Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Дискуссия Rambler's Top100

Подписаться на новости культуры

TopList Яндекс цитирования
НОВОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новости

"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

21.09.2001
11:24

Пьеса Маргариты Сосницкой "Горбун"

20.09.2001
14:12

Дума приняла новый земельный кодекс

20.09.2001
01:31

"Пути и тропы.
О прозе Михаила Тарковского." - новое в обозрении "Классики и современники"

19.09.2001
10:47

Лейла Курбанова, "Рубеж нравственности или о помыслах Сатаны."

18.09.2001
18:56

Письмо президенту и правительству США

18.09.2001
11:28

"Фиолетовый глаз"

17.09.2001
12:06

Альфред Барков в "Русском переплете": Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита": "вечно-верная" любовь или литературная мистификация?

16.09.2001
14:51

Новые стихи Олега Асиновского

16.09.2001
13:21

"Местное самоуправление: традиции и современность"

14.09.2001
18:49

Влюбленный Мольер

    Пьесу Михаила Булгакова "Кабала святош" во МХАТе ставят уже в третий раз. Ее премьера все время совпадает с переменами в жизни этого театра.

    Пока "Кабалу" выпускали в первый раз (спектакль репетировали семь лет, сыграли 15 февраля 1936 года и сняли с репертуара 11 марта после разгромной статьи в "Правде"), Станиславский потерял интерес к театральным постановкам, стал заниматься педагогикой и углубился в изучение своего метода. Премьера второго спектакля (в 1988 году "Кабалу святош" поставил Адольф Шапиро) вышла вскоре после раздела театра на МХАТ им. Горького и МХАТ им. Чехова. Мольера в этом спектакле играл Олег Ефремов. Когда "Кабалу святош" сняли с репертуара, он не раз говорил о ее возобновлении и о том, что Мольера должен играть Олег Табаков. Шапиро отказывался. Постановка была рассчитана на индивидуальность Ефремова, к тому же режиссер считал ее эстетически устаревшей.

    После смерти Ефремова его просьбы обрели статус завещания, и третья постановка "Кабалы" снова состоялась в "эпоху театральных перемен". Ее премьера по разным причинам откладывалась. Роль Мадлен вместо Натальи Гундаревой стала играть Ольга Яковлева (замена произошла еще до трагедии, случившейся с актрисой). Возглавивший МХАТ Табаков называл будущий спектакль "опорной точкой репертуара". Было ясно, что булгаковской образ сильно отличается от индивидуальности актера. Ходили слухи, что в новой работе зрители увидят еще неизвестного им Табакова.

    В интервью Шапиро говорил, что ставит спектакль, ничем не похожий на прежний. Режиссер уже несколько раз менял шаблонное восприятие известных пьес, придумывая неожиданную трактовку (достаточно вспомнить его спектакль "На дне"). Основным конфликтом "Кабалы святош" всегда оставался конфликт между художником и властью. Самыми запоминающимися эпизодами в спектакле 1988 года были дуэты-поединки двух великих лицедеев: Людовика XIV (его играл Смоктуновский) и Мольера. Придумывая новый вариант, Шапиро вступил в полемику не только с традицией, но и с самим собой.

    В его новом спектакле возник образ мира-театра. -десь даже Людовик (Андрей Ильин) разыгрывает представления со своими подданными. Или с удовольствием наблюдает, как его роль исполняет шут по имени Справедливый Сапожник (Владимир Кашпур). Первым и лучшим актером оказывается, конечно же, Мольер. Конфликт между образом Булгакова и актерской индивидуальностью Табакова разрешился в пользу индивидуальности. Если структура прежнего спектакля больше напоминала многогранник со множеством острых углов, то сейчас она похожа на сферу, вертящуюся вокруг одной оси - Мольера. Отдельные интересно сыгранные роли мало что меняют.

    Спектакль о судьбе французского драматурга кажется зеркальным отражением жизненного кредо нового художественного руководителя МХАТа. Главная забота Мольера - благополучие созданного им театра. Посмотрев "Кабалу святош", вспоминаешь первое название труппы Мольера - "Дети семьи". В своем довольно пестром сценическом семействе драматург, в зависимости от ситуации, может быть то строгим отцом, то заботливой нянькой. Чтобы сохранить театр, Мольер-Табаков согласен на любые компромиссы. Если нужно, может униженно просить или изысканно льстить. Энергичный и изворотливый, он обведет вокруг пальца любого. Людовику в этом спектакле никогда не сравниться с Мольером. А уж о том, чтобы превзойти своего придворного драматурга, королю и мечтать нечего. И еще одна неожиданная краска. Желчного, одинокого и разочарованного Мольера 1988 года сменил Мольер влюбленный. Страсть к Аманде (Дарья Калмыкова) - единственная слабость этого внешне неуязвимого человека. Он прощает ей все - даже измену, которую сам видел воочию.

    -адуманные Булгаковым конфликты слабеют, а спектакль Шапиро из трагического превращается в жизнеутверждающий. Взять хотя бы финал. В пьесе Булгакова Мольер умирает на сцене во время представления. В новой "Кабале святош" герой тоже бессильно падает на квадрат занавеса, спустившегося из-под колосников. Потом занавес взлетает вверх - и зрители с радостью понимают: он пуст. Герой Табакова просто не может умереть. А то кто будет руководить театром?

    http://www.vesti.ru/

    Ольга Романцова

14.09.2001
18:40

Мир в переплете

14.09.2001
18:08

"Электронные пампасы": Длинноногая Лу Маши Лукашкиной

14.09.2001
17:18

Доходы бюджета-2002 будут увеличены на 50 миллиардов рублей

14.09.2001
16:54

Россия ведет битву с невиданным урожаем

14.09.2001
13:00

"Одним из самых страшных упущений американской аварийной службы было то, что пожарные и полиция не были во-время отозваны из горящих зданий. " - новое в обозрении "-олотые прииски" Юлия Андреева

14.09.2001
12:49

"Куда сместится центр цивилизации?" - новое в обозрении "-олотые прииски" Юлия Андреева

14.09.2001
10:38

Об одной особенности американского мышления

13.09.2001
22:38

28 сентября 2001: Международная Новосибирская Выставка графики

13.09.2001
22:31

Компьютеру - нет, книге - да!

13.09.2001
16:41

Какие цели преследовали вдохновители нынешней террористической атаки?

<< 391|392|393|394|395|396|397|398|399|400 >>
 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100