Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Дискуссия Rambler's Top100

Подписаться на новости культуры

TopList Яндекс цитирования
НОВОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новости

"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

26.03.2007
16:04

Рольф Майзингер в "Русском переплете"

25.03.2007
17:05

Новые стихотворения Ларисы Миллер

23.03.2007
12:14

Романтическое путешествие в Париж

23.03.2007
00:15

"Василий Пригодич. Пелевин, Пелевин и еще раз Пелевин." - новое в обозрении "Кошачий ящик" Василия Пригодича

22.03.2007
19:39

Наталья Арбузова: Орловщина без малого сто лет тому назад

22.03.2007
18:56

Александр Фитц о новой книге Виктора Кригера

22.03.2007
18:02

"ВОИН ХРИСТОВ АНТОН ДЕНИКИН" - новое в обозрении Александра Богатырева

21.03.2007
17:04

Аркадий Полонский: асимметричная антитеза в поэзии Тютчева

21.03.2007
14:38

"ЧТО ТВОРИТСЯ В РАЙСКИХ КУЩАХ?" - новое в обозрении Валерия Куклина "Литература и мы"

20.03.2007
17:48

-автра 21 марта будем отмечать ВСЕМИРНлЙ ДЕНЬ ПОЭ-ИИ

20.03.2007
10:36

Роман Виорэля Ломова "Солнце слепых"

19.03.2007
11:58

Анонс журнала <Север>

    Друзья, приглашаю Вас ознакомиться с последним анонсом журнала <Север>.
    Виктор Сиротин.

    О возрождении какой деревни речь?
    На страницах <Севера> прочно укрепился Виктор Сиротин, которому очень подходит определение <мыслителя>. Он оригинален в любой области и уверенно гнет свое. В 3-4 номере Сиротин выскажется по проблеме сохранения русского языка, а в 5-6 выступит со статьей <Будущее России не в избе>, весьма точно характеризуя почвеннические тенденции русской литературы живописи. Основной пафос его статьи: о возрождении какой деревни идет речь? Мы приводим здесь небольшой фрагмент, вот он:

    <В первой трети XIX века творческая жизнь России имела достаточно убедительный для общенародного подъёма повод. Им была победа в Отечественной войне 1812-го года. И искусство, и литература достойно откликнулись на это событие русской истории, - во многих своих формах укрепив связи с отечественностью. Достаточно упомянуть творчество В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, романистов М. Н. -агоскина, И. И. Лажечникова, музыкальные произведения С. А. Дегтярёва, А. Е. Варламова и М. И. Глинки. Однако позитивный исторический момент был использован однобоко и вне связи с жизнедеятельностью всего государственного организма. Помпезность во внутренней политике и инертность во внешней, подчеркнув имевшиеся противоречия, незамедлили привести культурные слои русского общества (замечу, - продолжавшего существовать отдельно от своего народа) к разочарованию с последующим отсутствием стимула к совершенствованию того, что <высочайше> не полагалось даже и меняться. Отсюда поражение в Крымской войне (1853-1855). После этого и последущих нахальных <вердиктов> победившей Россию <семёрки>, лишённые вдохновения <тузы> России увидели, что российское общество стоит... <на глиняных ногах>. Но, вместо того, чтобы начать, наконец, двигаться, разгоняя застоявшуюся кровь, - <общество> только и стало говорить о своих болезнях. Результаты не замедлили сказаться. С середины века замирают скульптура и архитектура России. Первая становится академически слащавой или <разночинно>-камерной, а вторая <уходит> в обслуживание функций городов. В этот же период, вдохновлённые бунтом выпускников Российской Академии (1863), в русскую живопись на измождённой и голодной <Тройке> В. Г. Перова въезжают крайне пессиместические настроения.

    Но и не в ней одной было дело. До Перова ипохондрия свила своё гнездо в творчестве Павла Федотова, где название картин говорят сами за себя - <Утро чиновника, получившего первый крестик> (1846), <Разборчивая невеста> (1847), <Вдовушка>, <Сватовство майора> (1848), и др. Крайне пессимистическими были картины М. Клодта <Больной музыкант> (1859) и <Последняя весна> (1861), в которой освещённая благословенными весенними лучами изображена умирающая девушка в окружении умирающих от горя родственников. Но лидерство в этом отношении по прежнему принадлежало В. Перову. Изобразив <Проводы покойника> (1865), где убитая горем вдова с двумя (конечно же, - нищими и голодными) детьми сопровождает повозку с гробом. Всё это <перовское горе> тащит кляча, которую автор почему-то воспроизвел недостаточно истощённой и замученной. До того как убить в зрителе вский интерес к жизни, Перов выжимает какую бы то ни было жизнь из самих красок, ибо все цвета картины извещают о последней стадии своего умирания... В картине <Утопленница> (1867) тоже нет никакой жизни, потому что даже застывший у тела весь в куреве полицейский никак не олицетворяет её (жизнь). Но если мёртвая утопленнца изображена миловидной и вызывает всё же сочувствие у готового разрыдаться зрителя, то живые персонажи картин больше напоминают свиные рыла, а потому вызывают (потому как задумано так) <справедливое негодование>. Таковы <лица> в картине <Сельский крёстный ход на пасхе> (1861), где пьяно-рылые-в-дым крестьяне только что не вываливаются из картины. Так же и в <Чаепитии в Мытищах> (1862) - <рыло>, <как и положено>, вызывает у зрителя не меньшую ненависть, ибо ясно, что калеке-солдату ничего не светит рядом с этим... боровом-иереем. <Такие вот они, - православные...>, как бы нашёптывает автор на ушко зрителю, который даже и без подсказки почти готов уже <дать в рыло>... священнику. Ну а при рассмотрении <Последнего кабака у заставы> (1868) недобитого ещё зрителя просто колотит и от холода, и от негодования... на всё... и вообще...

    Так, Русь, с лёгкой руки Гоголя крылато отождествлённая с <птицей тройкой>, - неверной рукой Перова обернулась в <тройку> замученных работой и замордованных жизнью мастеровых (полное название картины - <Тройка. Ученики мастеровые везут воду>, 1866). Ибо никакие другие мысли и настроения не могут возникнуть при виде запряжённых в сани вместо лошади оборванных детей, в жесточайшую зиму из последних сил тянущих огромный бак с водой.

    Вымирал народ... в живописи не только во времена Клодта и молодости Перова, но и в творениях следующего поколения художников. В. Поленов пишет <Больная> (1886). Справедливости ради замечу, что умирали не одни только женщины... Восстанавливая <объективную картину>, В. Максимов пишет <Больной муж> (1881), а Сергей Иванов создаёт в буквальном смысле убийственную произведение - <В дороге. Смерть переселенца> (1889), в котором убитая горем женщина лежит рядом с трупом мужа. Жара кругом, судя по теням, нестерпимая. Маленькая, обгоревшая на солнце девочка, ничего, очевидно, не понимая, - дико уставилась на своего недавнего отца... Надо сказать, что Сергей Серов вообще был мастером <жанра>, никому не оставляющего надежд на жизнь.

    Ну а как обстоят дела у живых? Увы, тем, кто выжил от <живописного мора>, тоже было не сладко, а иные из них и вовсе были готовы променять жизнь на смерть. Словом, народ тогда, если не умирал, тонул или вешался, - то ругался или судился, в чём мы убеждаемся глядя на картину <Семейный раздел> (1876) - тоже Максимова.

    <Ну а где же спасители Отечества? - возопиёт кто-то в отчаянии, - Где они, родимые?>.

    И они тоже есть - как же без них-то. В. Маковский создаёт полотно <Вечеринка> (1875-1897) - долго создавал и, очевидно, не без удовольствия. В ней впечатляют образы прогрессивной молодёжи, то бишь - революцонной интеллигенции. Один из <интеллигентов> стоит посреди комнаты в расхристанной позе с <цигаркой> в зубах, пол заплёван, повсюду раздавленные окурки, грязь - обо всём остальном можно только догадываться. Фантазию, впрочем, особо напрягать не приходится, ибо сидящая за столом девушка (студентка?!) всем своим видом выражает полное удовлетворение сложившимся в доме <положением вещей>. Что касается рабочего класса, то он либо <вкалывал> с утра до вечера <на душегубов> (Н. Касаткин. <Углекопы. Смена. 1895>), черными глазищами прожигая <тьму жизни>, либо, если был малосознательным элементом, - пил в остальное время горькую (как то нам долго внушали - от безысходности, то есть, - <по-уважительной причине>), <наяривая> на фисгармонии незамысловатые мелодии (В. Маковский. <На бульваре>. 1886-1987). Ну и, конечно же, не могли наши правдолюбцы не откликнуться на тяжёлый труд женщины. Александр Архипов с готовностью пишет картину <Прачки> (1890), где, судя по густому пару, бельё варится едва ли не вместе с самими прачками... Не отставал от молодёжи и Илья Репин. Где ни видел он народ, там слышал он <некрасовский> стон его и скрежет зубовный (<Бурлаки на Волге>, 1870-1873). Куда более талантливый, нежели <любители вечеринок>, и общавшийся с теми, кто мог и вправе был поправить его в деталях (отсоветовал же кто-то ему в <Бурлаках> записать наблюдавшую страдания народа элегантную аристократку с зонтиком), да и в выборе темы помочь. Но и Репин (и даже Валентин Серов) отдаёт дань моде, впрочем, более продуманно и несколько деликатнее воспроизводя дух времени (<Отказ от исповеди> (1879-1885), <Не ждали> (1884), <Арест пропагандиста> (1880-1892).

    От всей этой социал-демократической и прочей желчи русское искусство могло бы задохнуться, если бы в какой-то мере не было уравновешено вдохновенными и деятельными образами настоящего и прошлого России. Достаточно упомянуть жизнеутверждающее творчество гениально одарённого художника Валентина Серова (<Пётр
    I> - 1907, <Девушка освещённая солнцем> - 1888, <Мика Морозов> - 1901, <Дети> - 1899, и ряд других). Исключительна сильна в живописном и духовном образе портрет кисти И. Репина <Актриса П. А. Стрепетова> (1882). Мощную и весьма позитивную роль в русском искусстве сыграли огромные полотна великого живописца Василия Сурикова. И им были задействованы трагические мотивы российской истории, но сибирская душа его, не заражённая столичной около-интеллигентностью, ощущала жизнь шире, здоровее и глубже большинства его коллег. Духовное здоровье и приятие бытия подвигало живописца раскрывать таившиеся силы русского народа. Шедеврами русского и мирового искусства являются знаменитые полотна Сурикова <Утро стрелецкой казни> (1881), <Меньшиков в Берёзовке> (1883), <Боярыня Морозова> (1887), <Переход Суворова через Альпы> (1899), <Взятие снежного городка> (1891), и ряд других. Чистая душа автора и вера в Россию сияет с полотен глубоко религиозного Виктора Васнецова (<Три богатыря> -1898). Путь духовного осмысления России освещают светлые идеи произведений Михаила Нестерова (<Видение отроку Варфаломею> - 1889-1890), <Под благовест> - (1895). Особняком от всех стоит творчество великого Врубеля. И у него находим мы печаль, и его творения пронизаны трагизмом. Но, вдохновлённый творчеством другого титана духа - Михаила Лермонтова, художник никогда не опускался до пережёвывания преходящих реалий..>.

     



    Виктор Сиротин

19.03.2007
11:46

22-24 ноября 2007: "ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В РОССИИ"

16.03.2007
15:15

"ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И СОЛЖЕНИЦлН" - новое в обозрении Валерия Куклина "Литература и мы"

16.03.2007
14:58

16 марта 2007 года состоится 128 вечер "Русского переплета"

15.03.2007
14:09

"Аутичное свидание" Марины Ершовой

14.03.2007
12:54

Четыре рассказа Александра Фитца

13.03.2007
22:04

Владимир Лорченков в финале Русской Премии

09.03.2007
17:56

Валерий Куклин: Роман "Прошение о помиловании", часть третья

07.03.2007
17:49

С праздником весны!

<< 271|272|273|274|275|276|277|278|279|280 >>
 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100