Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Дискуссия Rambler's Top100

Подписаться на новости культуры

TopList Яндекс цитирования
НОВОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новости

"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

02.01.2017
17:55

Новые зарисовки профессора Липунова

02.01.2017
17:44

Леонид Нетребо открывает новый год рассказом "Закрывай"

02.01.2017
15:29

Оклеветанный Царь Иван Грозный

02.01.2017
14:28

"Почему мне стыдно?" - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

01.01.2017
15:49

Александр Костюнин, "Зоо-рай и Трансформер."

01.01.2017
15:46

Никита Николаенко, "Потенциальный миллионер"

01.01.2017
15:39

Юрий Кучумов в Русском переплёте

31.12.2016
12:28

"Некоторые картины Вадима Киреева." - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

30.12.2016
20:13

2 благотворительных концерта в Музее-усадьбе М.П.Мусоргского в селе Наумово Псковской области

    Это картинка Статья журналиста Исайчикова Виктора Фёдоровича, с его согласия после отказа разместить в районной газете "Пламя".

    В августе состоялось два концерта в музее М.П.Мусоргского - солиста Московского академического музыкального театра им.А.С.Станиславского и В.В.Немировича-Данченко Дмитрия Степановича, организованный музеем в содружестве с Клубом любителей русских басов. В Белой гостиной музея собралось около пятидесяти любителей музыки из Наумова, Жижицы и других сёл, как коренных селян, так и дачников из Москвы, Петербурга, Мурманска…

    Директор музея Л.Д.Николаева рассказала о том, каким образом у музея завязались дружеские отношения с Клубом любителей русских басов и её председателем Вячеславом Алексеевичем Сидоровым, а Сидоров рассказал о певце и о музыкальной работе общества.

    Но концерт – это не столько слова, сколько музыка и пение. Дмитрий Степанович - бас, обладатель не только сильного, но и подвижного голоса приятного тембра. Но главное, что показал артист – это редкостное вдумчивое, творческое и именно артистическое отношение к произведениям Мусоргского, которые составили основную часть программы концерта. Более того, нельзя не отметить их вдохновенное исполнение – и это не дежурные слова, а большое везение для слушателей, ибо вдохновенное исполнение бывает далеко не всегда и далеко не у всех. Певец в редких и скупых комментариях не скрывал своего восторженного отношения именно к Мусоргскому – и, надо сказать, что исполнение романсов и арий, трудных для исполнителей вообще (а некоторых романсов особенно, поскольку они написаны для более высоких голосов, баритонов, теноров или сопрано), удалось Дмитрию блестяще.

    Большую часть программы заняли вокальные циклы, которые редко можно услышать в концертах. Во всяком случае, корреспондентке за полвека регулярных посещений концертов они до сих пор были известны преимущественно в записях. Кстати, единственный «живой» концерт произошёл в том же театре, когда вокальные циклы Мусоргского предваряли премьеру «Хованщины»; два отрывка из этой оперы Дмитрий также исполнил в концерте.

    Для популярности вокальных циклов Мусорского имеется ряд препятствий: во- первых, они технически трудны для исполнения. Не случайно, что часть вокальных произведений Мусоргского русские исполнители 19 и 20 веков считали вообще невозможными пропеть; не к чести российских исполнителей, но полное собрание произведений Мусоргского впервые было записано в Италии к юбилею гениального композитора…

    Во-вторых, два вокальных цикла («Без солнца» и «Песни и пляски смерти») тяжело воспринимать: пронзительные слова о тоске одиночества или о смерти по-настоящему нельзя слушать без слёз. А вся ли публика готова к этому? После романса «Серенада» (из цикла «Песни и пляски смерти») Дмитрий не удержался от вопроса–комментария, подчеркивающего парадоксальную гениальность Мусоргского: «Не правда ли, что музыка о смерти внешне красива?» Перед началом второго отделения Дмитрий заявил, что разбивать музыку гениального Мусорского в этом священном месте, музее Мусоргского, музыкой его товарищей по «Могучей кучке, он считает невозможным; поэтому произведения других авторов он исполнит в конце концерта – и нельзя не признать, что это решение было вполне оправданным.

    Дмитрий действительно исполнил в конце концерта два произведения других авторов: «Серенаду Дон-Жуана» П.И.Чайковского и «Баркаролу» Шуберта. И хотя легкое и популярно произведение Чайковского было встречено публикой восторженно, но этот восторг не передался исполнителю; он прекрасно знал, что это произведение совсем другого уровня… И когда Л.Д.Николаева говорила о том, что произведения Мусорского не были глубоко поняты его современниками – то ведь это она сказала и о наших современниках. К сожалению, до глубины его гениальных произведений дойти мешает более лёгкая и популярная музыка – даже великого Чайковского.

    В конце представления публика и дирекция музея попросили певца дать ещё один концерт – и певец с удовольствием согласился.

    Второй концерт Степановича состоялся 12 августа. Дмитрий на этот раз исполнил в начале те произведения композиторов «Могучей кучки» (Бородина, Кюи, Балакирева, Римского-Корсакова), которые он пропустил в первом концерте, а затем несколько романсов Мусоргского, Чайковского, и, уже по просьбе зрителей, «Очи чёрные»… Если большей части публики наибольшее удовольствие доставила популярная романсовая и оперная классика, то, наибольший восторг вызвало исполнение произведений Мусоргского, особенно романса «Семинарист», исполненного Степановичем с особым юмором и артистизмом.

    И риторический вопрос - станет ли 21 век веком Мусоргского хотя бы на его родине? С Псковской землёй неразрывно связана жизнь и творчество двух самых великих русских гениев – Пушкина и Мусоргского. И если слава и почитание Пушкина (при том, что он до сих пор остается самым загадочным русским поэтом) установились уже более полутора веков, то гениальный пскович Мусоргский до сих пор находится где-то на обочине русской культуры. Или американо-западноевропейский (да и отечественный) музыкальный хлам, пропагандируемый СМИ, ещё на век станет духовной пищей российского обывателя? Мы об этом сказать не можем… Возможно, для этого потребуется ещё один век

    В.Ф.Исайчиков

    От Сидорова только примечание: 2016 год - 135 лет со дня смерти М.П.Мусоргского (1839-1881).

    В.Сидоров

30.12.2016
13:50

Андрей Саломатов, "Знакомые нашей ёлки"

29.12.2016
19:03

Владислав Кураш под Новый год

29.12.2016
18:21

С новым 2017 годом!

27.12.2016
18:07

Алексей Головко: "Солнечный удар"

26.12.2016
11:49

Скорбим...

25.12.2016
13:42

273-й Вечер "Русского переплёта" состоится 30 декабря 2016 г.

24.12.2016
12:54

Смешной русский гений или создадим музей рондизма!

23.12.2016
11:29

"Отчёт о чтении." - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

21.12.2016
17:24

"Скрежет на Валерия Куклина." - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

21.12.2016
12:36

Папа Лёня Фролов: МОНАСТЫРСКАЯ МОЗАИКА

21.12.2016
11:52

"Я живу жизнь или жизнь живёт меня?" - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

<< 141|142|143|144|145|146|147|148|149|150 >>
 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100