TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

Постановление Политбюро ЦК РКП(б)
"О политике партии в области художественной литературы"
18 июня 1925 г.

                                                                    СТР.     ╧ 67. п.13Доклад комиссии ПБ  о пролетарских  писателях   53(ПБ  от  5.V.25  г.,  пр.  62.  п.  33) (тт.  Варейкис,  Бухарин,Луначарский, Раскольников, Лелевич).     а) Проект  постановления  комиссии   ЦК   о   художественнойлитературе принять (см. приложение).     б) Окончательную  редакцию  его  поручить комиссии в составетт.  Бухарина,  Лелевича   и   Луначарского;  созыв  комиссии  зат. Луначарским.     в) Предложить тов. Троцкому  внести свои поправки в комиссиюв письменном виде.        Приложение к п. 13 пр. ПБ ╧ 67 от 18 июня 1925 г.     1. Подъем материального  благосостояния  масс  за  последнеевремя,  в  связи с переворотом в умах,  произведенным революцией,усилением массовой активности, гигантским расширением кругозора ит.д.,  создает громадный рост культурных запросов и потребностей.Мы  вступили,  таким  образом,  в  полосу  культурной  революции,которая    составляет    предпосылку   дальнейшего   движения   ккоммунистическому обществу.     2. Частью этого массового культурного  роста  является  ростновой  литературы ≈ пролетарской и крестьянской в первую очередь,начиная от ее зародышевых,  но в то же время небывало широких  посвоему  охвату  форм  (рабкоры,  селькоры,  стенгазеты и проч.) икончая   идеологически   осознанной    литературно-художественнойпродукцией.     3. С  другой  стороны,  сложность  хозяйственного  процесса,одновременный  рост  противоречивых  и  даже  прямо  друг   другувраждебных хозяйственных форм,  вызываемый этим развитием процесс   54нарождения и укрепления  новой  буржуазии;  неизбежная,  хотя  напервых  порах  не  всегда  осознанная,  тяга к ней части старой иновой интеллигенции;  химическое выделение из общественных глубинновых  и  новых идеологических агентов этой буржуазии,  - все этодолжно  неизбежно  сказываться  и  на  литературной   поверхностиобщественной жизни.     4. Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьбавообще,  так точно она  не прекращается и на литературном фронте.В классовом обществе  нет и не может быть нейтрального искусства,хотя формы классовой значимости искусства вообще,  и литературы вчастности,  бесконечно более разнообразны,  чем,  например, формыклассовой значимости политики.     5. Однако было бы совершенно неправильно  упускать  из  видуосновной факт нашей общественной жизни,  а именно факт завоеваниявласти рабочим классом,  наличие пролетарской диктатуры в стране.Если  до  захвата  власти пролетарская партия разжигала классовуюборьбу и  вела  линию  на  взрыв  всего  общества,  то  в  периодпролетарской  диктатуры  перед партией пролетариата  стоит вопросо том,  как ужиться с крестьянством и  медленно переработать его;вопрос о том, как допустить известное сотрудничество с буржуазиейи медленно вытеснять ее;  вопрос о том,  как поставить на  службуреволюции техническую и всякую иную интеллигенцию и идеологическиотвоевать ее у буржуазии.     Таким образом, хотя классовая борьба не прекращается, но онаизменяет свою форму,  ибо цель ее для пролетариата - иная, чем дозахвата  власти,  и  иная  в  том  условном  смысле,  что  вместоразрушительной   задачи  ставится  теперь  задача  положительногостроительства,  в которое под  руководством  пролетариата  должнывовлекаться все более широкие слои общества.     6. Пролетариат  должен,  сохраняя,  укрепляя  и все расширяясвое руководство,  занимать соответствующую позицию  и  на  целомряде новых участков идеологического фронта. Процесс проникновениядиалектического   материализма   в   совершенно   новые   области(биологию,  психологию,  естественные  науки вообще) уже начался.Завоевание позиций в области художественной литературы точно  также рано или поздно должно стать фактом.     7. Нужно помнить,  однако, что эта задача - бесконечно болеесложная,  чем другие задачи,  решающиеся  пролетариатом,  ибо ужев пределах  капиталистического   общества   рабочий   класс   мог   55подготовлять себя к победоносной революции,  построить себе кадрыбойцов   и   руководителей   и   выработать   себе   великолепноеидеологическое  оружие  политической  борьбы.  Но   он   не   могразработать  ни вопросов естественно-научных,  ни технических,  аравно он,  класс культурно придавленный,  не мог выработать своейхудожественной  литературы,  своей  особой  художественной формы,своего стиля.  Если  в  руках  у  пролетариата  уже  теперь  естьбезошибочные критерии общественно-политического содержания любоголитературного  произведения,  то  у  него  еще   нет   таких   жеопределенных  ответов  на все вопросы относительно художественнойформы.     8. Вышесказанным должна  определяться  политика  руководящейпартии пролетариата  в области  художественной литературы.  Сюда,в первую очередь, относятся следующие вопросы:  соотношение междупролетарскими   писателями,   крестьянскими   писателями   и  такназываемыми "попутчиками" и другими; политика партии по отношениюк самим пролетарским писателям;  вопросы критики; вопросы о стилеи форме художественных произведений  и  методах  выработки  новыххудожественных форм; наконец, вопросы организационного характера.     9. Соотношение  между  различными группировками писателей поих  социально-классовому  или   социально-групповому   содержаниюопределяется  нашей  общей политикой.  Однако нужно иметь здесь ввиду,  что руководство в области литературы принадлежит  рабочемуклассу  в  целом,  со  всеми  его материальными и идеологическимиресурсами.  Гегемонии пролетарских писателей еще  нет,  и  партиядолжна  помочь  этим писателям заработать себе историческое правона  эту  гегемонию.  Крестьянские   писатели   должны   встречатьдружеский  прием  и  пользоваться  нашей  безусловной поддержкой.Задача состоит в том,  чтобы  переводить  их  растущие  кадры  нарельсы пролетарской идеологии, отнюдь, однако, не вытравляя из ихтворчества   крестьянских   литературно-художественных   образов,которые  и  являются  необходимой  предпосылкой  для  влияния  накрестьянство.     10. По отношению  к  "попутчикам"  необходимо  иметь в виду:1) их  дифференцированность;   2)  значение  многих  из  них  какквалифицированных   "специалистов"   литературной   техники;   3)наличность колебаний среди этого слоя писателей. Общей директивойдолжна здесь быть директива тактичного и  бережного  отношения  кним,  т.е. такого подхода, который обеспечивал бы все условия длявозможно более быстрого их перехода на  сторону  коммунистическойидеологии. Отсеивая антипролетарские и антиреволюционные элементы(теперь крайне незначительные), борясь с формирующейся идеологиейновой  буржуазии  среди части "попутчиков" сменовеховского толка,партия должна терпимо относиться к  промежуточным  идеологическимформам,  терпеливо  помогая  эти  неизбежно  многочисленные формыизживать   в   процессе   все   более    тесного    товарищескогосотрудничества с культурными силами коммунизма.     11. По  отношению  к  пролетарским  писателям  партия должна   56занять такую позицию:  всячески помогая их росту  и  всемерно  ихподдерживая,   партия   должна   предупреждать  всеми  средствамипроявление комчванства среди них как самого губительного явления.Партия  именно  потому,  что  она  видит  в  них  будущих идейныхруководителей  советской  литературы,  должна  всячески  боротьсяпротив  легкомысленного  и пренебрежительного отношения к старомукультурному наследству,  а равно и к специалистам художественногослова.   Против   капитулянтства,   с  одной  стороны,  и  противкомчванства,  с другой - таков должен быть лозунг партии.  Партиядолжна   также   бороться   против   попыток  чисто  оранжерейной"пролетарской" литературы;  широкий  охват  явлений  во  всей  ихсложности; не замыкаться в рамках одного завода; быть литературойне цеха, а борющегося великого класса, ведущего за собой миллионыкрестьян,  -  таковы  должны  быть  рамки содержания пролетарскойлитературы.     12. Вышесказанным  в  общем  и  целом  определяются   задачикритики,  являющейся  одним  из  главных  воспитательных орудий вруках партии.  Ни на минуту  не  сдавая  позиции  коммунизма,  неотступая   ни   на   йоту  от  пролетарской  идеологии,  вскрываяобъективный классовый смысл различных литературных  произведений,коммунистическая   критика   должна  беспощадно  бороться  противконтрреволюционных   проявлений    в    литературе,    раскрыватьсменовеховский  либерализм  и  т.д.  и в то же время обнаруживатьвеличайший такт,  осторожность,  терпимость по отношению ко  всемтем литературным прослойкам,  которые могут пойти с пролетариатоми пойдут с ним. Коммунистическая критика должна изгнать из своегообихода тон литературной команды.  Только тогда она, эта критика,будет иметь глубокое воспитательное  значение,  когда  она  будетопираться  на  свое  идейное превосходство.  Марксистская критикадолжна решительно изгонять из своей среды  всякое  претенциозное,полуграмотное  и самодовольное комчванство.  Марксистская критикадолжна поставить перед собой лозунг учиться и должна давать отпорвсякой макулатуре и отсебятине в своей собственной среде.     13. Распознавая безошибочно общественно-классовое содержаниелитературных течений, партия в целом отнюдь не может связать себяприверженностью  к какому-либо направлению в области литературнойформы.  Руководя литературой в целом,  партия так же  мало  можетподдерживать  какую-либо  одну  фракцию литературы (классифицируяэти фракции по различию взглядов на форму и стиль),  как мало онаможет решать резолюциями вопросы о форме семьи, хотя в общем она,несомненно,  руководит и должна руководить строительством  нового   57быта.  Стиль,  соответствующий эпохе,  будет создан,  но он будетсоздан  другими  методами,  и  решение  этого  вопроса   еще   ненаметилось.  Всякие  попытки  связать партию в этом направлении вданную фазу культурного развития страны должны быть отвергнуты.     14. Поэтому  партия  должна   высказываться   за   свободноесоревнование  различных  группировок  и течений в данной области.Всякое  иное  решение  вопроса  было  бы  казенно-бюрократическимпсевдорешением.  Точно  так же недопустима декретом или партийнымпостановлением    легализованная    монополия   на   литературно-издательское дело какой-либо группы или литературной организации.Поддерживая  материально и морально  пролетарскую  и пролетарско-крестьянскую литературу,  помогая  "попутчикам"  и  т.д.,  партияне может  предоставить монополии какой-либо из групп,  даже самойпролетарской  по  своему  идейному  содержанию:  это  значило  бызагубить пролетарскую литературу прежде всего.     15. Партия должна всемерно искоренять попытки самодельного инекомпетентного  административного  вмешательства  в литературныедела;  партия должна озаботиться тщательным подбором  лиц  в  техучреждениях,  которые  ведают  делами  печати,  чтобы  обеспечитьдействительно правильное,  полезное и тактичное руководство нашейлитературой.     16. Партия  должна  указать  всем  работникам художественнойлитературы на  необходимость  правильного  разграничения  функциймежду   критиками   и   писателями-художниками.   Для   последнихнеобходимо перенести центр тяжести своей  работы  в  литературнуюпродукцию  в  собственном смысле этого слова,  используя при этомгигантский материал современности.  Необходимо обратить усиленноевнимание  и  на развитие национальной литературы в многочисленныхреспубликах и областях нашего Союза.     Партия должна     подчеркнуть     необходимость     созданияхудожественной    литературы,   рассчитанной   на   действительномассового читателя,  рабочего и  крестьянского;  нужно  смелее  ирешительнее  порвать  с  предрассудками  барства  в литературе и,используя  все   технические   достижения   старого   мастерства,выработать  соответствующую  форму,  понятную  миллионам.  Толькотогда советская литература и  ее  будущий  пролетарский  авангардсмогут  выполнить  свою культурно-историческую миссию,  когда ониразрешат эту великую задачу.

Опубликовано с изменениями: Правда. 1 июля 1925 г.; Известия ЦК РКП(б). 1925. ╧25-26. С.8-9.Выверено по изданию: Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) ≈ ВКП (б), ВЧК ≈ ОГПУ ≈ НКВД о культурной политике. 1917-1953. Под ред.А.Н.Яковлева. Cост. А.Н.Артизов, О.В.Наумов. М.: Международный фонд "Демократия", 1999.

Rambler's Top100