"... Отец и все мои родные, жившие с нами в одной
квартире, умерли на моих глазах в январе ≈ феврале
1942 года. Мама не встает с постели уже много
дней. У нас четыре комнаты, в каждой лежит мертвый
человек. Хоронить некому и невозможно. Мороз
почти как на улице, комната ≈ огромный холодильник... Могильно тихо..."
Так пишет Илья Глазунов в своих дневниках.■Такое начало жизни определило многое
в жизни одного из самых лучших художников XX века.
Я знаю и вижу ухмылки многих по поводу Ильи Глазунова.
Его огромные документальные полотна сравниваются
с плакатами, считаются слишком прямолинейными. Интересно, а не
то ли мы видем в сценах
страшного суда на стенах наших храмов.
Художники-иноки с наивной дотошностью
изображали десятки и сотни фигур в адовом огне.
"Люди на его портретах все с огромными глазами." - говорят другие.
Странно. Вот у Модильяни - люди вообще без глаз - и это ничего.
А ведь через глаза душа человеческая
проглядывает. "Да и работет он как-то грубовато" - говорят третьи.
Взгляните на работы Глазунова 1950-х годов. Такой школы
и мастерства Вы не найдете у многих кого признают лучшими.
А самое главное. Илья Глазунов вернул традицию
русского живописного
искусства, когда каждое новое полотно было
событием в общественной жизни страны. Да, художник в России - больше, чем художник.
Тут же слышится - "коньюктурен". Не соглашусь. С 60-х он говорит о том, что
стало "модным" лишь в последнее
десятилетие.
В общем, когда схлынут игры с "черными квадратами", наши
потомки будут судить о 20-веке по полотнам Ильи Глазунова.
-аходите на небольшую экспозицию в "Русском переплете".
Владимир Липунов