона см. Бариокн-ое число}. При атом бариоиные резонансы распадаются благодаря сильному взаимодействию за время ~10~2:i с; Г>., распадающиеся на сч╦т слабого взаимодействия, имеют времена жизни на много порядков больше, поэтому ц классификации адропов их уел он но относят к «стабильным» частицам.
Г», состоят из тр╦х кварков, определяющих их квантовые числа (странность, очарование, красоту и др.). Предполагается также возможность существования I». с дополнит, парой кварк-антикварк, т. е, !_>., состоящих из четыр╦х кварков и одного антикварна. В случае таких пятикваркоимх состояний возможны барион-
гтыс состояния с положит, странностью (напр., uudd?)
или с изотопическим спином в/2 (напр., ituuud).
Имеются теоретич. и эксиерим. указания на возможность существования т. н. дибарионов, представляющих собой связанное состояний из 6 кварков.
Б. объединяются в изотопические мулътиплеты и су-пормультиилсты группы Л'Г/(3). Наиб, известные из них; октет Б. со спином 1/а (р, н, Л, Z4", 2°,2~, S°, 3~) н декуилот В. со спином 3/2(' + , Д+, Л°, Д~, S + *,
ij , 2j t Ь ., а , itf ), С. С. Ге-рштсйн.
ЬАРКГАУЗЕНА ЭФФЕКТ ≈ скачкообразное изменение намагниченности ферромагнетиком при непрерывном изменении внеш. условии, напр. магн. поля. Впервые лффект наблюдался Г. Г. Ларкгаузеном (Н. G. Bark-hansen, 1919); при медлетюм намагничивании форро-магп. образца в измерит, катушке, надетой на образец, он обнаружил в цепи катушки импульсы тока, обусловленные скачкообразным изменением намагниченности М образца. Особенно ясно В. ;>. проявляется в маг-
* * j.
питно-мягких материалах на крутых участках кривой намагничивания и петли гистерезиса, где доменная структура изменяется в результате процессов смещения границ форромагп, доменов. Имеющиеся в ферромагнетике разл. рода неоднородности (инородные включения, дислокации, остаточные механич, напряжения и т. д.) препятствуют перестройке доменной структуры. Когда граница домена, смещаясь при увеличении магн. поля //т встречает препятствие (напр., инородное включение), она останавливается и оста╦тся неподвижной при дальнейшем увеличении коля. При нек-ром возросшем значении поля граница преодолевает препятствие
и скачком перемещается дальше, до очередного препятствия, уже без увеличения поля. Из-за подобных задержек кривая намагничивания ферромагнетика л мост ступенчатый характер (рис.). Скачкообразное идме* ненис намагниченности может быть вызвано не только полем, но др. внеш. воздействиями (напр., плавным измененном напряжений или темп-ры), при к-рых происходит изменение доминион структуры образца.
Б.э.≈одноизшшосредств. доказательств доменной структур].! ферромагнетиков, он позволяот определить объ╦м отд. домена. Для большинства ферромагнетиков этот объ╦м равен К)"1*≈10~в см3. Изучение К. :), позволило лучше ко-нять динамику доменной структуры и установить связь между числом скачков и осн. характеристиками петли гистерезиса (коэрцитивной силой и др.).
По аналогии с П. о, и ферромагнетиках скачки иере-поляризации и сотнотозликтрнках также паз. скачками Баркгаузена.
Лит.: F» о :MJ р т Р., Ферромагнетизм, пер. с ;:шгл., М., I!'.1!»;, с,. 420; Р у д я н Б. М., Эффект BapKray.it-rta, «УФК», 1^70, т. 101, с. 42». ^ 1>. 3. Левитин. 15ЛРП (англ, barn) (о) ≈ нпесистемлая единица площади, применяемая для выражения эфф. сечения ядерных процессов. 1 б=10~ MZ.
БАРИ ETTA ЭФФЕКТ ≈ памагинчпнапие ферромагнетиков при их вращении в отсутствие1 маги, поля; открыт С. Баршптом (S. Kaructt, 191)9). Б. э. объясняется тем, что при вращении магнетика созда╦тся гироскопич. момент (см. Гироскоп), стремящимся повернуть спиновые или орбитальные мехаиич. моменты атомон но направлению оси вращения магнитика. С мехапич, моментом атомов снизан их магн. момент (см. Спиц], поэтому при вращении появляется составляющая магн. момента (намагниченность) вдоль оси вращения. Г>. э. позволяет определять магпитпомеханическое отношение 7 или g-фаитор (^г^7"^ w.c//?) для атомов ряда вещостн. Для металлов и сплавои аломонтон группы же л она значение g оказалось близким к 2, что характерно для спинового маги, момента электронов. Это является одним из доводов в пользу того, что ферромагнетизм элементов группы железа (Fe, Co, Ni) в осп, обусловлен спиновым магнетизмом электронов.
Лит.: В о 11 ?. о н с к IT и С- В., Магнптипм, М., 1!>71. БАРОМЕТРИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА (от i реч. bums≈ тяжесть и metreo ≈ измеряю) ≈ формула, определяющая зависимость давления от высоты в поле силы тяжести. Б. ф. для атмосферы Земли следует из ур-нни гидро-статич. равновесия и состоит в том, что в шотерлшч. случае данленио атмосферы р экспоненциально уменьшается с высотой h:
p-----Pocxp(-h/tf), (I)
где р0 ≈ давление у поверхности Земли, шкала высот ll = kT/(\\itn-ig) определяется темп-poii Т и средним молекулярным весом и., т,, ≈ масса атома водорода, д ≈∙ ускорение силы тяжести. Li. ф. и ииде (1) справедлива лишь при неизменной темп-ре и только длл стабильных частиц атмосферы.
Для реальных условий Б, ф. (1) требует тгек-риго уточнения.
1) Поскольку Т непостоянна по высоте (в тропопаузе на высоте 10≈17 км и в мозоиаузс на высот*» 80 км находятся минимумы Т, в стратопаузо на нмсото Г)О км ≈ максимум, а в термосфере на высотах 80≈250 км Т раст╦т), а на больших высотах изменяется и #£, то
величину hi И следует заменить величиной \\ h dh/II.
J"o