TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Вячеслав Пьецух

Бог и солдат

Весной сорок третьего года рядовой Иван Певцов возвращался в свою часть из прифронтового госпиталя, в который он попал по ранению головы. На нем была ушанка, офицерская шинель, до того, впрочем, изношенная и скукожившаяся, что в ней уже больше угадывалось от пальто, нежели от шинели, а на ногах были обмотки и коричневые американские башмаки, очень ноские, с заклепками по бокам; за плечами у него болтался так называемый сидор, похожий на желудок вконец оголодавшего человека.

Шел Певцов своим ходом, хотя до его родной части, расквартированной в то время под Капустиным Яром, дорога была не близкая, километров так в пятьдесят. Деньки стояли тихие, пасмурные и в эту пору такие туманные, что дорога, обсаженная пирамидальными тополями, точно утонула в сильно разбавленном молоке.

Почти сразу за разбитым кирпичном заводом, в том месте, где у правой обочины стоял немецкий штабной автобус, Певцов повстречал необычного мужика. Он сидел на снарядном ящике, положа на колени руки, и смотрел в никуда тем тупо-печальным взглядом, каким отличаются наши деревенские старики. Поскольку из-за тумана Певцов увидел его в самый последний момент, он неприятно насторожился; впрочем, нет: насторожился он главным образом потому, что внешность встречного мужика была какая-то несоветская ≈ он был усат, бородат, длинноволос и одет в вычурный балахон из грубой материи, чуть ли не мешковины. Певцов приостановился и строго сказал:

≈ Ты чего тут делаешь, гражданин?

≈ Какой я тебе гражданин!.. ≈ огрызнулся встречный.

≈ Кто же ты в таком случае? Встречный вздохнул и ответил:

≈ Бог...

Певцов как-то яростно просиял.

≈ А-а! ≈ вкрадчиво сказал он. ≈ Ваше преподобие! Надумали-таки спуститься, изволили, так сказать, обратить внимание на наш сумасшедший

дом!..

И вдруг он заорал, обводя правой рукой дорогу, разбитый завод и поле:

≈ Ты чего же это делаешь-то, ядрен корень? Бог еще раз тяжело вздохнул.

≈ Пять минут тому назад, ≈ вслед за тем сказал он, ≈ мне молилась одна старушка из Малоярославца. Знаешь, о чем она меня попросила? О том, чтобы ее соседка по квартире как-нибудь проспала на работу и ее посадили за саботаж...

≈ Ну и что?

≈ А то, что идет мировая война, льются Евфраты крови и Тихий океан горя расползается по земле, а старушонка просит меня упечь соседку за саботаж...

≈ Ладно, ≈ сказал Певцов. ≈ А кто в этом виноват? Кто виноват, что в Малоярославце живет такая пакостная старушка?!

≈ Не знаю, ≈ честно ответил Бог.

≈ Как это ≈ не знаю?! ≈ возмутился Певцов. ≈ Кто же тогда знает, если ты не знаешь, скажи на милость!

С этими словами Певцов присел по соседству на колесо, плашмя лежавшее при дороге, и занялся самокруткой. Видимо, ему было все же не по себе из-за того, что он накричал на Бога, и поэтому следующую фразу он произнес значительно деликатней:

≈ Все-таки хитрющая ты личность, прямо сказать ≈ типок: ведь сам во всем виноват, а говоришь ≈ не знаю...

≈ Я ни в чем не виноват, ≈ смиренно возразил Бог. ≈ То есть я-то как раз и виноват, ибо я все-таки начало всех начал и причина всех причин, но видишь, какая штука: я создал людей богами, такими же всемогущими, как я сам, и вот они что хотят, то и воротят!

≈ Так приструни эту публику, ядрен корень, возьми как-то и приструни!

≈ Поверишь ли ≈ не могу... То есть могу, но только через причинно-следственные отношения, а через них почему-то вечно получается чепуха. Вот тебе пример: в сорок пятом году в Австрии противоестественным образом восторжествует капитализм, и произойдет это именно потому, что я возлюбил человека, как никого.

≈ Это видно, ≈ не без ехидства сказал Певцов, ≈ Я вон года не воюю, а уже навоевал контузию и две дырки, включая ранение головы...

≈ Да подожди ты со своей головой! Так вот, в сорок пятом году в Австрии восторжествует капитализм, и произойдет это исключительно потому, что, возлюбя человека, как никого, я наделил его такой страстью к продолжению рода, которой не знает ни одно подлунное существо. Практически это будет выглядеть так: в силу того, что я вложил в человека вчетверо больше страсти к продолжению рода против оптимальной, обеспечивающей выживаемость, Петр Петрович Крюков, работающий на заводе, где делают авиационные бомбы, приударит за кондуктором Ивановой; это, естественно, не понравится жене Петра Петровича, и она устроит ему скандал; поэтому вечером Петр Петрович купит на толкучке бутылку водки и на следующий день выйдет на работу едва живой; из-за того, что он выйдет на работу едва живой, у него получится партия некондиционных взрывателей, в результате советская авиация не добомбит венскую группировку противника, и союзники продвинутся много дальше, чем этого требуют интересы царства Божьего на земле. И поэтому в Австрии восторжествует капитализм.

Где-то поблизости загрохотало ≈ то ли железно, то ли похоже на приближающуюся грозу, ≈ потом из тумана вынырнул одинокий танк и покатил по дороге дальше. На башне его сидел солдат и играл на губной гармошке.

≈ Это, конечно, прискорбный факт, ≈ сказал Певцов и выпустил из ноздрей махорочный, сладко-вонючий дым. ≈ Только я в толк не возьму: к чему ты мне все это рассказал?

≈ Да к тому, что задумано-то все было идеально, а на практике выходит черт знает что.

≈ Значит, ты в расчетах дал маху, ≈ сказал Певцов.

≈ Значит, что так, ≈ согласился Бог. ≈ Ведь я на что рассчитывал, создавая всемогущего человека: на то, что сила будет управлять миром. Ты обращал внимание, что сильные люди всегда бывают добрые и покладистые?

≈ Обращал?

≈ Ну так вот на это я и рассчитывал. А вышло почему-то, что миром управляют слабости, а не сила. Вообще все получилось наоборот, скажем, великодушнейшие идеи прибирают к рукам жулики и вампиры, а из хозяйственной разрухи вырастают сказочные миры...

≈ Сам виноват, ≈ заметил Певцов. ≈ Как говорится, неча на зеркало пенять, коли рожа крива.

≈ Ну-ну! Ты это... поаккуратней!..

≈ Виноват, ваше преподобие, ≈ не без ехидства сказал Певцов.

Бог сказал:

≈ То-то...

Некоторое время они молчали, глядя в разные стороны сквозь туман: Бог смотрел на дорогу, а Певцов обозревал поле.

≈ Ох-ох-ох! ≈ наконец произнес Бог. ≈ И везде-то у вас наблюдается непорядок...

≈ Это точно, ≈ согласился Певцов. ≈ В лучшем случае все выходит наоборот. Вот возьмем меня... Я человек тихий, безвредный, можно сказать, интеллигентный, а гляди, что выходит: срок за крынку колхозного молока я отсидел, жена от меня ушла, в тридцать девятом году под мотор я попал, и опять же на сегодняшний день у меня всего и заслуг, что контузия и две дырки, включая ранение головы. Я, конечно, дико извиняюсь, но есть такая думка, что один ты хорошо устроился: народ тут, понимаешь, кровью умывается, а ты пригрелся на небесах...

≈ Никак нет, ≈ смиренно возразил Бог. ≈ Во всякую тяжелую годину я обретаюсь среди людей. Мне отсиживаться на небесах совесть не позволяет. Если хочешь знать, и в империалистическую войну было пришествие, и в гражданскую, и, как видишь, в эту войну я с вами. Я на этот раз, наверное, подамся в Белоруссию, в партизаны...

≈ А чего не в регулярную какую-нибудь часть, чтобы строевиком?

≈ Да ну ее! ≈ отмахнулся Бог. ≈ Допросы пойдут, особисты, то да се... Нет, уж лучше я в партизаны.

≈ Ну, своя рука владыка, ≈ сказал Певцов. ≈ Только это... получается, что нам еще кровяниться и кровяниться, если ты собираешься в партизаны; получается, что еще надолго эта гадкая канитель?

≈ Надолго, ≈ ответил Бог.

≈ Ну, тогда давай выпьем по русскому обычаю, то есть с горя!

С этими словами Певцов вытащил из сидора помятую зеленую фляжку и потряс ее возле уха: во фляжке жалко забулькал спирт.

≈ На шинель в госпитале выменял, ≈ сообщил Певцов, отвинчивая заглушку. ≈.Справное было обмундирование, можно сказать, конфетка, а не шинель. Ну, со свиданьицем...

Певцов сделал продолжительный глоток, пошлепал по-рыбьи ртом и передал фляжку Богу. Бог выпил и не поморщился ≈ но заплакал: он воротил фляжку солдату, и вдруг из его глаз потоком полились слезы.

≈ Эй, ваше преподобие, ≈ окликнул его Певцов. ≈ Ты чего это разнюнился, как невеста перед венцом?

Бог махнул рукой, всхлипнул и отвернулся.

≈ Ты вот удивляешься, ≈ после трогательной паузы сказал он, ≈ а я уже две тысячи лет как плачу без перестачи.

≈ Чего же ты плачешь, скажи на милость?! Ведь, в общем, жизнь очень даже ничего, если бы не война.

≈ Умные вы больно все, оттого и плачу. То есть такие вы получились у меня болваны, что с вами нужно иметь железные нервы и каменное сердце! Вот уж действительно, ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца...

≈ Нет, ваше преподобие, ты от нас не отрекайся! ≈ с сердцем сказал Певцов. ≈ Хоть через эти... причинно-следственные отношения, хоть через что, а ты заводчик этому непорядку! Как говорит наш отделенный: дело в том, что от осинки не родятся апельсинки. Заварил кашу ≈ теперь расхлебывай!..

≈ Знаешь что?! ≈ зло спросил Бог.

≈ Что?

≈ А вот что: идите вы все куда подальше!

Певцов проникновенно посмотрел в глаза Богу, потом поднялся со своего колеса, отряхнул шинель,

поправил плечами сидор и сказал:

≈ Есть!

≈ Иди, иди, ≈ подтвердил Бог.

Уже иду.

≈ Вот и иди.

Певцов развернулся и медленно зашагал вдоль правой обочины, а Бог подождал, пока солдата поглотит туман, и тронулся через поле; ветерок слегка развевал его балахон, и поэтому он был похож на большую птицу, тяжело разгонявшуюся перед взлетом.

В тот же день Певцов нагнал свою часть и за ужином рассказал товарищам о давешней встрече с Богом. Разумеется, никто ему не поверил, а от- деленный даже предположил:

≈ Нет, Певцов, это ты просто не долечился.

≈ Может, и не долечился, ≈ мирно сказал Певцов.

Впоследствии он так и посчитал, что его встреча с Богом объясняется именно тем, что он тогда просто не долечился, хотя его дальнейшая жизнь то и дело ставила эту гипотезу под сомнение, ибо все у него выходило по-божески, то есть наоборот: в сорок четвертом году он из-за одной польки преступно отстал от части и поневоле устанавливал новые порядки в городе Хельм, за что и получил орден Отечественной войны; позже он попал в плен, потому что не побежал вместе со всеми, а отстреливался до последнего патрона, и уже после освобождения ему по госпроверке определили восемь лет лагерей; наконец, в шестидесятых годах его на- значили директором совхоза в Северном Казахстане, но он на все имевшиеся деньги понастроил домики для рабочих, и его чуть было снова не посадили.

И умер он не по-людски: в семьдесят четвертом году он выиграл в лотерею магнитофон, выпил на радостях четыре бутылки вина ≈ и умер.


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
234815  2001-11-20 00:11:11
-

234822  2001-11-20 00:58:44
Дедушка Кот. www.prigodich.8m.com
- Талантливое кощунство-святотатство...

234872  2001-11-21 15:27:08
Мария
- Автору: Вы, Вячеслав Алексеич, устали, поди, замаялись совсем, думая за бога. А что ж, дело нелегкое. Прилягте на диванчик, телевизором побалуйтесь, глядишь, полегчает. А еще лучше - водочка (50), соленые рыжики под сметаной (80) да борщецом украинским (500-600) сверху залить с хлебцом Бородинским вприкусочку - совсем жизнь иначе глянется. Я вот давеча, грешным делом, бочки катила на писателей, дескать совсем тоску развели. Да нет, неправа я была, не все от них зависит, есть такие, что хотели бы красиво написать, да сломалось перо, да струна порвалась. Последуйте моему совету насчет водочки, глядишь, бог и плакать перестанет.

234942  2001-11-23 13:59:45
LOM
- Помнится Лет пятнадцать ещё назад, пробовал я читать одно из произведений автора, но тогда не осилил и двух страниц, в этот же раз одолел Что сказать? За актуальность можно поставить и пять и два. Где она - та война и те времена? С другой стороны Бог - тема вечная Опять же война Ладно Художественное мастерство исполнения? С первых же строк насторожило: "в который он попал по ранению головы". Но это конечно придирки Почему Бог похож скорее на лешего, тоже понятно: простота, близость к народу, опять же, в партизаны собрался М-да Ну и наконец искренность, глубина переживания Время наше видно такое толстокожее, чтобы возмутить до глубины души нужен непременно Сорокин, слюнки пустить - "За стеклом", а слезу - котировки валют. Кто то нынче плачет над "Анной Карениной", рыдает над "Униженными и оскорблёнными"? Но что это я забрюзжал как старик? Ах да, искренность Нет, не почувствовал увольте И Бог ушёл в партизаны и солдат жил-жил и наконец взял да умер Да и чёрт с ним. Может и я толстокож? Но не почувствовал ничего А ведь здесь связка работает: если чувствует автор, то и читатель, что ни есть, будет чувствовать хотя бы настроение автора. А здесь игра ума, не более того Спасибо автору за предоставленный урок. Не каждый решится своим примером на протяжении стольких лет демонстрировать всему миру, как не следует писать.

234947  2001-11-23 16:37:27
ВТ
- Лом, помните, мы как-то говорили здесь о современных сказках? Вы тогда все Афанасьевым восхищались. Как же Вы не заметили, что этот текст напрямую восходит к легендам из собрания Афанасьева? Там тоже Христос и апостолы в разных простецких обличьях по земле ходили, та же наивная поучительность, тот же простонародно-серьезный тон. Чистой воды стилизация.

235056  2001-11-26 18:17:05
LOM
- Уважаемые ВТ и Дедушка Кот.

Простите, что не ответил Вам сразу. Простудился, еле жив. Ну что сказать? Дедушка Кот, в принципе я с Вами согласен, если автор - бог, то я несомненно богохульствую.
Дорогой ВТ, Афанасьев мне лично симпатичнее. На большем я не настаиваю.

238855  2002-02-16 22:33:22
Георгий Граев
- Читал и улыбался всю дорогу. Какой Бог симпатичный! Вспомнилось: "Будда мне нравится, я тоже буду Буддой", - сказал маленький мальчик, когда увидел статую Будды. Да и Иван Певцов не последний герой наших дней, а "се человек" сорок третьего года. Аура у рассказа прозрачная. Странная судьба у писателей. За всю жизнь прочитал всего два рассказа Вячеслава Пьецуха. И оба запомнятся, наверное, до конца жизни. Оба - маленькие жемчужинки в пыли. Еще в восемьдесят шестом прочитал рассказ этого же автора про одного умирающего, приехавшего в город детства и вдруг перед смертью, проходя по забытым улицам, впервые пережившего чувство, до чего же, оказывается, прекрасной и значительной была его казавшаяся ему только что пошлой и бессмысленной жизнь! Прочитал в чужом городе, в чужой квартире, листая чужую книгу, уехал оттуда, а рассказ запомнился до сих пор. Запомнится и этот. Страстного желания искать что-то еще пьецуховское, объедаться автором, как Розанов писал, "объедался" Пушкиным, - не появилось, есть авторы, которыми заболеваешь, - Пьецух не из таких. Но устойчивое доброе чувство проникло в душу, как после встречи с просто хорошим, тонким человеком. Как хорошо, что сегодня такая встреча произошла, что десять минут жизни заполнились так. А завтра будет уже другое. И есть своеобразный тонкий юмор в том, что этот тихий чудесный рассказ - о войне! - остался почти незамеченным среди громких словесных баталий идеологически возбужденных участников ДК. Голосую за это произведение.

292533  2010-04-08 22:51:59
anetik21
- Роскошная проза. Ёмкое, глубокое , философское произведение о предназначении человека- подобия Бога. Сколько за скупыми фразами: войны, мытарств, голода, холода, любви,лагерей, работы,желания помочь людям и непонятость. Всё , как у Бога - стараешься, а ничего не получается. Магия повествования втягивает тебя в это очень важное событие, в разговор и ты ,потрясённый, осознаёшь матрицу нашего миросоздания - ты сам себе Бог! Что ты можешь сделать для себя, для людей? Каждый из нас отвественнен за то,что происходит и воросы Певцова к Богу - это вопросы к тебе в душу, в сердце...

292538  2010-04-09 13:14:58
Л.Лилиомфи
-

О ВОЙНЕ.

Рассказ Автору удался. А ведь никто из записных спорщиков ДК Переплёта его не заметил. Чудны твои дела, Господи ...

Юмор в том, что почти теми же словами откликнулся N лет тому назад один Читатель РП:

-

И есть своеобразный тонкий юмор в том, что этот тихий чудесный рассказ - о войне! - остался почти незамеченным среди громких словесных баталий идеологически возбужденных участников ДК.

--

А ведь 9 мая вот оно, рядом. ...

/ из Н - ска, 09 апреля 2010 /

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100