Проголосуйте

[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]

Радик Кагиров

Потенциал влечения к высокому
(English version)

В обыденной жизни, мы чаще видим изображения летательных аппаратов на экранах телевизоров и газетно-журнальных полосах чем настоящие самолеты в аэропортах. Что же касается космических кораблей, станций и зондов, то мы обычно видим только символы - образы, имеющие характерные признаки и особенности (присущие космической индустрии и другим, связанным с ней промышленным отраслям), представленные на экранах и страницах различных изданий. Авиационно-космические средства не только помогают нам исследовать новые горизонты, доставлять грузы, передавать информацию и задействовать коммуникации, но также являются знаками времени, морально вдохновляющими и влияющими на культуру. Образы космических атрибутов, по большей части воспринимаемые как привлекательные, являются характерными признаками нашего времени, которые вообще-то ассоциируются с общечеловеческими ценностями, с тематикой полетов и с устремлением к безграничному. Огромный потенциал авиации и космонавтики заключается не только в наборе высоких технологий, уникальных разработок и неоценимого опыта, но также и в их эмоциональном содержании, в том как они воспринимаются широкими массами.

Интерес и притягательность к различным видам астрономических явлений глубоко укоренены в умах большинства людей. Обогащенная историей религиозных верований, наблюдениями небесных явлений и, в последнее время, хроникой космических исследований, система современных космических символов чрезвычайно насыщена эмоционально. Влияние этого наследия на общую культуру кажется недооцененным. Люди как правило действительно горды работать в высокопрестижных авиационной и космической отраслях промышленности. Но насколько они осведомлены о наследии древних символов, верований и мифов, посвященных Вселенной и нашему месту в ней? Мы часто провозглашаем существование издревле сформировавшейся системы космических образов и понятий как факт, но насколько глубоко руководители авиакосмических предприятий понимают корни нашей "извечной" устремленности к бесконечности?

Имеется множество символическо-смысловых единиц, имеющих отношение к космосу, но они не действуют в качестве единой системы. Спонтанно сформировавшиеся и развитые с течением общественно-исторических процессов, они до настоящего времени не были соответствующим образом изучены и задействованы сотрудниками организаций и предприятий, поэтому не достигли максимума своего потенциала. Кроме того, складывается впечатление, что постепенно расширяется существующее расхождение между исторически сформированной символикой и современными образами космической атрибутики. То есть, не используется один из наиболее эффективных организующих факторов. Возможно, когда специалисты космических предприятий и других учреждений "работающих на космос" узнают больше о роли космической символики в истории человечества, могут быть повышены энтузиазм и производительность труда.

Современная космическая наука должна быть описана в так называемых "утонченных" терминах идей и мнений, где ключевые единицы - символы, смысловые элементы и образы - это знаковые системы, которые существуют наряду с материальными средствами науки и технологии, а в обществе возможно даже преобладают над ними.

В современной цивилизации имеется тенденция фетишизации технологии вообще и авиакосмических технологий в частности. Эта тенденция помимо прочего фактически лимитирует многофункциональные возможности авиации и космонавтики. Их образы могут воспринимаются не только как знаки превосходства, дороговизны и новизны, но как объединяющие символы выражающие дополнительную глубину, ассоциирующиеся с высокими морально-нравственными ценностями.

Любопытство и интерес людей к небу и его явлениям довольно успешно используются в маркетинге и в рекламном бизнесе. В сущности, маркетинговые менеджеры часто используют в рекламе образы Вселенной и символы космической промышленности, чтобы привлечь потенциальных клиентов.

Широко признано как факт, что ничто так не сопутствует бизнесу как восхищение компанией и ее продукцией, а так же интерес к сфере, в которой она специализируется. Привлекает еще чувство, что происходит грандиозное явление, и что вы имеете к этому отношение. Но более всего, вероятно, важно ощущение у потребителей, что данное дело имеет будущее. Лучшие разработчики понимают важность для эффективного маркетинга того, чтобы их марка заняла высокое место в ряду общественных ценностей, и успешные компании использовали космическую символику столь эффективно, что их названия стали ассоциироваться с лучшим типом технологического развития. Компании применяют космическую символику, чтобы создать репутацию превосходства и утвердиться в общественном мнении как держатели верхних позиций технологического развития. Мы широко используем в качестве названий торговых марок такие слова как: космос, орбита, ракета, полет, млечный путь, аполлон и т.д.. Авиационные и космические символы постоянно мелькают в кино, в теленовостях , в рекламных роликах, на эмблемах и в рекламных объявлениях. Элементы "космического стиля" применяются во многих различных элементах дизайна и художественного оформления.

Очевидно, что если люди восхищаются космосом, они будут покупать больше товаров с космическими атрибутами, и самой этой промышленности будет содействовать широкая общественная поддержка. Кажется разумным предположить, что если общество больше заинтересуется тематикой полетов, то такое отношение обернется дополнительными экономическими прибылями. То есть возрастание психологически воспринимаемой важности отрасли может привлечь больше денег к ней.

Привлекательный образ может помочь увеличить правительственные и частные инвестиции на космонавтику. Легкий и невидимый воздух, поддерживает тяжелые самолеты, и психологическая атмосфера общественного мнения служит авиационной и космической отраслям промышленности подобным же образом. Финансовые потоки дадут лучшую поддержку научно-техническим усилиям, если те будут служить обществу крыльями вдохновения. Авраам Линкольн писал: " ... общественное поддержка - это все. С общественной поддержкой ничто не может потерпеть неудачу; без нее ничто не может преуспеть."

Один недавний пример: имелись планы сохранить орбитальную станцию "Мир", переориентируя ее в 'космическую гостиницу' для туристов-миллиардеров, а также в съемочную площадку для фильма. Научно-фантастический триллер под названием "Тавро Кассандры" по мотивам романа Чингиза Айтматова, планировалось снять на борту "Мира" за сумму приблизительно 25 миллионов долларов. Возможности современных технологий кинопроизводства, которые позволяют имитировать космические условия фактически безграничны. Имея все необходимые средства, чтобы реализовать съемку подобного фильма в земных павильонах, при существующем богатом наборе спецэффектов, кинопроизводители однако настаивают на подобной попытке "сверхвысотных" киносъемок, поскольку очевидно, что все, в чем они нуждаются - это сам факт съемки на орбите, который бы воспринимался как символическое событие.

Такой проект мог бы быть полезен для обеих задействованных сторон - для киноиндустрии и для космической промышленности, но согласно замечаниям руководителей Российского Космического Агентства, они рассматривали подобный вариант как вообще-то нежелательный, но необходимый компромисс для получения дополнительных средств.

Представляется, что напротив, космические агентства должны заинтересованно участвовать в такого рода "шумных" проектах, потому что прибыль может быть получена не только непосредственно, но также и в последствии, когда "эхо" такого события поднимет общий интерес к космической промышленности. Это - их (и наш) шанс не только пережить критический момент в экономике, но также и обеспечить большие шансы на лучшее будущее. По последним сообщениям изъявляет желание произвести киносъемки на орбите режиссер Джеймс Камерон. Желательно не упустить шанс на этот раз.

К сожалению маркетинговые подходы в аэрокосмическом секторе в основном управляются техниками, которые полагают, что эта сфера слишком сложна для других. Вместо привлекательных объявлений и завораживающих утверждений, специалисты по космосу концентрируются на отдельных основных областях: качестве проектирования, производства и обслуживания, на совершенстве научного постижения.

Изменения явно необходимы - те ученые и менеджеры, которые будут не в состоянии создать для отрасли привлекательный образ, будут терять поддержку общества и правительства, от которых зависит их работа.

Называлось много причин, почему США победили Советский Союз в лунной гонке, и они довольно противоречивы. Но одно из обстоятельств оставалось почти незамеченными. Вдохновленная харизматичным президентом Кеннеди, американская программа была привлекательно представлена нации и с воодушевлением принята ею. Лидеры же Советского Союза готовили очередной шокирующий сюрприз для противников и приятное событие для советских людей. Они намеревались представить это как свершившийся факт, реализуя проект почти в абсолютной тайне для народа. В стране имелся недостаток общественной поддержки лунного проекта, поскольку обычные люди ничего не знали - они могли только догадываться. Программа интенсивно продвигалась в специальных учреждениях, но была закрытой для всех других людей, поэтому не имела достаточной мощи и "инерции", и в последствии была легко остановлена правительственным решением. Произошедшее объясняется недостатками командно-административной системы, но, кроме того, служит примером необходимости общественного понимания и широкой поддержки.

Когда в предыдущие годы в космонавтике рассматривались конкурирующие приоритеты, учитывались два главных параметра оценки эффективности: научные результаты и степень пропагандистского влияния. Но если дополнительные координаты социально-психологического подхода будут применены, возможны парадоксальные результаты - технически более простые и менее дорогие проекты могут приносить экономической пользы больше, если будет лучше их социально-психологическое и культурное воздействие.

Авиационные средства более интенсивно включены в нашу каждодневную жизнь. Весьма вероятно, мы скоро увидим, что такое же место займет и космонавтика. Обращается много внимания нанесению изображений на поверхности самолетов, чтобы сделать их привлекательными, потому что воздушные суда являются частью нашей обыденной жизни: большинство из нас пользуются услугами авиатранспорта. Очевидно, что модельный ряд самолетов изменяется медленнее, чем разнообразие рисунков на них. Вероятно скоро намного серьезнее займутся внешним оформлением и "психологическим сопровождением" космических проектов и технических средств.

Имеется недостаток 'интегрированного' мышления на этот весьма важный предмет среди различных вовлеченных в эту деятельность организаций и специалистов - национальных космических агентств, правительств, производственных коллективов, общественных организаций, частных компаний. Такой необходимый процесс как формирование объединенной символической системы мог бы быть существенным шагом к увеличению роли космических усилий в обществе и дать им коллективную силу. Эти мероприятия должны принять во внимание взаимосвязи между различными компонентами глобального комплекса экономики, философии, психологии, истории, социологии и культуры, и предложить, как они могут быть взаимно согласованы надлежащим образом.

Целям космической политики могут содействовать эффективные изменения в общественной стратегии. Мы должны способствовать диалогу между теми, кто придерживается различных представлений относительно проблем космических наук, всегда с намерением строить мосты взаимопонимания.

Символика освоения космоса и ее неоценимое значение служат весьма важным соединительным фактором в обществе. Благодаря ему научно-технические светила, профессиональные и любительские коллективы, их усилия, идеи и идеалы объединены в единое "созвездие" космонавтики.

В наши дни партнерство расценивается как ключевой способ уменьшения финансовых расходов, за счет увеличения количества участников и использования различных достижений. Но стоит так же обратить внимание на различия в уровнях общественного понимания в различных странах-участницах. Международное сотрудничество, проводимое в рамках совместных авиационно-космических программ требует также координации общественных мероприятий.

Когда мы говорим о международном сотрудничестве, мы подразумеваем прежде всего научно-техническое сотрудничество. Мы обращаем меньше внимания на другие аспекты, например на координацию технологий управления и социо-культурных мероприятий. Последние иногда остаются почти незамеченными. Важно развивать эти технологии и методики во взаимной координации во многих странах.

Реализуя такие программы как Concord, COSPAS/SARSAT, "Союз-Аполлон", Интеркосмос, "Мир-Шаттл" и МКС мы научились объединять и координировать различные технические и информационные системы. Несмотря на бурно развивающую глобализацию, общественное мнение относительно космической науки весьма различно в многих странах. В прошлые десятилетия благоприятные общественные условия были созданы только в нескольких странах, и даже в них довольно несовершенно. В последнее же время общественная поддержка космических усилий в различных странах стала еще более дифференцированной, а иногда даже полярно противоположной. Для успеха общего дела это хуже, чем может казаться. Когда партнерские усилия стран по-разному поддерживаются в них, это служит причиной взаимных проблем.

Например, в настоящее время в России отношение общества к космической науке одно из самых наихудших в мире, даже при том, что наша страна лидировала в самом начале космической эры. Недавняя попытка сбора пожертвований для сохранения космической станции "Мир" не собрала достаточной суммы и продемонстрировала, что россияне больше не заинтересованы в космических программах. Кроме того, в недавнем прошлом в СМИ превалировала тенденция подчеркивать проблемы, а не достижения. Фактически причина многих задержек с выполнением российских обязательств по Международной Космической Станции была вызвана не экономическими проблемами России, но связана с недостатком положительных мнений у людей об этой индустрии. Даже при том, что наши специалисты имеют неоценимый опыт работы с долговременными космическими станциями и были получены финансовые средства от NASA, не имелось соответствующих благоприятных условий в российском обществе. В результате согласованные сроки были нарушены. Политическое руководство перечисленная американцами сумма была обложена налогом, еще и потому, что общество вовсе не было обеспокоено судьбой МКС. Вероятно подобное могло не иметь места при других условиях в обществе.

Для различных космических держав сотрудничество в общественной сфере, скажем, в образовательных программах, означает взаимную поддержку в будущем и гарантии того, что партнеры продолжат участие в совместных научно-технических проектах и не ослабят своих усилий.

Социальное значение отрасли и ее научные достижения - взаимосвязанные явления. Они порождают и питают друг друга. Ясно, что вместе со структурными проблемами космических проектов, общественное восприятие авиакосмической промышленности должно быть изменено.

Правительственные органы, их советники и значительные слои общества должны быть убеждены, что продолжение и развитие космических исследований является желательной, реальной и достижимой целью. Потребуется координация мнений и решений в мировом масштабе, эти процессы должны начаться в рамках довольно разнообразных социально-экономических и социокультурных систем множества стран-участниц. Таким образом развитие общественного мнения, понимание специалистами свойств и особенностей космической символики во всем мире - важный аспект темы.

Мы должны тщательнее изучить древние начала нашей устремленности к высотам и воспользоваться этим энтузиазмом, питая и поощряя его, потому что наше отношение ко Вселенной и к космической науке - наше будущее в новом тысячелетии. Столь важное значение нужно придать этому процессу настолько полно насколько возможно.

Проголосуйте