TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Н.В.Степановъ

КАЛЕНДАРНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ

СПРАВОЧНИКЪ



Пособiе при решьнiи льтописныхъ задачъ на время.


ПОСМЕРТНОЕ ИЗДАНIЕ
Общества Исторiи и Древностей Россiйскихъ при Московскомъ Университеть

съ посльсловиемъ
священика Д.А.Лебедева


МОСКВА
Синодальная Типографiя
1917.


ОГЛАВЛЕНИЕ.



Стран.
Предисловие С. А. Белокурова
III-V
Предисловие Н. В. Степанова
V??-VIII
Глава 1.
Русский церковный и гражданский год
1-15
Глава 2.
Хронологнческия таблицы. О разных системах счета годов
15-29
Глава 3.
Счет дней в году по разным календарям
30-36
Глава 4.
Фазы луны
36-46

Таблицы

1.
Вруцелета
47
2.
Табель-Календарь
48-49
3.
Круги луны
50
3 bis.
Золотые числа
51
4.
(Дреииейшие основания. Пасхальные полнолуния)
52
5.
Круги солнца
--
6.
Индикты
53
7.
(Определение дня христианской пасхи по кругу луны и вруцелету)
54
8.
(Тоже по номеру круга солнца и круга луны)
55
9.
??асхалия зрячая по ключевым словам
56-57
10.
Пасхальный год
58-63
11.
Обращение Великаго Индиктиона
64-69
12.
Обозрительная таблица годов Великого Индиктиона
70
13.
Грегорианская пасха
71
14-17.
Грегорианская пасхалия. 
-- 14. Таблица золотых чисел. 
-- 15. Таблица эпакт,
-- 16. Таблица воскресных букв.
-- 17. Таблица пасхальная
72-73
18.
Еврейская пасха
74-75
19-23.
Для вычисления дня еврейской пасхи
76-79
24.
Сравнение некоторых систем времясчисления по солнечному переменному календарю
80-83
25-27.
Сравнение стилей, употребляющихся в России
85-87
28.
532-летние циклы
88-91
29.
Новогодия египетского и армянского года
92-95
30.
Новогодия магометанского времясчисления
96-99
31.
Новогодия еврейских годов
100-103
32.
Сравнение счета времени по разным календарям в январе -- декабре
104-127
33.
Александрийский календарь
128-129
34 и 35.
Перевод чисел месяцев подвижных годов на Юлианский календарь
130-133
36.
Лунное течение
134-139
37.
Указатель таблиц ново- и- полнолуний
292-295
38-39.
Новолуиия и полнолуния
140-291
40.
Перевод поправок a + aи b + b на доли дня
296-291
41.
Перевод долей дня на часы и минуты
298

Послесловие редактора священника Д. А. Лебедева.

299-308
Опечатки
VI

 


- 6 -

        Пример 2-ой. В какой день недели пришлось 19-ое февраля 1861 года?
        Вруцелето 1861 года Z (по табл. 1).
        Берем в отделе месяцев январского года табл. 2-ой столбец с надписью февраль простого года. Число 19, находящееся в одном вертикальном столбце с этим февралем, указывает на воскресенъе (в графе с вруцелетом 2).
        Пример 3-й. На какой день недели нриходилось 3 мая 6571 мартовского года?
        В таблице 1, по числам 6500 и 71 находим вруцелето 6571 года -- В.
        В отделе табл. 2 с надписью месяцы мартовского года ищем месяц май, в столбце с названием этого месяца ищем число 3; на одной горизонтальпой строке с этим числом над вруцелетом В стоит искомое пазвание суббота.
        Пример 4-й. На какой день недели падало 23 октября 7163 сентябрьского года?
        Вруцелето 7163 года -- З.
        7163-й год -- простой.
        В отделе табл. 2 с надписью месяцы сснтябрьского года ищем октябрь простого года; ищем в этом столбце число 23; в одной горизонтальной строке с этим чнслом, в отделе названй дней недели, находим над вруцелетом З -- понеделъник.
        Это и есть название 23 октября 7163 сентябрьского года.
        Примечание. Ультра-мартовский год надо перевести на мартовский (или январский), чтобы по последнему определить название дня недели даты ультра-мартовского года.
        C. Лунно пасхалъный год и его факторы. Православная пасха определяется церковью по лунному календарю. Пасха празднуется 1) в первое воскресенье 2) после первого весеннего полнолуния,[Лебедев] 3) случающегося 21-го марта, 4) или ближайшим образом после 21 марта.
        Примечание. 21-ое марта, ошибочно для старого стиля, принимается за день весеннего равноденствия. Задача определения дня христианской пасхи сводится таким образом 1) к определению весеннего полнолуния и 2) к определению ближайшего следующего за ним воскресенья.

I) Определение церковного весеннего полнолуния.

        Весеннее полнолуние определяется особым девятнадцатилетним (александрийским, слегка однако измененным византийцами) лунным циклом. 19-летний цикл изобретен Метоном в V веке до. Р. X. В пасхалии он называется кругом луны.
        В основе расчетов по лунному циклу положены церковью следующие допущения.
        1) 235 лунаций равны 19-ти юлианским годам; это значитъ, что


- 7 -

через каждые 19 юлианских лет ново- и полно-луния падают на одни и те же числа.
        2) Для расчетов пасхалистнческих принимается, что год всегда имеет 365 дней; результаты подсчетов прилагаются однако к реальным годам в 365 и 366 дней. Возникающие при этом неточности считаются исчезающе малыми.
        3) 235 лунации делятся на 19 групп в 12 и 13 лунаций. Каждая группа называется лунным годом. Год в 12 лунаций иазывастся простым, год в 13 лунаций -- энболимическим.
        4) Месяцы лунного года, начиная с 1-ой лунации, имеют поочередно 30 и 29 дней. Все тринадцатые лунации имеют по 30 дней. Лишь тринадцатая лунация в 16 круге луны считается 29-дневной. Без такого допущения 236-я лунация не началась бы в одно и то же число с 1-ой лунацией, (иначе -- 19-летний лунный цикл был бы непригоден).
        Благодаря этому, простой лунный год содержит 354 дня, т. е. он короче простого юлианского года на 11 дней, а эмболимический год длиннее юлианского на 19 дней, ибо имеет 384 дня, (за нсключением 16-го года византийского лунного цикла, который, будучи эмболимическим, имеет 383 дня).
        5) Первый год 1-го лунного цикла по византийской пасхалии начинается с 1 годом византийской эры. Поэтому номер круга луны, падающий на данный год византийской эры, есть остаток от деления номера года на 19.
        Так круг луны 6425 года есть 3, ибо 6425=19*338+3.
        Таблица 3 дает круг луны по номеру года без вычислений.
        Чтобы найти круг луны данного года надо разбить номер данного года на 2 слагаемых: 1) тысячи и сотни года и 2) десятки и единицы года. Круг луны находится на пересечении двух столбцов 1) с тысячами и сотнями года и 2) с десятками и единицами года.
        Так, на пересечении столбцов с надписыо 6400 и 25 находится число 3; это значнт, что круг луны 6425 года есть 3.
        Примечание. Византийские круги луны переработаны из алексаандрийского круга луны понижением номера круга на 3 единицы. Так, 1 византийский круг луны = 4-му александрийскому кругу луны. Номер александрийского круга луны, соответствующий данному византийскому кругу луны называется золотым числом года. Золотые числа года можно отыскать в таблище 3-bis. [Лебедев]
    Чтобы по кругам луны находить полнолуния пасхальной луны византийцам служили, так называемые, фемелионы или фемелиосы. Эти фемелионы даны в таблице 4 в рубрике, названной "древнейшие основания". Фемелион при данном круге луны есть возраст луны 1-го января или 1-го марта данного года1). Так, из таблицы 4-ой видно, что фемелион,

1) Так как в январе 31 день, а в феврале 28 дней, то в обоих месяцах столько дней (59), сколысо в двух лунациях вмеcте (30+29). Поэтому возраст церковной луны 1-го января равен возрасту луны 1-го марта.


- 8 -

древнейшее основание, в 1 круге луны есть 12. Это значит, что при 1-м круге луны 1-го марта данного года луна бывает 12-ти дневной. Прн втором круге луны древнейшее основание (фемелион) есть 23; это значитъ, что 1-го марта 2-го круга луны луна имеет возраст 23-х дней, т. е. что новолуние было 22 дня тому назад, а 1-го марта новая лунация протекает свой 23-й день. Вглядываясь в строй древнейших оснований, находим, что фемелионы из года в год увеличиваются па 11 единиц или на 11-30, т. е. на -19. Что и естественно, так как лунный простой год короче юлианского (в 365 дней) на 11 дней. Лишь при переходе с 16 круга на 17 возраст луны увеличивается на 12 (-30) единиц, благодаря краткости 13-ой лунации 16-го круга луны.
        По этим древнейшим основаниям высчитаны пасхальные полнолуния (см. табл. 4).[Лебедев] Способ подсчета можно усмотреть из следующих трех примеров.
        Из таблицы 4-й видно, что древнейшее основание 1-го круга луны, т. е. возраст луны 1-го марта, есть 12. Следовательно, в день весеннего равноденствия (фиктивный, т. е. 21 марта), который наступит через 20 дней, возраст луны будет 32 (12 + 20) дня или, короче, 2 дня.
        Церковное полнолуние есть 14-й день лунации. 14-й день лунации наступит, следовательно, через 12 дней (14 - 2), т. е. 33-го (21 + 12) марта, или, что тоже, 2 апреля, как и показано в таблице 4-ой.
        Древнейшее основание 2-го круга луны есть 23. Возраст луны 21-го марта есть 43 дня (23 + 20), или 13 дней; полнолуние наступит на следующий день (14 - 13), т. е. 22 марта, что и дано в таблице.
        Древнейшее основание 3-го круга луны есть 4. Возраст луны 21 марта есть 24 (20 + 4) дня. До нового новолуния осталось 6 дней (30 - 24); а от него до полнолуния пройдет еще 14 дней. Следовательно, пасхальное полнолуние случится через 20 (6 +14) дпей после 21-го марта, т. е. будет 41-го марта (21 + 20), т. е. 10 апреля, как и дано в таблице 4. И т. п.
        В следующее (после этого полнолуния) воскресенье наступает христианская пасха. Пасхальное полнолуние носило много различных названий: пасхальная граница, фаска жидов, фаска жидом, законная пасха и т. п.
        В таблицах обращения Великого Индиктиона ныне древнейших оснований явно не помещают. В этой таблице имеются числа с названием "осиование" и "эпакта" (см. табл. 4-я).
        "Основание" есть возраст луны 1 марта, исправленный в XIV веке. Было замечено, что в XIV веке "древнейшие основания" не показывали уже действительного возраста луны 1-го марта (вследствие ошнбок юлианского


- 9 -

календаря и ошибок лунного цикла). Ннкифор Григора исправил эти основания, увеличив древнейшие на 2 единицы.
        Чтобы вычислнть пасхальное полнолуние по основаниям, помещаемым в таблицах обращения Великого Индиктиона, нужно предварителыио их уменьшить на 2 единицы.
        ??римечание. Если бы мы желали исправить основания для нашего времени, то пришлось бы их увеличить еще на 2 единицы (что и делается в современной Греческой церкви).
        Ряд чисел в обращении Великого Индиктиона с надписыо ?Эпакты" есть не что иное, как замаскированные даты пасхальных полнолуний, выраженные в числах александрийского календаря, с отсечением названий месяцев.
        В самом деле, если перевести приведенные в табл. 4 пасхальные полнолуния на александрийский календарь (см. табл. 32), то получится следующее соотношение между пасх. полн. н эпактами:

В 1 кр. луны пасх. полн. 2 апр. = 7 фармути; эпакта 7
во 2 кр. луны пасх. полн. 22 мар. = 26 фаменот; эпакта 26
в 3 кр. луны пасх. полн. 10 апр. = 15 фармути; эпакта 15
в 4 кр. луны пасх. полн. 30 мар. = 4 фармути; эпакта 4
в 5 кр. луны пасх. полн. 18 апр. = 23  фармути; эпакта 23
 и т. д. во всех 19 кругах луны.
        Таким образом этот ряд (т. е. церковные эпакты) показывает, что наша пасхалия в основе своей александрийского происхождения, но она подвергалась изменениям у византийцев в разные эпохи вплоть до XIV века включителъно (основания, вруцелета!).
        Таблица 6. Индикты. В таблице обращения Великого Индиктиона кроме перечисленных данных помещаются также ключевые буквы (см. далее табл. 9) н индикты.
        Индиктный счет никакого отаошения к пасхальноау счету не имеет. Это -- остаток древне-византийского счета времени пятнадцатилетними периодами. Номер года византийской эры в 15-тилетнем цикле называется индиктом года.
        До настоящего времени точная история возникновения этого счета не известна. Наши летописцы охотно пользовалнсь индиктами, хотя не все хорошо понимали этот счет. Перемена номера индикта -- 1-го сентября. Поэтому лишь сентябрьские года имели один индикт. Мартовские года от марта до августа имели один индикт, а от сентября до февраля другой. Вот это обстоятельство не все летописцы одинаково понимали. А потому индиктный летопиисный счет изобилует ошибками.
        Таблица 6 дает индикты годов без всяких вычислений. При проверке дат надо всегда иметь в виду примечание, сделанное к таблице 6-ой.

- 10 -


- 299 -

Послесловие редактора.


^Cтр. 1, стрк. 11-12. "Год, включающий в себя дату Р. X. (фиктивную), называется 1-м годом до Р. X., а следующий -- 1-м годом по Р. X." Ср. стр. 17, стрк. 35-6. Сам Н. В. Степанов знает, что истинной эпохой эры Дионисия малого было Incarnatio [Domini], т. е. благовещение, а не рождество Христово. Само собою понятно, что Дионисий, писавший в 1-ой половине VI века, в Риме, полагал благовещение 25 марта, а рождество Христово 25 декабря. Но в таком случае уже a priori невероятно, что он полагал рождество Христово 25 декабря 1 года до р. Х. = 5509 kata romaiouV [по "константинополъской" эре от сотворения мира], благовещение, следовательно, 25 марта того же 1 года до р. X., но kata romaiouV, -- слишком за 9 месяцев до начала своей эры "от воплощения Господа." Есть и другие веские основания думать, что Дионисий полагал благовещение 25 марта 1-го года своей эры = нашего 1 года по р. Х.= 5507 kata romaiouV, в день пасхальной Х?У-ой луны, пасхального полнолупия, и рождество Христово 25 декабря 1 года по р. Х. = 5508 kata romaiouV.
^Cтр. 2-5. Солнечные епакты, epaktai hliou = вруцелета только в наших славянских пасхальных таблицах приурочиваются к годам "византийского" круга солнца. В самой же Византии, насколько известно, эти епакты солнца употребляли почти только те хронологи, которые, как св. Максим исповедник в 640--641 г., держались александрийской, аппиановой эры и александрийского круга солнца (eikosioktaethriV tou hliou). Из хронологов, принимавшпх "ромейскую" эру, их знают писавший в 638/9 и 640/1 гг. монах и пресвитер Георгий1) и сирийские хронисты, у которых эти цифры называются "основанием года", sqasqa d snqa. Позднейшие византийские пасхалисты, державшиеся "ромейской" эры от сотворения мира (аноним 1079 года, Матфей Властарь в 1335 и 1337 гг. Исаак Аргир в 1373 г., аноним 1377 года [=псевдо-Аргир]) не знают никаких "епакт солнца", и свои п?равила для вычисления дней недели приурочивают прямо к кругам солнца. Зато епакты солнца хорошо известны западным средневековым компутистам, начиная с Дионисия малого и Беды. У них epactae solis чаще называются concurrentes dies hebdomadum, обычно просто concurrentes. Именно западные хронологи (Беда) и принимали их за день недели 24 марта.

1^Пасхалистическое произведение этого Георгия издано Fr. Diekamp'ом в Byzantinische Zeitschrift B. IX. 1900, SS, 24-33.


- 300 -

Что такое значение их -- не первоначальное, признает и Н. В. Степанов (стр. 5, прим. 1). Вопрос об их истинном, первоначалъном значении едва ли не относится к чнслу неразрешимых. Но совершенно бесспорно их александрийское происхождение. В Александрии эти цнфры употреблялись несомненно уже в IV веке. Они стоят под нменем qeon, дней "боговъ" (т. е. семи планет) в так называемых kefalaia(краткая хроника на 328--373 гг.. с пасхалистическими датами) при пасхальных посланиях Афанасия в., а в 378 году александрийский астроном Павел предлагает в своем "Введении в астрологию" (Eisagwgh eiV thn apotelesmatikhn) правнла для вычисления этих "чисел богов", posai twn qewn по годам эры Диоклитиана. Монах и пресвитер Георгий называет их: epaktai twn ebdomadwn, hgoun twn legomenon qewn и говорит прямо, что последнее название дают им египтяне (epaktai de qewn par AiguptoiV legontai anti tou epaktai twn ebdomadwn). Известно ему и названис epaktai hliou).
        Наши вруцелета совершенно тождественны с этими "числами богов" = "епактами солнца", и говорить о "преобразовании солнечных епакт в вруцелета года" -- едва ли основательно. Даже и размещение вруцелет по месяцеслову, быть может, и не представляет собой новшества, введенного толъко не ранее XIV века. Ведь "числа богов" могли стоять под всеми числами года и в александрийских языческих (а потом и христианских) календарях, подобно тому как стоят в сохранившихся римских календарях нундинные и воскресные буквы, Litterae dominicales.
^Cтр. 6, стрк. 29-30 "Пасха празднуется 1) в первое воскресенье 2) после первого весеннего полнолуния."
        По правилам принятой у нас александрийской пасхалии пасха празднуется в первое воскресенье после 14-го дня луны, следовательно в 15-21 дни луны циклического александрийского нисана. Но в IV веке этот 14-й день луны почти никогда не совпадал с полнолунием. Полнолуние обыкновенно приходилось на 15-й, иногда даже на 16-й день луны по александрийскому счету, и только в исключительных случаях на вечер 14-го. Поэтому и пасха в Александрии в то время совершалась не всегда "после" полнолуния, но иногда и в самый день полнолуния и даже раньше его.
^Cтр. 7, стрк. 33-34 "Византийские круги луны переработаны из александрийского
круга луны понижением номера круга на 3 единицы". -- Наоборот принятый в Византии сирийский круг луны древнее, приуроченного к эпохе Диоклетиана, александрийского 19-летнего лунного круга. Эпоха этого сирийско-константинопольского круга луны, как показал В.В.Болотов1, подобрана искуственно. За его 1-й год принят тот

1^Журнал Комиссии Русского Астрономического Общества по вопросу о реформе календаря в России. Приложение V (доклад В.В.Болотова на заседании 3 мая 1899 года), стр. 33.


- 301 -

лунный год, начало которого, 1-е тишри, приходится на 24-е сентября, день осеннего равноденствия, идеальное начало сиро-македонского лунного года. Этого именно "лунного" круга с основанной на нем пасхалии, назначавшей пасху 2 раза в 19 лет на 4-6 недель раньше александрийской пасхи, и держались, по мнению В.В.Болотова, около 325 года сирийские протопасхиты, совершавшие пасху вместе с иудеями. Уже это согласие сирийских христиан с (сирийскими) иудеями говорит за относительную древность этого лунного цикла. По всей вероятности, и христиане и иудеи в Сирии имели у себя этот цикл еще около середины III века, заимствовав его еще в II веке. Александрийский же "19-летний" цикл  не мог быть изобретен раньше 284/5 г. эпохи Диоклетиана.
^Cтр. 8, стрк. 13-14
');


Rambler's Top100