Журнальный зал "Русского переплета"

Закрывается то один провинциальный журнал, то другой - исчезают с карты России островки духовности и образования, наконец, исторической памяти народа. "Подъем" является именно одним из таких островков, к счастью, уцелевших, который собирает мыслящих людей, людей неравнодушных, болеющих за русский язык и вековые традиции нашей страны.

О нас | Почтовый адрес | Пишите | Новости | Главная | Дискуссия | Портал

ФИЛОСОФСКИЕ БЕСЕДЫ

Алексей СКВОРЦОВ

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ

Война справедливо считается одним из самых страшных проявлений насилия. Трудно представить себе более ненормальное и возмутительное событие в нашем мире, где идеалы гуманизма на словах составляют главное содержание политики любого государства. Военная угроза миру сегодня считается одной из глобальных проблем человечества, а отказ от войны, как метода разрешения политических конфликтов - одной из важнейших задач. После Второй мировой войны, при создании системы ООН в ее основу была положена идея сохранения мира на земле. За это время международное гуманитарное право выработало множество норм, призванных ограничить распространение милитаризма. Но, несмотря на создание большого количества гуманитарных организаций и конвенций, направленных в конечном счете, на искоренение вооруженного насилия, войны продолжаются. За срок, превышающий полвека, в мире не случилось ни одной крупной коалиционной войны, но в локальных войнах и вооруженных конфликтах число погибших превысило количество жертв Второй мировой. В мире еще достаточно противоречий, как межнациональных, так и социальных, и это дает право утверждать, что локальные войны в ближайшее столетие никуда не уйдут. Более того, на примере последней войны в Югославии видно, что растет угроза крупной межгосударственной войны: США и их союзники на НАТО показали всему миру, что применение вооруженной силы, как и во все времена, остается наиболее эффективным и простым способом отстоять свои государственные и национальные интересы. Система ООН в наши дни находится на грани краха, нормы международного военного права не соблюдаются. Все это свидетельствует о том, что послевоенный мировой порядок доживет последние годы, и на смену ему приходит новый мировой порядок, который будет утверждаться в том числе и военным путем.

Нравственная философия не должна оставаться в стороне от военной проблематики. Отвлеченный гуманизм провозглашает войны едва ли не абсолютным злом, а воинскую службу и армию - инструментом этого зла. Этике также ничего не стоит осудить войну как совершенно безнравственное действо, но этика призвана не осуждать, а помогать людям жить. Вся история человечества есть в большей мере история войн, а значит они стали неотрывной, хотя и страшной частью жизни. Если задачей практической этики является указание человеку правильного пути жизни, то задача этики войны состоит в том, чтобы, несколько это возможно, указать человеку наиболее правильное поведение на войне. Можно долго рассуждать о том, как добиться полного прекращения войн на земле, но это - дело скорее политических и социологических наук, чем философских. Этика начинает свое рассуждение в ситуации, когда война уже идет, когда беда уже случилась.

Существует три основных нравственных проблемы войны, тесно взаимосвязанных друг с другом: 1) бывают ли справедливые войны и при каких условиях война может считаться справедливой (нравственно оправданной)? 2) какие методы (средства) ведения войны могут быть допустимы? 3) какими нравственными качествами должен обладать воин? Есть и другие проблемы, например, нравственное отношение к пленным, раненым и т. д., но они входят в три основных. Война, бесспорно, является великим злом, но в нашем несовершенном мире абсолютного добра, как и абсолютного зла не бывает. Абсолютное зло неизбежно бы уничтожило само себя, а существование совершенного добра можно предположить только в Божественном бытии, но в мире людей оно невозможно из-за врожденной человеку склонности ко злу. Мы можем лишь стремиться к этому идеалу чистого добра, поэтому наш долг состоит в том, чтобы даже из самых безнравственных явлений суметь извлечь добрые последствия. Война, при определенных условиях, может способствовать победе над злом и утверждению добра.

Могут ли быть войны благом? Могут, если невступление в войну повлечет еще более пагубные последствия, чем ее начало. Со средних веков ведет свою историю популярный философский жанр трактатов о вечном мире. Но и Марсилий Падуанский, и Эразм Роттердамский, и Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Гердер и даже И. Кант, указывая на неисчислимые бедствия, которые несет война, признавали, что в исключительных случаях она все же оправдана. Эти случаи - защита национального суверенитета и народно-освободительная борьба. Войны захватнические, агрессивные, ведущиеся ради интересов узких групп - всячески осуждались. Отсюда распространилось мнение, что оборонительные войны - справедливы, а наступательные - несправедливы. Но, надо заметить, что в оценке правильности или неправильности боевых действий сам по себе тип боевых действий особой роли не играет, ибо можно защищать и бесчеловечный режим. О войне надо судить не потому, как она ведется, а по тому, во имя чего она ведется. Если брать этот критерий, то на память приходит классификация войн, данная нашим замечательным философом войны А. А. Керсновским, которую можно признать одной из наиболее удачных. Он подразделял их на: 1) войны, ⌠веденные ради высших духовных ценностей■; 2) ⌠веденные во имя интересов Государства и Нации■; 3) войны, ⌠не отвечающие интересам и потребностям Государства и Нации и не отвечающие в то же время требованиям высшей справедливости■ (⌠О природе войны■). В первом случае войны будут всегда справедливыми, во втором - только когда национальные интересы совпадают с защитой высших духовных святынь, наконец, третьи - всегда не справедливы, ибо ведутся ради самой войны, ради грабежа и насилия. Теперь, отвлекаясь от Керсновского, укажем те святыни, ради которых можно начинать такое греховное дело, как война. Это, на наш взгляд, - защита жизни и защита мира. Все мировые религии и абсолютное большинство этических систем признают эти ценности важнейшими. Если где-то происходят массовые убийства и издевательства над ни в чем не повинными людьми, и несчастным неоткуда ждать помощи в своей стране, а осталось лишь уповать на спасение из-за рубежа, то долг любого государства, считающего себя цивилизованным, вступиться за истязаемых, причем сделать это немедленно, т. к. каждый час промедления может уносить сотни жизней. И если все мирные средства, принуждающие прекратить насилие, исчерпаны, то следует прибегнуть к войне. Защищать жизнь, даже ценой жизни собственной, учит на любая система морали, помогать слабому, спасать его от несправедливых гонений наставляет нас обычная житейская нравственность; не противоречит это и нормам международного права, согласно которым, страна, подвергшаяся агрессии (внутренней или внешней) имеет право на любую помощь от иных государств, вплоть до военной. Равно как и в ситуации, когда где-то идет война, далекая от высших святынь, от которой ради мелочных интересов каких-либо партий погибают тысячи людей - долг мирового сообщества вмешаться и прекратить бойню; если надо - вмешаться военными средствами. Не ради ли этого существует ООН? Еще Аристотель заметил, что цель любой войны - установление мира; две тысячи лет спустя Кант добавил: ⌠Ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его заключении тайно создается основание для будущей войны■. Справедливая война должна в идеале ликвидировать все предпосылки для возобновления вооруженных конфликтов. Ее цель не временное перемирие, а долгий, лучше вечный мир. Можно согласиться с И. А. Ильиным, который заметил, что в праведной войне защищают не материальное достояние (территорию, хозяйство и т. д.), а, в первую очередь, духовное - право людей на мирный труд, на свободное творчество, на создание собственных науки, искусства, религии.

Нравственная оценка войны приводит нас ко многим парадоксам. С одной стороны, нет ничего страшней ее, с другой - она часто бывает единственным средством быстро и надолго восстановить мир; нет ничего более безнравственного, чем она, но - где как не на войне возможны настоящие нравственные поступки, самые яркие примеры героизма и самопожертвования? Как заметил Л. П. Карсавин, ⌠в войне...■, совершается и такое великое добро, как жертва своею жизнью за других■. Ничто так не ожесточает людей, как война, но ничто не приносит такого духовного единения и подъема. Опасность потерять свободу заставляет нацию сплотиться и почувствовать себя единой семьей. Часто во время войны создаются великие произведения искусства, а радость победы несравнима ни с одной иной радостью. Наконец, ничто так не учит ценить мирную жизнь, ничто так не прививает отвращение к ужасам войны, как сама война. Кажется, что


Поставьте наш баннер
Подъем
root@nikitin.vrn.ru


Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
256110  2005-04-07 22:20:45
Сюта
- как это противно!

256119  2005-04-08 16:54:47
- это всё хорошо но хотелось бы иметь анализ его стихов

264722  2005-04-23 16:38:44
Адриан
- Струкова,безусловно,человек,наделённый некоторыми способностями.Но борьба свела их на нет - как поэт,Марина деградирует.Лучшее,что ждёт её - это слава мелкого поэта-трибуна,которого,к сожалению,забудут как только развалится организация...

264723  2005-04-23 19:31:37
Никита Сумароков
- ВСЕХ ИУДЕЕВ И ПРИЧАСТНЫХ К НИМ, :))) с ПРАЗДНИКОМ ПЕСАХ!!!! ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ И ЛЮБВИ...

Солнцу ли тучей затмиться, добрея, ветру ли дунуть, - Кем бы мы были, когда б не евреи, страшно подумать.

268017  2006-05-26 21:48:28
Выпускница ВЛК
- Это - не литература, а рифмованная публицистика. И всегда таковою останется.

268120  2006-06-06 15:03:39
Виктор, Москва
- Марина, мне нравится ваш "Русский, в русского не стреляй..." Это наш гимн.

268121  2006-06-06 15:07:05
Виктор, Москва
- Марина, мне нравится ваш "Русский, в русского не стреляй". Это наш гимн.

269391  2006-10-25 02:17:26
Марина Струкова http://strukova1.narod.ru
- Уважаемые читатели, приглашаю Вас на мой сайт.http://strukova1.narod.ru Слава России!

279356  2008-02-04 02:26:48
Жихарева Светлана
- Мой дед Жихарев Михаил из Николаевки Саратовской обл. Его хотели раскулачить но он сбежал. О его родителях ничего не известно . Он никогда про них не рассказывал. В 38 году его выслали на поселение на 2 года.Бабушка лишь однажды сказала что он из графьев.Правда Отчество у деда было не Михаил. Просьба ответить создатели сайта это совпадение?

284048  2008-09-28 13:05:45
валерчиг
- а что дальше??? как дальше просмотреть???

287467  2009-04-30 00:17:49
Dusek
- Где можно найти старые выпуски военных времен журнала?

288411  2009-05-27 17:01:26
- хочу прояснить данную тематику

289299  2009-08-08 01:03:40
- Где почитать стихи Липецкого поэта Вячеслава Сидорова?

290522  2009-11-05 14:16:41
Виктор
- Хорошо, мне нравится.

292378  2010-03-26 01:41:07
В.Ал
- Из статьи в "Дне литературы" ╧11 (6266) (2010-03-24) о патриотической поэзии. Пишет Кирилл Анкудинов: "Красотой поэзии ╚Нашего современника╩ и ╚Москвы╩ иногда можно жуковски плениться; но в этих журналах (почти) нет стихов, красота которых бы по-гётевски уязвляла и оскорбляла. Как некогда уязвляла и оскорбляла всех читателей царственно-монохромная мощь баллад Юрия Кузнецова или трепещущая светопись Николая Рубцова. О Рубцове с Кузнецовым спорили до хрипоты. О нынешних поэтах ╚Нашего современника╩ и ╚Москвы╩ спорить не хочется.

Вот и замкнулась дорога скитаний, Вышел к началу земного пути. Годы любви и столетья страданий Смог я до этого дня донести.

Что же теперь, начинать всё сначала В белые ливни, в грибные дожди Крикнул, и эхо в ответ прокричало: ╚Наши пути бесконечны иди!╩

Что же по кругу, так, значит, по кругу, В круге начало всему и конец. Чу! Остановка прислушался к звуку Песню заводит залётный скворец.

Чудное, дивное, нежное пенье Эхом разносится в круге втором. Так и живём от рожденья к рожденью И никогда, никогда не умрём

(Борис Бурмистров. ╚Вот и замкнулась дорога скитаний╩ Наш современник, 2010, ╧ 1).

Я не могу назвать это стихотворение плохим. Оно неплохое: в меру классичное, в меру гармоничное, в меру музыкальное, в меру эмоциональное, в меру акварельное. Всего в меру.

И такими вот неплохими ровными строфами год за годом заполняются все номера ╚Нашего современника╩ и ╚Москвы╩. Картинка неброской русской природы, воспоминание из детства, целомудренный лирический этюд, сдержанная элегия, робкая публицистика. Всё донельзя культурно, положительно и тоскливо до зевоты.

╚Патриоты╩ не жалуют западный индивидуализм. Но где нет индивидуализма, там нет индивидуальности. Я с первой же строки различу интонацию Беллы Ахмадулиной или Бахыта Кенжеева, Дмитрия Быкова или Олега Юрьева но я не отличу Бориса Бурмистрова от любого другого среднетипичного нашсовременниковского поэта. Может быть, всё-таки индивидуализм не такая уж плохая штука?

К счастью, исключения есть везде в том числе в ╚Нашем современнике╩. Я знаю одну прекрасную поэтессу, часто публикующуюся в упомянутом журнале, красота стихов которой именно что уязвляет и оскорбляет. Всякий тупоумный филистер, называющий себя либеральным критиком, считает должным уязвиться и оскорбиться её поэзией.

Это Марина Струкова для меня, бесспорно, входящая в десятку (а возможно, и в пятёрку) лучших современных российских молодых (т.е. досорокалетних) поэтов.

Необходимо объясниться

Разделяю ли я националистические идеи Марины Струковой, продвигаемые ею в поэзии? Нет, не разделяю.

Более того, я неоднократно выступал против таких идей, поскольку считаю их потенциально опасными в некоторых публицистических изводах. Но, разумеется, не в изводе поэзии Марины Струковой.

Читатель отличается от колпака-филистера тем, что в ╚поэзии с политикой╩ видит поэзию и красоту, тогда как филистер усмотрит там исключительно ╚политику╩, ничего, кроме ╚политики╩. Даже читая дивный цикл Марины Цветаевой ╚Лебединый стан╩, тугоухий филистер захочет возложить на Цветаеву ответственность за ужасы колчаковской контрразведки так уж устроены его затхлые филистерские мозги.

Сейчас я скажу такое, что покажется всем филистерам (и филистерам от либерализма, и филистерам от патриотизма) запредельно нелепым (и даже кощунственным)

По моему убеждённому мнению, Марина Струкова является прямой творческой наследницей Александра Галича, её поэтика вышла из его жестоковыйно-площадного максимализма. Всякий более-менее чуткий слушатель уловит узнаваемый надтреснуто-воспалённый говорок Александра Аркадьевича, к примеру, вот в этих строчках Струковой:

Расставшимся со славою, С бесславием не справиться. Страна золотоглавая Чужой свободой давится.

То слева кто-то лязгает, То справа кто-то целится, Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, девица?

Все каменные норочки Заполнили разбойнички, Тут по ночам разборочки, Тут по столам покойнички.

В столице нежить греется, Заводит речи властные: Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Марина Струкова поэтесса романтического полёта; поэту-романтику всегда необходимо что-то ненавидеть и что-то восславлять. Струкова славит некоторые порывы, которые мне не слишком приятны, однако славит не как расчётливо-своекорыстный идеолог, а как пламенный Вальсингам (между прочим, по мне Вальсингам самый симпатичный персонаж ╚Пира во время чумы╩). Боязливый филистер узрит в стихах Струковой лишь чуму, а я вижу в них вдохновенный Вальсингамов пир.

Поэзия не живёт без трагедии; в трагическом, катарсическом духе основа и сущность поэзии, её кровь. Нынешняя русская молодая поэзия давно, со времён гибели Бориса Рыжего и Дениса Новикова, не ведает трагедии. Разве сыщешь трагедию у Дмитрия Тонконогова, Михаила Квадратова, Глеба Шульпякова? Чемодан в поезде утащат вот и вся трагедия

Стихи Марины Струковой замечательны тем, что возвращают в обескровленную русскую поэзию трагедию подлинную (живую) кровь, не заменимую галлонами искусственного тёпленького физ(лир)раствора. Возвращают жизнь. Ибо где подлинность там жизнь.

За суровой стеной патриотического стана есть жизнь, есть поэзия".

292528  2010-04-08 16:05:56
людмила
- великолепные изумительные стихи русские мужчины их наизусть читают как свежий глоток воздуха эти стихи для славян понятны прочих просим не напрягаться в глумлении и от зависти слабо вам подняться до таких высот ощущения родины марина благодарим тебя лапушка

293162  2010-06-14 19:18:31
Юля http://www.realmusic.ru/strukova/
- ПЕСНИ РАЗНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА СТИХИ М.СТРУКОВОЙ ВОТ ЗДЕСЬ - http://www.realmusic.ru/strukova/

333373  2016-01-11 12:12:03
Vivek http://www.viralnick.com
- Amazing Discussion Love to read all responsees.


Русский переплет


О нас | Почтовый адрес | Пишите | Новости | Главная | Дискуссия



Aport Ranker