Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Дискуссия Rambler's Top100

Подписаться на новости культуры

TopList Яндекс цитирования
НОВОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Новости

"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

09.02.2009
13:38

Андрей Макаров: Наша свинья голодает

09.02.2009
10:50

"Дом детей снаружи и изнутри" - новое в обозрении Валерия Куклина "Литература и мы"

09.02.2009
05:02

"Василий Пригодич. Волшебный роман, или Романическое вошебство"

- новое в обозрении "Кошачий ящик" Василия Пригодича

08.02.2009
16:11

Александр Медведев: Пар изо рта

08.02.2009
15:44

IX Сретенский фестиваль духовной и народной музыки

08.02.2009
15:40

Святоотеческие традиции в русской литературе

08.02.2009
15:17

Истина и диалог: христианские ценности в культуре

08.02.2009
15:03

15 февраля 2009 года

30.01.2009
18:54

Александр Берязев: новости и стихи

30.01.2009
18:20

Новый рассказ Игоря Круглова

30.01.2009
12:59

Александр Костюнин: Двор на тринадцатом

30.01.2009
12:28

10 февраля состоится открытие выставки молодых художников Антона Макарова и Елены Прудниковой

28.01.2009
22:32

Духовно-патриотическая культурная акция

28.01.2009
15:21

Александр Базанов: Литературные герои

    От автора

     

     

    Истина никогда не побеждает. Просто умирают ее противники.

     

    Макс Планк

     

    И все доступно уж, эхма,

    Теперь для нашего ума!

     

    Поэт Цветик

     

    Однажды, когда ночь покрыла небеса невидимою своею епанчою, знаменитый французский философ Декарт, у ступенек домашней лестницы своей сидевший и на мрачный горизонт с превеликим вниманием смотрящий, - некий прохожий подступил к нему с вопросом:

    - Скажи, мудрец, сколько звезд на сем небе?

    - Мерзавец! - ответствовал сей, - никто необъятного обнять не может!

    Сии, с превеликим огнем произнесенные, слова возымели на прохожего желаемое действие.

     

    Козьма Прутков. Выдержки из -аписок деда

     

    Этой книге я предпосылаю сразу три эпиграфа.

    Первый о том, что далеко не все идеи, в ней высказанные, приемлемы для современного читателя. Время нас рассудит.

    Второй о том, как самонадеянны мы - люди - в своей уверенности, что нам понятна жизнь наша, ее истоки, ее пути, ее свершения. Все не так, и все столь запутано, что смиримся со своим неведением и не станем претендовать на абсолютную истину.

    Третий отвечает на неизбежный к такой книге вопрос: почему в ней оказались именно эти литературные герои, а не иные, более близкие и интересные читателю? К XXI в. человечество накопило такое множество художественных произведений, в них живет такое множество героев, что любой выбор из их числа будет необъективным. Поэтому ответ у меня один: так я решил в интересах концепции этой книги, ведь "никто необъятного объять не может"!

    Структура моего сочинения вполне ясна: я ставил перед собой целью показать читателю, какой народ какого прославленного в нашем народе литературного героя дал человечеству. Внутри каждого раздела, если статей в нем несколько, они выстроены в хронологической последовательности, чтобы было ясно, кто из героев появился раньше и какое влияние мог оказать на более поздние персонажи.

    Структура каждой статьи более понятна тем, для кого литература является профессией и кто связан с ней непосредственно, кто понимает и принимает мистический смысл подлинного художественного творчества. Я позволил себе предположить, что писатель является только посредником между людским обществом и теми неизвестными нам сферами, откуда являются в наш мир литературные герои, чтобы навечно поселиться в нем, жить в нем, творить и активно влиять на наши умы. Приходят они не случайно, а тогда, когда на повестку общественной жизни особо остро выходят именно те проблемы, понимание которых и разъяснение которых эти герои в себе несут и, обосновавшись в мире людей, развивают во времени.

    Исходя из этой концепции, структура большинства статей следующая. В начале я постарался дать настрой на главную тему рассуждений в статье, далее следует биография писателя до времени создания им обсуждаемого произведения (это необходимо, чтобы попытаться понять, почему именно данный писатель оказался автором данного литературного героя), далее следует краткая история написания произведения и рассуждения об основных философских идеях, которые принес с собой в наш мир литературный герой, как он рос и развивался среди людей, как влиял на них и что представляет собой в наши дни.

    Примерно десять статей структурно отличаются от остальных девяноста. В этих статьях мною даны общие философские установки и предлагается набросок космогонической картины мировой литературы - духовной литературы, поэзии и художественной литературы. Я не стал выделять эти статьи из общей массы, поскольку данная книга требует полного последовательного прочтения: выборочное чтение лишь собьет читателя с толку, и он получит искаженное представление о том, что хотел сказать автор.

    Подлинных писателей в мире немного, и каждый из них не сочинительствовал от ума, но был выбран своими героями в иных сферах как посредник, с помощью которого они пришли в людской мир. Это, как правило, литература Великой Философии.

    Гораздо больше на свете беллетристов и рифмоплетов, пишущих малую литературу. Они творят масскульт от ума, зачастую талантливый, отчего у него тоже есть свои литературные герои. Их самая яркая черта - шаблонность и философская поверхностность. Им я тоже обязан был уделить внимание в этой книге.

    Ну и, наконец, есть еще безмерный океан графоманов - людей, с иными сферами не связанных, мнящих себя писателями, но на самом деле всего лишь сочинительствующих, то бишь высасывающих тонно-километры писанины из собственного ничтожества. Подобные пустышки, бесспорно, могут привлечь внимание себе подобных, но в этой книге о них упоминаться не будет.

    Помимо указанных в содержании литературных героев в книге рассказывается еще об одной героине, которая в обязательном порядке присутствует в каждом материале, чуть ли не на каждой странице. Это мифологическая Кассандра, злосчастная дочь Приама и Гекубы, великая пророчица, предсказаниям которой (по воле Аполлона) никто никогда не верил. Такова есть сама Великая художественная литература, которая уже давным-давно рассказала человечеству его судьбу, показала пути избавления от грядущих напастей, но осталась не услышанной, поскольку слух людской затмевают сладкоголосые песнопения соблазна. Бесполезность и безнадежность - другое имя Кассандре.

    Напомню мысль Виссариона Григорьевича Белинского, высказанную им в письме к В.И. Боткину в начале декабря 1847 г.: "С литературой знакомятся и знакомят не через обыкновенных талантов, а через гениев, как истинных ее представителей"*. Не должно забывать, что большинство литературных героев, о которых здесь рассказано, и есть порождения гениев и сами есть гении - своего времени, типа характера, каких-либо важнейших жизненных черт и свойств человеческих. Они не рядовые, а выдающиеся из ряда, а потому и интересны читателю.

    _______________________

    * В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. в 13-ти томах. Т. XII. Письма 1841-1848 гг. М.: Издательство Академии наук СССР, 1956.

     

    В заключение хочу выразить искреннюю благодарность главному редактору издательства "Вече" С.Н. Дмитриеву, который предложил мне тему данной книги и потом терпеливо ждал ее в течение долгих четырех лет, невзирая на то, что ему неоднократно предлагали свои скорые услуги другие авторы.

    Неизмеримо благодарен я всем, кто принял участие в подготовке данного издания, прежде всего редактору книги Валентине Ластовкиной, а также Валерию Алешкову, Александру Варакину, Александре Васильевой, Татьяне Даниловой, Лилии Ильченко, Виктории и Геннадию Лариным, Виорэлю Ломову, Сергею Луговскому, Татьяне Подгурской, Павлу Рудневу, Александру Старостину, Татьяне Стельмах, Владимиру Теплякову, Анатолию Тотрову, Александру Трофимову и многим-многим другим.

    Особо хочу поблагодарить Н.Л. Мацуеву и О.В. Дубовицкую, которые оказали мне неоценимую помощь в самый сложный период работы над книгой.

     

    Александр Базанов

    Читайте в "Русском переплете".\

    Гильгамеш поддерживает крылатый диск

27.01.2009
09:22

30 Января 2009 г: . закрытие Московского музыкального фестиваля форума "Классика"

26.01.2009
19:29

"Да послушайте же меня..." -162-ой вечер "Русского переплета"

26.01.2009
16:17

Антонина Шнайдер-Стремякова: "Отвоевался"

26.01.2009
14:17

30 января 2009 г. (в пятницу) - выступление писателя Андрея Столярова: "Русский архетип: закон и справедливость"

24.01.2009
18:04

Новые стихотворения Татьяны Кайсаровой

24.01.2009
17:50

С Татьяниным Днем!

<< 261|262|263|264|265|266|267|268|269|270 >>
 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100