Rambler's Top100

Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Первая десятка | Топ-лист | Регистрация | Дискуссионный клуб | Научный форум | Исторический форум | Русская идея

Тип запроса: "И" "Или"


Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  Кошачий ящик Василия Пригодича  Классики и современники 
Дискуссия

Обозрение

ЕРДИТЫЕ ТРЕЛЫ ЕРДЮЧЕНКО АЗЯТ

без устали

21.06.2004
17:01

Писательство как форма существования

16.06.2004
12:32

Чиcтильщики Сети. Новый Jouli Андреев

05.06.2004
06:53

Русская самоненависть Салтыкова-Щедрина

28.05.2004
11:29

Человек-оркестр

24.05.2004
13:32

В помощь студенту-филологу: славянский триумвират

24.05.2004
13:09

Сердюченко о самом себе. Выдержки из "автобиографического"

11.05.2004
11:57

Евреи и я. Между Амстердамом и Нью-Йорком

    ЛАРИСА ВОЛОДИМЕРОВА (Амстердам),

    МИХАЭЛЬ ДОРФМАН (Нью-Йорк)

     

    В продолжение полемики об ╚антисемите╩ из Львова. Опыт взаимного интервью.

    Л. В.: Михаэль, в ряде эмигрантских СМИ состоялся неплохо, по-моему, организованный наезд на львовского профессора Сердюченко. ╚Равняясь на антисемита╩ - вот лишь один из заголовков одной из ╚антисердюченковских╩ статей (╚Русский экспресс╩, Канада, 8/15/2003, Вып. ╧ 288). Мы с тобой израильтяне по до сих пор не сданным паспортам и по сердечной зависимости. Кроме того, Сердюченко твой земляк, да и я прокатилась к нему во Львов в июле. Прошу поэтому высказаться, как знатоку проблемы: Валерию С. действительно грозят юридические неприятности за публичные выступления на еврейскую тему?

    М. Д.: Если говорить о США, то свобода слова защищается у нас первой поправкой к Конституции, и антисемитизм √ действительный и мнимый, как и его критика, не запрещены. В других странах дело иное. В Германии, например, или в Англии клевета наказывается, особенно если есть намерение нанести ущерб.

     

    Л. В.: Помнится, ты здорово наказал нескольких газетных щелкоперов за ╚прохаживание╩ на твой собственный счет. Некая крупная газета запросила пощады, когда узнала, кто твои адвокаты. На тебя действительно работают серьезные адвокатские фирмы?

     

    М. Д.: Во всяком случае, до сих пор получаю от одной из таких газет ежемесячный чек по решению суда. Другого ретивого писаку его издание бросило, и ему не удалось привлечь свою газету к тому иску, что мы подали. Так что платит сам. В Украине, насколько я знаю, тоже есть статья за разжигание национальной розни. Но там милиция на Сердюченко телеги не примет. Не то, что в наших северо-американских палестинах.

     

    Л. В.: Наезд на Валерия Сердюченко в статье Татьяны Путинцевой (╚Заметки по еврейской истории╩) и Михаила Эдельштейна (╚Русский журнал╩) зиждятся на двух посылках: 1) в молодости В. Л. что-то там охранял за гулаговской колючкой, и 2) В. Л. сотрудничал в ╚Русском Переплете╩, то есть попал в переплет.

     

    М. Д.: Про ╚Русский Переплет╩ ничего не слыхал, да и говорить об организованной охоте, исходя из пары статей √ преувеличение. Но дело не в этом, а в национальной закомплексованности ругателей. Несмотря на наше с тобой израильское гражданство и соответствующую родословную, мы тоже не застрахованы от обвинений в антисемитизме. Смотри, ты говоришь ╚организованная╩, а у них среди критериев антисемитизма значится ╚мировой заговор╩. Забавно?

    Два великих сатирика говорили, что есть большой мир и маленький мирок. В еврейских делах тоже так. Есть большой еврейский мир, где Вуди Аллен снимает фильмы, Сол Беллоу и Филипп Рот пишут романы, Даниэль Баренбойм играет Вагнера, Аллен Гринспан определяет мировую учетную банковскую ставку, Мильтон Фридман и Даниэл Каннеман получают нобелевские премии по экономике, замминистра обороны Пол Вулфовиц конструирует новый Ближний Восток, а сенатор Джо Либерман выставляет свою кандидатуру на пост президента США. Этот большой мир никак не связан с маленьким мирком ╚организованного еврейства╩, где без конца выясняют, кто такое еврей и воюют с антисемитскими мельницами. Свое отношение к подобным войнам я выразил в статье ╚Наши дети будут жить при антисемитизме╩.

    В большом еврейском мире относятся ко всем этим местечковым плакальщикам со снисходительным презрением, как и везде профессионалы относятся к дилетантам. Невозможно представить, чтобы Джо Либерман или Мильтон Фридман появились в масс-медийной тусовке по проводу, допустим, выеденного яйца ╚еврейской идентификации╩. Я показал статью Валерия Сердюченко знакомому сотруднику Антидиффамационной Лиги в Нью-Йорке. Тот недоуменно пожал плечами и сказал, что никакого антисемитизма в статье нет. Но тут же добавил, что статья вызовет громы и молнии со стороны рассерженных еврейских пионеров и пенсионеров!

    Упомянутая тобой статья Татьяны Путинцевой режет слух первым же абзацем: ╚Да как ещё читать Сердюченку?╩. Оскорбительный пассаж с украинской фамилией столь же отвратителен, как если бы наткнуться на какого-нибудь ╚пархатого рабиновича╩. Неужели Татьяне Путинцевой не приходит в голову, что со стороны она смотрится великорусским ╚благородием╩, выговаривающем свысока украинскому холопу?

    Хочешь аналогию? Недавно некий израильский депутатишко от религиозно-националистического партийного мирка ╚Наш Дом Израиль╩ назвал еврея из ╚большого мира╩, американского посла в Израиле Карцера ╚жиденком╩. Впрочем, о феномене местечкового еврейского завистничества (и самоненавистничества) я писал в статье ╚Если б я был Гитлер╩ .

    Л. В.: Что касается лично знакомой мне Татьяны Путинцевой, то я с тобой согласна и одновременно не согласна. Она действительно не сумела предусмотреть, ╚как это слово отзовется╩ в ушах у самолюбивых украинцев, но изначальный стимул ее правозащитной деятельности не вызывает у меня сомнения в чистоте и благородстве.

    Что же касается ╚Русского Переплета╩, лично я не считаю возможным там выступать и потребовала снять свою прозу, как только разобралась в антисемитской ориентации издания. Из песни слова не выкинешь: до недавнего времени Сердюченко действительно там публиковался. Но он вообще непредсказуем и мировоззренчески ╚невычисляем╩. Вот что он ответил на вопрос о его литературно-читательских пристрастиях: ╚Последние десять лет кроме Библии, подшивки ╚Сад и огород╩ и ╚Устава Внутренней и Гарнизонной Службы СССР╩ вообще ничего ни читаю╩ (цитата из письма).

    М. Д.: Не знал, что Путинцева - правозащитница. И не знаю, что надо защищать больше √ еврейские права, на которые сегодня вроде никто не покушается, или право на слово, неприемлемое Татьяной Путинцевой.

     

    Л. В.: Правозащитник необходим во все времена: он борется против насущного режима, служит общегуманистическим ценностям и защищает попавших в беду. В свою бытность в Израиле ты очень много сделал для того, чтобы власть не третировала русских детей, а мне повезло пробить там же массу радиопередач и статей о бесправии русских репатриантов √ конкретном и общем √ перед раскрашенным ликом государства. Сегодня ты расширяешь спектр своей правозащитной деятельности в Америке, а я борюсь в Нидерландах против депортации в Россию тех, кого там может ждать тюремное заключение или даже смертная казнь.

    Но вернемся к статье Татьяны Путинцевой. Что в ней конкретно вызвало твое несогласие?

     

    М. Д.: Путинцевой кажется, что, начиная с ерничанья, она постепенно переходит на серьезный тон, нагнетает атмосферу, а затем объявляет окончательный приговор: ╚статья √ черная!╩. Как хочешь, а это словарь экстрасенсов, гадалок и кликуш. Знаю, что говорю, потому что сам практикую гадание на Taro.

    Путинцевские ерничанья в адрес Сердюченко - это как если бы честная рабочая комсомолка затеяла стриптиз. Приличной женщине раздеваться и ерничать на публике все же неудобно, и она делает все наоборот √ выходит на сцену без стеснения и┘ одевается. Но чем старательнее она обряжается в серьезную даму, тем трудней ей сдерживаться, и статья строится по частушечной схеме ╚Ах, он и это сказал┘Ой! И еще это!┘Ой!╩. Кульминация наступает в конце, когда по законам провинциального театра актер сдергивает маску, и все (кроме актера) видят, что маска-то была лицом.

    Я нашел Сердюченко в Интернете несколько лет назад, просто потому, что земляк. Мне земляки интересны. ╚Мои╩ львовяне √ это миллионер Михаил Фридман, российский политик Григорий Явлинский, израильский парламентарий Геннадий Ригер, драматург Виктюк, а сколько их еще было во Львове, и скольким из них ╚националистический╩ Львов дал путевку в жизнь: изгнанный отовсюду профессор Лурье, автор ╚Антисемитизма в Древнем Мире╩, именно во Львовском университете нашел в 70-е годы пристанище, кафедру и сочувственный приют.

    Но как ты сама ╚вышла╩ на публицистику Валерия Сердюченко?

     

    Л. В.: Просматривала по диагонали, пока Олег Вулф года три назад не надоумил ее не пропускать. С тех пор читаю усердно. Нашла на ╚Свободе╩ и благожелательный текст Бориса Парамонова о Сердюченко. А затем посочувствовала сетевой болтушке ╚Люц╩, которая накатала донос его университетскому начальству. В итоге профессора понизили, почти что оштрафовали, но сама ╚Люц╩, по слухам, попала на полугодичное излечение в больницу. ╚После этого √ значит, вследствие этого╩. В. Л., конечно, не в курсе, да кто-то надоумил наивно-простодушную американку на этот злокозненный шаг. Анти-сердюченковский шабаш, воцарившийся в русскоязычном масс-медийном пространстве, раздут и, по-моему, довольно умело.

     

    М. Д.: В сетевые форумы не ходок-с. О Сердюченко-то, не думаю, что кто-то надоумил. Писать телеги, истерические доносы-статьи и прочее √ этому атмосфера ╚маленького мира╩ способствует. Для некоторых сетевых краснобаев ╚большой мир╩ √ это они сами. Хуже бывает, когда болезненное пристрастие к выяснению отношений обнаруживают редакторы и модераторы интернет-изданий. Замнем для ясности и во имя репутации этих самых редакторов и изданий.

     

    Л. В. : Хорошо. Но как нелепы эти наивные еврейские гречкосеи, о которых Сердюченко высказался следующим образом:

    ╚Дорогие мои! Вас кидали, кидают и будут кидать. Там, ╚наверху╩, творится совершенно другая, неизвестная вам действительность╩.

    А затем, пройдясь по ╚неистовому израильскому патриоту╩ Евг. Берковичу, отчеканил:

    ╚Когда безумные честолюбцы Бен-Гурион и Голда Меир задумались, как им реализовать себя в глобальных масштабах, они заказали у романтической еврейской интеллигенции идею ╚исторической родины╩. Интеллигенция клюнула на эту приманку - и мается ныне, соблазненная и покинутая, у чуждых ей Мертвых берегов╩ (В. Сердюченко, ╚Болтуны╩)

    Углекислая правда. Но ведь правильная!

     

    М. Д. : Да уж. Знаешь анекдот? Не тот, классический, где еврей читает антисемитскую газету и говорит, что она ему нравится потому, что в еврейской газете про погромы и преследования, а вот в антисемитской √ там великое и могучее мировое еврейство. Есть другой, более соответствующий. Видит еврей черного, читающего еврейскую газету. Подходит и спрашивает: - Тебе мало, что ты негр?

    На Сердюченко накинулись не за то, что он написал, а за то, что не по чину лезет в еврейскую тему. В маленьком еврейском мирке он воспринимается, как жидофоб и совок. В большом √ как сочувственный и трезвомыслящий нарратор еврейской темы в мировом гуманистическом пространстве. Ты читала его статьи, посвященные Нине и Александру Воронелям, Михаилу Юдсону, Фридриху Гореншетейну, Дине Рубиной, Дану Дорфману, Вадиму Ярмолнцу, творческой группе ╚Сетевой Дюк╩, которую он не уставал рецензировать на прошлогодних страницах нью-йоркского ╚Нового Русского Слова╩?

     

    Л. В.: Бьют немолодого, умнейшего человека... Из личного общения с ним у меня возник образ, на котором настаивает сам Валерий Леонидович: этакий прикарпатский отшельник-туземец, удалившийся под сень струй и кормящийся плодами с собственного дачно-огородного участка. Немедленно пригласив разделить с ним его огородные заботы, он сунул мне в карман номер местной львовской газеты. Эпиграфы к его очередной статье гласили::

     

    ╚Много будешь читать, императором не станешь╩

    (Мао-дзе-Дун)

     

    ╚Чем больше книг я читал √ тем больше глупел╩

    (оный же Мао).

     

    М. Д.: Не приложу ума, где тут антисемитизм. Я уже встречал тексты, где в Михаиле Булгакове, несмотря на его авторитет чуть ли не пятого евангелиста, тоже ищут антисемита. Так что Сердюченко - в хорошей компании.

26.04.2004
12:54

Между Валентином Катаевым и Михаилом Жванецким

21.04.2004
18:42

Русский камертон

19.04.2004
13:05

Автопортретное

01.04.2004
13:57

Первоапрельское. Гимнописец Григорий Гончарук

27.03.2004
18:47

Литературные поминки 2004

25.03.2004
11:21

"Юзьо" из "Поступа"

22.03.2004
13:52

Калифорнийские деконструкции

09.03.2004
12:26

Ностальгическое

26.02.2004
12:57

Антиинтеллигентские советы

22.02.2004
12:16

О Достоевском. В последний раз.

16.02.2004
20:50

Объяснение в ненависти

11.02.2004
17:36

Достоевский-полифонист

30.01.2004
12:04

Казанские сироты в усадьбе Ростовых

1|2|3|4|5|6|7|8|9

 

  Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100
  Rambler's Top100