TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение


Русский переплет

Критика
13.VI.2006

Фаина Мастинская

 

Л У Ч Е З А Р Н О Е У Т Р О

 

О МНОГОВЕКОВЫХ ТРАДИЦИЯХ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

___________________________________

 

Уважаемый читатель! Разрешите в самом начале моей статьи сделать кое-что не совсем обычное - задать Вам вопрос. Вы подумаете или скажете - что за странное начало! Но я вполне серьёзна. Итак, вот мой вопрос : увлекались ли Вы в Вашей жизни чем-нибудь очень сильно, так сильно, чтобы это Ваше увлечение захватило бы Вас на долгие годы, а то и десятилетия?

Нет, не тем, что калечит тело и душу, не тем, что ясный день превращает в мрачное пекло, натягивает нервы, как струны, или может заморочить голову до болезненности.

Начну ещё раз.

Увлекались ли Вы в Вашей жизни чем-нибудь так, чтобы приходить в восторг и восхищение, чтобы с трепетом понимать всю серьёзную значимость того Великого, к чему Вы приблизились, чтобы ваша потрясённая душа, минуя повседневные тяготы, нездоровье, сиюминутную суету, стремилась опять и опять увидеть, услышать, понять, прикоснуться к Великому, чтобы возвыситься в своих собственных глазах - я всей душой осознал и воспринял что-то такое благородное, такое умное и беспримерное, что озарило всю мою жизнь. Если Вы до сих пор ещё не пережили ничего подобного, если Ваш ум, интеллект, душа, сознание - называйте как хотите, не воодушевлены ничем, если хотите хотя бы на порядок повысить своё самоуважение и уважение к Человеку, то вот Вам тема, вот Вам то Великое, что восхищает человечество уже более 20-и столетий - Древняя Греция!

" Когда наступает вечер, я возвращаюсь домой и вхожу в свою рабочую комнату. На пороге я сбрасываю свои повседневные лохмотья, покрытые пылью и грязью, облекаюсь в одежды царственные и придворные. Одетый достойным образом, вступаю я в античное собрание античных мужей. Там, встреченный ими с любовью, я вкушаю ту пищу, которая уготована единственно мне, для которой я рождён. Там я не стесняюсь беседовать с ними и спрашивать у них объяснения их действий, и они благосклонно мне отвечают. В течение четырёх часов я не испытываю никакой скуки. Я забываю все огорчения, я не страшусь бедности, и не пугает меня смерть. Весь целиком я переношусь в них"

Эта цитата обошла множество хрестоматий античной литературы, напечатанных за последние пять веков. Её автор - Никколо Макиавелли ( 1469-1527гг. ) - флорентийский государственный деятель, писатель и политический мыслитель, который часто цитировал в своих произведениях античных авторов или описывал их деяния.

" Самая удачная, самая прекрасная, самая завидная, более всех соблазнявшая к жизни порода людей, из всех бывших до сего времени, греки ..." Фридрих Ницше ( 1844-1900гг. )

Из таких цитат, высказанных за несколько веков со времён эпохи Возрождения большими писателями, поэтами, учёными о Древней Греции можно было бы составить целую книгу.

Что же так поражало великих мыслителей в древних греках?

Древнегреческий мир сумел дать за небольшой исторический срок , примерно 250-300 лет, беспримерное, невиданное, небывалое количество выдающихся деятелей в различных областях науки, литературы, искусства. Греческие учёные заложили фундаменты, являются первооткрывателями многих наук : биология, ботаника, ветеринария, геология, грамматика, зоология, история, метеорология, риторика, физика, физиология, философия, логика, этика, языкознание и др. А создание первых банков, а создание новой формы государственно-политического устройства общества --- демократии, когда народ является источником власти, когда признаются равноправие граждан, их права и свободы и т. д.! Комедию, трагедию, драму, как жанр литературы, тоже создали древние греки, произведения их писателей и поэтов толковали, изучали, подражали им множество поколений малых и больших поэтов и писателей разных эпох и народов. А влияние архитектуры и скульптуры древних греков мы видим воочию в старых городах Европы, в её музеях до сегодняшнего дня. Греки оказали огромное влияние на развитие культуры Древнего Рима, когда Греция вошла в состав Римской империи.

⌠Grecia capta ferum viktorem cepit■. -- " Покорённая Греция покорила варвара-победителя". Гораций, римский поэт ( 65-8гг. до новой эры ).

Лучше всего сказано обо всем этом в "Словаре античности", который был написан 100 специалистами Германии по античной истории и культуре, выдержавший 9 переизданий, переведенный и изданный в России в 1994г.

" Наука как систематизированный опыт и целенаправленное исследование закономерностей природы и общества была основана греками. В целом для духовной ориентации греков в отличие от соседних восточных народов были характерны следующие богатые последствиями тенденции: непрагматичное любопытство к жизни и нравам чужеземных стран и народов; стремление к объяснению мира из него самого, рационалистическая трактовка природы и общества без предположений о вмешательстве божественной воли; желание представить в виде сочетания наименьшего числа простых элементов сложные явления человеческого тела, звёздного неба и движения светил, языка, музыки, мира геометрических фигур и др. Отдельные научные дисциплины, первые шаги к образованию которых были сделаны пифагорейцами и Демокритом, а затем софистами, формируются в эпоху эллинизма. Самостоятельным достижением римлян была только юриспруденция; прочие науки Рим заимствовал у греков с учётом их практической приложимости. Крупнейшими учёными эпохи Римской империи были греки Птолемей, Гален, Диофант".

Словарь античности, (стр. 375) Издательство

"Прогресс" 1994г.

Начиная с 8-го по 10-й век нашей эры греческая наука стала очень интенсивно осваиваться мусульманским миром, арабские учёные буквально преклонялись перед греческими предшественниками, по крупицам выискивая всё, что можно было узнать о них и их науках, переводили труды и биографии выдающихся греческих учёных и врачей, составляли каталоги их работ, и конечно же широко их практически использовали. И, наконец, культура древних греков оказала огромное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

Какие же побудительные силы и причины привели к такому небывалому расцвету науки и культуры в Древней Греции в 6-м -3-м веках до новой эры?

Огромную роль в развитии древнегреческой цивилизации сыграла та свобода, свобода слова, свобода общения, свобода изъявления воли народа и его выбора, которую дала греческим гражданам демократия, хотя и рабовладельческая, а может быть именно потому, что рабовладельческая.

Важную роль в этом играла замечательная ментальность древних греков. Отличительной чертой их характера, а поэтому и их быта, было неудержимое стремление к любым состязаниям - агонам (агон -- борьба, соревнование ) почти во всех областях общественной жизни - в спортивных, поэтических, музыкальных соревнованиях. Кроме того, исключительную роль играло у них стремление к славе и почестям, как личная и общественная движущая сила. Стремление к публичному признанию своих заслуг, желание добиться доброй славы и почестей являлись важнейшим мотивом поведения, несмотря на то, что победа в соревновании не давала никаких материальных благ. И, наконец, ещё одна прекрасная черта их ментальности - любознательность, сыгравшая столь важную роль в создании фундаментов многих наук. Вот почему именно греки создали новое ответвление поэзии - дидактическую поэзию (didaktikos - поучительный), предназначенную поучать, обучать, наставлять. Они придавали большое значение не только развлекательной, но и познавательной функции поэзии. Во время агонов учёные или образованные поэты, выступая перед толпой любознательных греков, для лучшего запоминания в стихотворной форме, гекзаметром или элегическим дистихом, излагали научные теории, факты, законы, исторические события, открытия в астрономии или географии, о рыбной ловле, о земледелии, о животных и насекомых, об обрядах старины, о календаре, о Земле и об атоме, об эротике и способах любви, о землетрясениях и т. д.

Эту традицию - излагать научные теории, открытия в стихотворной форме переняли от греков в Древнем Риме, затем в первые века новой эры переняли эту традицию многие христианские авторы для распространения своего вероучения, в Византии для лучшего запоминания многие учебные пособия были написаны в стихотворной форме. Дидактическая поэзия выдержала испытание временем, в течение многих столетий её произведения появлялись в разных странах Европы, особенно в эпоху Возрождения, и вплоть до нового времени.

Основателем жанра назидательных поэм, которые служили в дальнейшем образцом дидактической поэзии, был первый известный по имени поэт Европы грек Гесиод, живший около 700г. до н. э. В своём сочинении "Труды и дни", написанном эпическим гекзаметром (от греч. hexametros - шестистопный стихотворный размер античной эпической поэзии), он даёт личные советы и правила жизненной мудрости, пишет о крестьянском календаре, даёт наставления по ведению сельского хозяйства и грозит притеснителям крестьян гневом богов. Последователем Гесиода был Парменид, живший около 540 - 480 гг. до н. э., знаменитый греческий философ, который свою философскую систему изложил в поэтическом произведении "О природе". Он был главой философской школы элеатов, в их учении противопоставляется человеческое мышление его чувствам, утверждается вечная несотворимость и неуничтожимость бытия. Философия элеатов оказала влияние на Платона иего школу, на развитие логики и диалектики. Греческий писатель, врач, философ Эмпедокл (около 495 - 435гг. до н. э.), в круг интересов которого входили также астрономия, космология, математика, физиология, психология, написал поэтическое сочинение "О природе", где изложил свою натурфилософию. Вот отрывки из этого сочинения Эмпедокла:

(об исследовании)

...Зрению не более веры давая, чем гулкому слуху,

Слуху не более, чем языка показаниям ясным;

Ни остальных твоих членов, где только есть путь для познанья,

Вере твоей не мешай, а исследуй, где что открыто...

 

(состав мирозданья)

...Прежде всего тебе я скажу о первых началах,

В коих возникло всё то, что ныне мы зрим во вселенной:

Бурное море, Земля, увлажнённый воздух и с ними

Тот Титан - эфир, что кругом облёг мирозданье...

 

(затмение Солнца)

...Луна лучи у него затмевает,

Прямо под ним протекая,

И тень полагая на Землю той ширины,

Какая Луне светлоокой присуща...

(из медицины)

...Вот как в дыхании выдох и вдох происходит: из плоти

Трубки, лишённые крови к поверхности тела подходят,

В устьях которых наружные кожи покровы сквозными

Мелкими щелями густо усеяны. Так что для крови

Доступа нет, но эфир проникает легко через поры:

Всякий раз, как оттуда нежная кровь отливает,

Бурной волною эфир устремляется внутрь с клокотаньем...

 

(о пользе знания)

...Ибо знай, что во всём есть разумности доля и мысли.

Зелья узнаешь, какими недуги, дряхлость врачуют;

Только тебе одному и открыть это всё собираюсь.

Ветров, не знающих отдыха, ярость удерживать будешь,

Что, устремляясь на землю, порывами пажити губят.

Если ж захочешь - обратно вновь их воздвигнешь дыханье.

Мрачного после ненастья доставишь желанное вёдро,

В летнюю ж засуху зелень питающий вызовешь ливень -

Хлынет потоками влага с эфирного неба на землю.

Даже усопшего мужа вернёшь из чертогов Аида!

 

Далее традиции дидактической поэзии продолжили три поэта и писателя - Арат, Каллимах и Никандр, жившие почти в одно время, и оказавшие очень большое влияние на поэтов и писателей Древнего Рима. Их произведения даже использовались в эпоху средневековья как учебные пособия, то есть использовались более чем через 1000 лет!

Арат (около 310-245гг. до н. э.) - греческий писатель и поэт, написал известную учебную поэму "Явления" (1154 гекзаметра), описывающую звёздное небо и звёздные явления. Сухой научный материал Арат оживил, включив в него греческие звёздные мифы. Вторая его дидактическая поэма "Предзнаменования" посвящена описанию климата различных районов Греции и приметам погоды.

От произведений эллинистического поэта и учёного Коллимаха (ок.300-240гг. до н. э.) сохранилось 60 его эпиграмм и 6 гимнов. Его основным произведением, написанным элегическим размером, является сочинение "Причины", где излагаются причины различных обычаев, традиций, праздников и их названий. Его стихи были образцом для последующих поколений поэтов, его влияние на римскую поэзию огромно.

А поэт Никандр (3-2 вв. до н. э.) создал две познавательные поэмы, написанные гекзаметром: "О животных ядах" -- о противоядиях от укусов змей, скорпионов и пауков и "О ядах и противоядиях" -- о противоядиях от отравленной пищи.

Поэму о картине мира и о звёздах "Катастеризм" написал греческий учёный Эратосфен (около 282-202гг. до н. э.), он имел труды в области филологии, истории, астрономии, географии, литературы.

Целый стихотворный трактат в ямбах - географическое описание стран Средиземноморья и Чёрного моря (сохранился 981 стих) создал греческий географ Скимнос Хиосский (около 200 г. до н. э.)

Наступает новая эра. Греческие поэты, писатели, учёные продолжают писать познавательные поэтические произведения. Причину использования такой формы распространения научных знаний объясняет один из наиболее значительных древнеримских философов и очень плодовитый писатель Сенека-Младший (4г. до н. э. - 65г. н. э.):

"Наши чувства становятся отчётливей благодаря сжатой непреложности стихов. Сказанное прозой слушается не так внимательно и задевает меньше, а если в дело вступает размер, если благородный смысл закреплён его стопами, то же самое изречение вонзается, словно брошенное с размаху копьё".

Второй причиной являлось то, что античная книга первоначально представляла собой папирусный свиток, который в 4-5 веках новой эры был заменён пергаментным кодексом - табличками из специально выделанной кожи, сшитыми с одной стороны, это был далёкий прообраз современной книги. Тексты на папирус или пергамент переписывались вручную, то есть о тиражировании и о массовом распространении книг ещё не могло быть и речи. Вот почему так ценно было стремление поэтов и писателей античности рассказать народу об исторических событиях, о новых открытиях, о научных проблемах --- устно, а для лучшего запоминания - в стихотворной форме.

Во времена эллинизма, а затем в первые века новой эры возник и развивался новый литературный жанр - периэгеза (греч. periegesis - обведение вокруг) в прозаической или стихотворной форме. Во время прогулки гид сообщал знания о той или другой стране или о достопримечательном месте с помощью географических, исторических, мифологических объяснений. Во 2-м веке новой эры греческий поэт Дионисий Периегет сочинил стихотворное произведение "Периэгеза Ойкумены" в 1185 гекзаметрах ( Ойкумена - так древние греки называли известную им обитаемую часть Земли, а центром Ойкумены они считали Элладу ). Это произведение в Риме переводилось на латынь дважды - поэтами Авиеном (4 век н. э. ) и Присцианом (6 век н. э. ). Эти дидактические стихи с этнографическими и историческими сведениями об окружающих странах в форме путевых заметок были очень популярны, а в средние века (через 1000 лет! ) это сочинение стало школьным учебником. В том же веке греческий писатель Оппиан (ок. 200г. н. э.) написал поэму "Голиевтика" ( "Рыбная ловля"), а его однофамилец создал поэму "Кинегетика" ("Об охоте").

Для распространения своего вероучения христианские богословы и христианские латинские поэты писали в стихотворной форме жизнеописания святых и мучеников, религиозные наставления, библейские легенды. Так, христианский латинский поэт Коммодиан (4 век н. э.) создал трактат в стихах "Наставления язычникам и христианам". Греческий эпический поэт Нонн (5 век н. э.) после обращения в христианство написал стихотворный парафраз Евангелия от Иоанна; протодьякон в Риме Аратор (6 век н. э.) сочинил эпическое произведение "О деяниях апостольских" (2336 гекзаметров), в котором в поэтической форме изложил библейскую апостольскую легенду.

Но римские поэты, продолжая традиции греческой познавательной поэзии, писали не только на религиозные темы.

Гениальный древнеримский поэт Флакк Квинт Гораций (65г. -8г. до н. э. ), поэзия которого до сих пор считается непревзойдённой, создал знаменитое стихотворное послание ⌠Ars poetica■ -"Искусство поэзии" в котором обучал начинающих поэтов законам стихосложения, сущности и задачам поэтического творчества, точности, глубине, образности стихов. Вот отрывок из этого послания:

"Всякий писатель предмет выбирай, соответсвенный силе;

Долго рассматривай, пробуй, как ношу, поднимут ли плечи.

Если кто выбрал предмет по себе, ни порядок, ни ясность

Не оставят его: выражение будет свободно.

В тайне свой труд продержавши, покуда он в свет не явился,

Много исправишь, а выпустишь слово, назад не воротишь!

Краткость нужна, чтобы речь стремилась легко и свободно,

Чтобы в словах не путалась мысль и ушей не терзала".

 

Выдающийся философ - материалист Лукреций Кар (1-й век до н. э.), наиболее известный представитель теории атомистики в Древнем Риме, последователь учения грека Эпикура, изложил это учение в поэме "О природе вещей" (отрывок из этой поэмы приводился в учебнике физики средней школы в России в 50-е годы 20-го века, т. е. через 20 столетий!). Римский поэт Манилий (1-й век до н. э.) в пяти книгах обучающей поэмы "Астрономия" с помощью гекзаметра описал существовавшие тогда представления о звёздном небе, а также об астрологии, в понимании Манилия судьбы людей зависят от расположения небесных светил. Талантливейший римский поэт Овидий (43г. до н.э. - 18г. н.э.) оказал большое влияние на латинских поэтов последующих поколений, он создал много произведений в традициях познавательной литературы. Так, в "Науке о любви" элегическим дистихом автор наставляет юношей, как найти и удержать возлюбленную, а в "Средствах от любви" учит девушек, как освободиться от тягостной любви. В "Фастах" -- "Календарь" элегическим размером Овидий описывает праздники и обряды римлян, остались неоконченными две дидактические поэмы "Об уходе за лицом" и "О рыбе и рыбной ловле".

Краткий обзор познавательной поэзии латинских авторов, живших в разные столетия новой эры, был бы неполным без имен Колумеллы, Немесиана и Симфозия. Колумелла (1-й век н.э.) римский писатель и агроном, написал 12 книг "О сельском хозяйстве", где 10-ая книга о садоводстве, о выращивании и уходе за деревьями, написана гекзаметром. Немесиан (3-й век н.э.) сочинил и изложил свои знания в обучающей поэме "Об охоте с собаками". И, наконец, Симфозий В 4-м веке н.э. создал целый сборник из 100 познавательных стихотворений-загадок.

Учёные, писатели, поэты разных стран и народов в разные века следовали древнегреческой традиции и продолжали развитие жанра познавательной и назидательной поэзии. Даже после изобретения книгопечатания в 15-м веке этот жанр поэзии пользовался успехом у читателей, служил расширению их кругозора.

В северо-западной африканской стране Мавритании в 4-м веке н.э. жил Теренциан Мавр - грамматик и знаток метрики (наука о законах строения стиха и стихотворной строфы), он создал поэму из трёх частей, каждая имеет своё название: "О звуках", "О словах", "О метрах", причём третья часть написана тем метром, о котором идёт речь в этой части поэмы. Для специалистов это произведение представляло большую ценность, так как в нём излагалась теория стихосложения, принятая в то время. Византийский автор поэмы "Ужасы землетрясения" Иосиф (ок. 860г. н.э.) описал различные виды землетрясений: морские, обвальные, толчковые с вертикальным и горизонтальным направлением толчков и их последствия для городов и деревень. Другой византиец филолог Цецес (1110-80гг.), глубокий знаток древнегреческой истории и культуры, изложил эти исторические знания в поучающей поэме ⌠Chiliades■. Нивард, немецкий магистр из Гента, что в Германии, в 1146 - 48гг. создал широко известный познавательный эпос "Изенгрим", памятник средневековой поэзии в 6574-х дистихах, где описываются звери, и каждый из них представляет собой какой-либо человеческий тип. Многие из этих произведений читают, изучают, пытаются расшифровать их до сегодняшнего дня. Например, изданные в 1555г. "Столетия", написанные рифмованными четверостишиями - катренами французским врачом и астрологом Нострадамусом (1503-66гг.), содержащем "предсказания" исторических событий в будущие века развития Европы. И обязательно здесь надо сказать о познавательной поэзии великого русского учёного, поэта, художника, боровшегося за развитие науки и просвещения в России - Ломоносова М. В. (1711-65гг.). Во многих своих стихотворениях он пишет о движении корпускул (молекул), о принципе сохранения материи и энергии, об атмосферном электричестве, описывает природные богатства России, говорит о дальнейшем торжестве науки и об использовании на практике научных открытий. Например, в стихотворении "Вечернее размышление о божием величестве, при случае великого северного сияния" (1743г.) Ломоносов описывает научные гипотезы о строении Земли и её атмосферы, о причинах возникновения северных сияний.

В завершение моей статьи хочу обратить внимание читателя на то трепетное отношение к поэтам, которое существовало в классической Древней Греции и Элладе на протяжении многих веков. Древние греки высоко ценили поэтический дар, рассматривали этот дар как милость богов к своему избраннику, которого боги сделали посредником между ними самими и людьми. Поэты пользовались всеобщим уважением и признанием, у греков существовало представление, что они не просто полезны, но необходимы народу, что поэтов вдохновляют и их устами вещают музы и боги, что поэты -- учителя народа, и поэтому их в Элладе возводили в ранг мудрецов. Причиной такого отношения являлось то, что древнегреческие поэты были людьми высокой культуры и знаний, знатоками потрясающей, невероятно разветвлённой, красочной и поэтичной мифологии. Они активно распространяли эту культуру и новые знания, тем самым развивали природную любознательность греков, тем самым воспитывали и просвещали свой народ и особенно молодое поколение.

Говоря о том, что за короткий исторический отрезок времени эта уникальная цивилизация - Древняя Греция-дала миру множество великих мыслителей, учёных, писателей, поэтов, оказавших очень большое влияние на дальнейшее развитие науки и культуры Европы, мы видим причину этого в их ментальности, в силе их характера, в их активном и умном отношении к жизни. Об этом прекрасно сказал Гёте : "Натуры эти были в высшей степени способны не только к наслаждению счастьем, но и к перенесению несчастья. Как здоровое волокно сопротивляется вредному влиянию и при каждом болезненном поражении поспешно восстанавливается, так способен и здоровый дух этих людей быстро и легко восстанавливаться по отношению ко всем внутренним и внешним бедствиям. Таков был античный дух - в деятельности, наслаждении и лишении, в радости и горе, в обладании и потере, в возвышении и унижении, всегда довольный прекрасною землёю, на которой царит над нами такая переменчивая судьба".

Самое интересное, удивительное и ,может быть, поучительное состоит в том, что, накопив к нашему времени, за прошедшие века грандиозные объёмы новых знаний, колоссальное развитие культур народов мира, произошёл в 20-ом веке такой парадокс : во многих странах мира на протяжении всего столетия происходило оживление интереса людей к античности, оживление филэллинизма . Шедевры, созданные в античной философии, литературе, искусстве, праве, мифологии, религии вошли в сокровищницу мировой культуры и являются частью современной жизни, эти шедевры востребованы и сегодня. Приведу только несколько фактов и цифр, подтверждающих это.

На античные темы в 20-ом веке писали оперы, балеты, кантаты, оратории, симфонические поэмы и др. такие композиторы с мировой известностью, как Стравинский, Онеггер, Лоу, Орф, Равель, Пуленк, Р. Штраус, Глазунов, Дунаевский, Журбин, Прокофьев, а всего около 70 композиторов из 15 стран мира, из них 38 написали музыку к балетам на темы древнегреческой мифологии .

Более полусотни поэтов и писателей из разных стран писали романы, стихи, поэмы, сонеты на античные темы, на темы её истории и мифологии . Назову только некоторые из этих великих имён 20-го века : Хорхе Луис Борхес, Поль Валери, Уистен Хью Оден, Эдуардас Межелайтис, Лауреаты Нобелевской премии по литературе ирландский поэтУильям Батлер Йейтс и греческий поэт Горгос Сеферис, Валерий Брюсов, Иван Бунин, Николай Гумилёв, Владислав Ходасевич, Марина Цветаева, Иосиф Бродский, Владимир Высоцкий и мн. другие.

В странах Америки, Европы, в Японии были созданы 99 игровых и 31 анимационных фильмов на темы античной истории и мифологии .

А художники Беклин, Густав Климт, Сальвадор Дали, Бакст, Бурдель, Рибейра, Уотерхаус, Борис Вальехо, Эрнст Неизвестный и мн. другие создавали прекрасные произведения на античные темы .

В чём причина того, что через 20 с лишком столетий у людей в разных странах оживился интерес к античности, что люди искусства чаще ищут темы произведений в этой седой, но потрясающей древности ?

Может быть, причина этого явления заключена в самом 20-ом веке с его жесточайшими войнами, с гибелью десятков миллионов людей, колоссальными разрушениями, созданием оружия массового уничтожения, резким ухудшением экологии Земли, терроризмом, упадком морали и нравственности ? Ведь все эти катаклизмы создают в обществе, да и у каждого отдельного человека, чувство неуверенности, беспокойства, страха, и человек ищет успокоения, исцеления от страхов, пессимизма и депрессий .

Великие ученые и писатели, общественные деятели разных эпох и многих народов называют Элладу лучезарным, прекрасным утром человеческой цивилизации . Умные, любознательные, жизнерадостные древние греки любили всё героическое, обожали соревноваться друг с другом, ценили жизнь, создали очень много такого талантливого и даже гениального, чем человечество пользуется до сегодняшнего дня и что вызывает восхищение у людей 20-21-го веков даже через пропасть двадцати столетий между ними и нами . И один из множества примеров этому - дидактическая поэзия, созданная эллинами.

________________________________________

Проголосуйте
за это произведение

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет" 2004

Rambler's Top100