1tom - 0040.htm

е
и О
140
это т. а. магв. бури. Во время маги, бурь происходит возмущение многих параметров А. в.: темп-ры и состава, свечения и ионизации, радиац. поясов, радиоизлучения и геомаги, вариации, В межпланетном пространстве при этом происходит ослабление космич. лучей, приходящих к Земле (ф о р б у ти - э ф ф в к т). Во время солнечных вспышек наблюдаются также возмущения А. в. Так, одноврем. со вспышкой происходят внезапные ионосферные возмущения и связанные с ннмц магнитные «кроте» (внезапные возмущения гео-магн. поля), объясняемые увеличением УФ- и рентгеновского излучения, а спустя неси, часов рост поглощения в полярных шапках, вызываемый приходом от вспышки т. н. солнечных космич. лучей, т. е. прогонов с энергией 1≈10 Мой.
Исследования А. в. имеют большое значение в связи с пол╦тами ИСЗ, космонавтикой, радиосвязью. Для пад╦жного обеспечения приземления космич, аппаратов необходимо иметь точные сведения о параметрах Л. в. Длительные пол╦ты космонавтов требуют тщательного анализа условий радиад. облучения Б Л. в. и от солнечных вспышек, для чего создана служба радиац. безопасности. Получили развитие разл, радиотехн. средства и системы, такие как радиосвязь, радиовещание, радиолокация, использующие ионосферу в качестве элемента тракта передачи информации. Для обеспечения их работы создана служба ионосферы.
От наблюдений за ионосферой и магнитосферой стали переходить к активным экспериментам и искусств, воздействиям, таким, как разогрев ионосферы и образова* ние в ней областей с пониженной концентрацией электронов («дыры»), вызывание искусств, полярных сияний или трассирование маги, силоиых линий с помощью выброса с ракет светящихся бариевых облаков.
Другие планеты. Исследование с помощью сов. космич, аппаратов «Марс», «Венера» и амер. космич. зондов «Пионер*, «Вояджер», «Маринер» позволило существенно расширить знания о др. планетах и их атмосферах, что важно и для сравнит, изучения нашей планеты. В отличие от азотно-кислородной атмосферы Земли, в атмосфере Марса и Боперы преобладает углекислый газ, а на Юпитере и Сатурне ≈ водород и его соединения. Вблизи поверхности Венеры, Земли и .Марса давление атмосферы находится примерно в отношении 100 : 1 : 0,01, а темп-pa равна 750, 300 и 250 К соответственно. С помощью космич, аппаратов исследованы свечение А. в, и ионосфера Марса и Венеры. Отличия от земной ионосферы обусловлены, во-первых, разницей расстояния от Солнца, во-вторых, хим. составом А. в. Дн╦м максимум rig. на Марсе составляет 2-10Б см~3 на высоте 135км, на Венере ≈ 5-Ю5 на высоте 145 км. На Венере, лишенной магн, иоля, дн╦м обнаружена довольно низко расположенная шгазмо-лауза (~300 км), что обусловлено действием солнечного ветра. На Юпитере с его сильным магп. нолем обнаружены полярные сияния и радиац, пояс, значительно более интенсивные, чем на Земле.
Лит.: Фтшка верхней атмосферы Земли, zjcp. с англ., Л., 1971; Красовсний В. И., Штили и штормы и верхней атмосфере, М,( 1971; Редерер X., Динамика радиации, захваченной геомагнитным полем, пор. с англ., М., 1972; Г у л ь-е л ь м и А, В., Т р о и ц к а н Е. А,, Геомагнитные пульсации и диагностику магнитосферы, М., 1973; А к а с о ф у С, И., Ч е имен С., Солнечно-земная физика, пер. с англ., ч. 1, М., 1974; Р и ш б f, т Г., Г а р р и о т О. К., Введение в физику ионосферы, пер. с англ., Л., 1975; Ратклифф Д ж., Введение в финику ионосферы и магнитосферы, пер. с англ., М., 1975; Б а у а р У,, Физика планетных ионосфер, пор, с англ., М,, 1976; Р о ч Ф., Г " р д о н Д ж., Свечение ночного яеба, пер. с англ,, М., 1977; К р и н б е р г И. А., Кинетика электронов в ионосфере и планмосферс Земли, М., 1978; Г у л ь-е л ьм и А. В., МГД-волны в околоземной плазме, М. Ш9; Щепкин Л. А., Климов II, П., Термосфера Земли, м., 1980; Л е р о в С. П., X р г и я н А. X,, Современные проблемы атмосферного озона. Л., 1980; Метеорология верхней атмосферы, под ред. Г. А. Кокина, С, С. Гайгерсва, Л,, 1981; Харгривс Д ж, К., Верхняя атмосфера и солнечно-земные свяэи, пер. с англ., Л., 1982; КошелевВ. В., Климов Н. Н,, Сутырин Н. А., Аэрономия мезосфо-ры и нижней термосферы, М., 1993; Молчанов О. А., Низко-
частотные волны и индуцированные излучения в околоземной плазме, М., 1985. Г. С. Пеанов-Холодный, А. И. Ябчшоаский,
АТМОСФЕРА СТАНДАРТНАЯ ≈ условная атмосфера, для к-poii заданы средние для широты 45°32'33" значения темп-ры, давления, плотности, вязкости и др. ха* рактсристик воздуха на высотах // от 2 км ниже уровня моря до внеш. границы домной атмосферы, Параметры А. с. на всех высотах рассчитаны ло ур-шгю состояния идеального газа и барометрической формул? в предположении, что на уровне .моря давление равно 1013,25 гПа
SOD
250
200
Вертикальное распределение температуры по Стан- [50 дартнпй атмосфере (ГОСТ 440181).
100
JOO 200 300 400 500 600 700 80Q 900 1000
г;к
(760мм рт. ст.), а темн-ра 288,15 К (15,0 °С). По характеру нортик. распределения темп-ры А. с. состоит из неск. слоев, в каждом из к-ры.\\ темп-pa аппроксимирована линейной ф-цией высоты (рис.). В самом нижнем из этих слоев ≈ тропосфере (//<|11 км) темп-pa падает на 6,5° с каждым 1 км подъ╦ма. На больших И значений и знак вертик. градиента темп-ры меняются от слоя к слою. Выше 790 км темн-ра 7=1000 К и не меняется с высотой.
Л. с. является периодически уточняемым, узаконенным стандартом, выпускаемым н виде таблиц, позволяющим сравнивать между собой результаты испытании ле-тат. аппаратов и установленной на них аппаратуры, а также проводить геофиз. распеты. с. м. Шметер. АТМОСФ╗РИК низкочастотный эл.-малг. сигнал ес-теств. происхождения, распространяющийся в волноводе, образованном поверхностью Земли и ниж. границей ионосферы. Групповая скорость А, (сферика) близка к скорости света в вакууме. Источниками А. являются атм. электрич. разряды (в частности, молнии), излучающие эл.-магн. волны в широком диапазоне частот. Благодаря незначит. затуханию в волноводе
8 t, we
Рис, J.
Земля ≈ ионосфера эти волны могут распространяться на большие расстояния.
Создаваемый А. сигнал обычно состоит из двух частей. Типичная зависимость напряж╦нности эдоктрич, ноля Е от времени при приеме на расстояниях более 300≈500 км от источника показана схематически на