Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Дискуссия Rambler's Top100

Подписаться на новости культуры

TopList Яндекс цитирования
НОВОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новости

"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

26.09.2007
18:45

Начался диалог государства и духовных лидеров страны

26.09.2007
17:31

Новые книги наших авторов: Владимир Хлумов "Ловцам Тополиного Пуха"

24.09.2007
14:34

Борис Дьяков: "Две встречи с Лениным"

21.09.2007
12:56

Дебют Екатерины Ивлевой

20.09.2007
14:21

К Мюнхаузену в гости

18.09.2007
17:28

ТОСКА ПО КНИГЕ

18.09.2007
16:33

12-13 октября 2007 г: "Соловьевский семинар"

17.09.2007
17:44

Новый рассказ Виктора Сиротина

17.09.2007
17:25

Людмила Таймасова в "Русском переплете"

17.09.2007
14:47

"Александр Рашковский. -ловещая фигура" - новое в обозрении "Кошачий ящик" Василия Пригодича

14.09.2007
11:54

"АД ДОСТОИН ПОСМЕЯНИЯ" - новое в обозрении Александра Богатырева

14.09.2007
00:34

"Александр Богатырев. Ад достоин посмеяния..." - новое в обозрении "Кошачий ящик" Василия Пригодича

13.09.2007
15:29

"Интервью с Алексеем Агибаловым: Русская гитара неотделима от русской культуры

" - новое в обозрении "Что хочешь" от Константина Смертина

13.09.2007
14:34

Антонина Шнайдер-Стремякова: "Кривая любви"

13.09.2007
13:26

Павел Лукьянов в "Русском переплете"

13.09.2007
12:54

конференции "Философия или новое интегра-тивное знание" в Ярославле

13.09.2007
12:47

II Международная конференция Телефонов доверия

12.09.2007
16:07

Маркс Тартаковский: "К истокам человеческой истории... "

    "...

    В 2003-м году по христианскому календарю, объявленному Годом Библии, было подсчитано, что Книга Книг к тому времени переведена была уже более чем на две тысячи языков...

    Моисею (Моше), которому некогда на Синае были вручены каменные скрижали с Десятью заповедями, -аконом, доныне служащим основанием всечеловеческой морали, приписывается авторство первых пяти книг, которыми открывается Библия, -- Пятикнижия /дрвр. Тора -- Учение/.

    Пафос Учения -- ИСХОД из рабства, освобождение от привычного состояния древнего человека, воспринимавшегося им как норма.

    "Отпусти (освободи) народ мой!", - спустя тысячелетия слова эти, обращенные к Угнетателю, воодушевляли вершителей великих демократических революций Нового времени: Нидерландской (XVI в.), Английской (XVII в.), Американской (Война за независимость Соединенных Штатов, XVIII в.)

    Доныне в англосаксонском мире обычны библейские имена, славнейшим из которых явилось имя Авраама Линкольна, борца против рабства (XIX в.)

    В XX в. тот же призыв, многократно повторенный в Пятикнижии, был подхвачен Мартином Лютером Кингом, борцом за гражданские права; он звучит в народных спиричуэлс...

    Пятикнижие - вероятно, самая значимая книга в истории человечества, на которую ссылается сам Христос в Нагорной проповеди: "Не думайте, что Я пришел нарушить -акон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить" (Матф. 5/17).
    Это зерно, из которого проросли три мировые религии (также - ислам) и - как следствие и антитеза - рациональная критическая мысль.
    Вот почему мы видим в содержании Пятикнижия подлинное свидетельство зарождения цивилизации.

    "Пятикнижие полно блуда, - говорят мне. - Дочери сожительствуют с отцом, тесть - с невесткой, сам праотец наш Авраам отказывается от собственной жены, дабы самому устроиться поудобнее... Книга эта полна жестокостей и вероломства. Что после всего этого ее нравоучения?"

    Н
    о чего стоили бы нравоучения безо всего этого, на пустом месте? И что крепче свидетельствует о подлинности, облеченной мифом, чем такой жесткий реализм?..

    Томас Манн из нескольких страниц Пятикнижия, поведавших нам историю Иосифа, извлек фундаментальнейший немецкий роман - двухтомный, переполненный психологическими реалиями. И зерно всей этой истории увиделось в деталях, более всего восхитивших писателя. Иосиф продан своими же братьями в Египет, Иосиф возвысился там - из раба в хитромудрого вельможу, приближенного к трону, в министра экономики - как сказали бы мы теперь. И пришли братья его из Ханаана, пораженного недородом, за хлебом - и не узнали Иосифа; он же, узнав их, не захотел открыться. И сетовали между собой братья, вероломно продавшие когда-то младшего своего: "И вот его кровь взыскивается" - они здесь жалкие просители. "А того не знали они, что понимает Иосиф, ибо толмач был между ними. И он отвернулся от них, и заплакал..."

    В
    от, наконец, "не мог долее Иосиф владеть собой при всех, стоявших возле него, и вскричал: "Удалите всех от меня!" И не стоял никто рядом с ним, когда открылся он братьям своим. И возопил он, плача, и услышали египтяне, и услышал дом фараонов. И сказал Иосиф своим братьям: "Я - Иосиф! Жив ли еще отец мой?" И не могли братья его отвечать ему, ибо смутились они пред ним"... (Б. 42\22-24; 45\1-4)

    Ну что перед такой сценой - первой в мировой литературе - оба толстенных тома добросовестного немецкого романиста!.. Живое непосредственное движение души героя придает вдруг достоверность казалось бы сказочной ситуации. Можно цитировать еще и еще - достоверность так и брызжет со страниц Торы. Повествователю вроде бы невдомек, что созидается Священная Книга, - так до краев переполнена она подлинностью, часто неприглядной: плутовством, блудом, коварством, жестокостями, доныне, впрочем, переполняющими историю человечества.

    Моралистов такая священная книга, естетственно, коробит. "Ветхий завет я не читаю, - пишет Лев Толстой в своих примечаниях к "Краткому изложению Евангелия". - Чуждая нам вера евреев занимательна для нас, как вера браминов". Известны его высказывания об этой книге как "жестокой и безнравственной", этически неприемлемой, переполненной уголовными уликами...

    Удивительно почти текстуальное совпадение слов писателя с мыслями Чарлза Дарвина в его "Воспоминаниях", написанных примерно в то же время, но акцентированных не на этической, а на научной стороне дела: "Ветхий завет - с его до очевидности ложной историей мира, с его Вавилонской башней, радугой в виде
    знамения и с его приписыванием Богу чувств мстительного тирана - заслуживает доверия не в большей мере, чем священные книги индусов или верования какого-нибудь дикаря".

    -нать бы ученому, что научные реконструкции Вавилонской башни, гигантского зиккурата Энтеменанки, появятся вскоре в фундаментальнейших трудах по месопотамским древностям...

    Л
    ишь величайшим книгам человечества суждено такое пренебрежительное развенчание перед очередным переворотом в их бессмертной судьбе... "Обращаюсь к вашей литературе, которая учит вас разуму и благородству. Какое издевательство! Боги сражаются между собой, как гладиаторские пары, за троян и ахейцев: Венера ранена человеком, когда хотела вынести своего Энея, чуть не убитого тем же Диомедом... Какой поэт после этого не позорил богов, следуя своему наставнику (Гомеру)?"

    Так писал в своей "Апологии" Квинт Септимий Тертуллиан, христианский теолог, лишь на склоне лет, впрочем, "открестившийся" от язычества и, заодно, от Гомера, "клеветавшего на богов". Христианину Тертуллиану ближе иное понимание истины: "Сын Божий распят; мы не стыдимся, хоть это постыдно. И умер Сын Божий; это вполне достоверно, ибо ни с чем не сообразно. И после погребения воскрес; это несомненно, ибо невозможно".

    Век за веком гомеровы россказни выглядели все более неправдоподобно. Творцы итальянского Возрождения упивались благозвучностью классических гекзаметров, не доверяя, вместе с тем, ни единому их слову. Эстетические восторги росли век от века, величайшие европейцы восхищались фантазией и образной изобретательностью Гомера. Однако, можно ли было поверить в реальность Троянской войны, спровоцированной, по свидетельству поэта, любовными шашнями и ссорой богов?..

    Но доверился же Генрих Шлиман Гомеру (само существование которого посейчас не бесспорно), его "Илиаде", - открыл ведь, раскопал в безвестном дотоле холме Гиссарлык при выходе Дарданелл в Эгейское море крепкостенную Трою...

    Т
    ак не довериться ли и мне, современному, рационально мыслящему историку Книге Книг - Пятикнижию?..

    ..."

    Читайте новое эссе Маркса Тартаковского.

12.09.2007
15:06

28-30 сентября в Новом Осколе пройдёт IV российский фестиваль женской поэзии "Бабье лето-2007"

11.09.2007
15:56

"М.А.Бабкин. Была ли альтернатива действий у Святейшего Синода Православной Российской Церкви в феврале-марте 1917 г." - новое в обозрении "Кошачий ящик" Василия Пригодича

<< 301|302|303|304|305|306|307|308|309|310 >>
 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100