TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Проголосуйте
за это произведение
Наталья Данилова - Закат или Восход

Несколько слов главного редактора

Закат или Восход?

 

Наталья Данилова

Идут дни третьего тысячелетия Рождества Христова. Невольно задумаешься о будущем: что ждет нас и нашу родину?

Россия ≈ не просто географическая часть суши, а наш Духовный континент, расположенный на тектоническом разломе ментальности Европы и Азии, в трагическом промежутке между Западом и Востоком, который для истории России оказался роковым. Сейсмические колебания ритмов Запада и Востока проходят сквозь наши души. С восемнадцатого столетия мы обречены на это двойное сердцебиение. Не умея и не желая жить ни по-западному, ни по-восточному, Россия должна сделать выбор самой себя, определиться, какова она есть ⌠сама по себе■. Что для нас важнее ≈ ⌠живая душевность■ нашей культуры или ⌠потребительский рай■ цивилизации? Что в нас победит ≈ Закат или великий Восход? Духовный раствор, в котором кристаллизуется будущее национальное самосознание, почти готов и насыщен до критической точки. Вопрос в том, что послужит толчком к его кристаллизации.

Бег за прогрессом загоняет нас в холодную и бесприютную юдоль западной цивилизации, которая жестким панцирем накрывает нас, заставляя биться в жестких ритмах ⌠тяжелого металла■. Нас уверяют, что ничто уже не изменит этой развязки, что нужно желать этого, либо вообще ничего не желать, что нужно полюбить свою судьбу, либо отчаяться в будущем и в самой жизни. Строгий энергичный, практичный интеллект грядет, ледяными и абстрактнейшими средствами он ведет борьбу за цивилизацию.

Одна надежда ≈ просторы России, самая её территория защитят русскую культуру от ⌠освоения■ её западной (в нынешней терминологии глобалистской) цивилизацией: покорить такие непредставимые просторы ≈ ⌠руки коротки■. Европейская Россия от Сальских и Донских степей до Архангельска и ненецкой тундры, волжские шири ≈ ⌠век скачи, никуда не доскачешь■, ≈ Урал, Сибирь, Алтай, Дальний Восток, Приморье ≈ это вам не Бельгия какая-нибудь, не Голландия, не Дания. Поди-ка ⌠цивилизуй■, а мы посмотрим, как это у вас получится. Не обольщайтесь, господа, не получится ≈ сколько ни злобитесь, сколько ни фантазируйте, сколько ни планируйте, сколько ни убеждайте себя, нас и всю остальную передовую мировую общественность, что ваша ⌠цивилизация■ ≈ это всё, а русская культура ≈ это анахронизм, отсталость, ⌠никому не нужно■. Более чем тысячелетняя история России убеждает, что русская культура останется, а вот останется ли ваша цивилизация (вспомним 11 сентября) ≈ это пока вопрос.

 

Мы не должны допустить планетарной трагедии ≈ окончательной гибели уникальной ментальной структуры ⌠Святой Руси■, основой которой было патриархально-традиционалистское, с духом земли и с духами стихий наитеснейше связанное сознание ≈ исконной основы нашей культуры.

Сегодня мы присутствуем при попытках подмены остатков нашей уникальной патриархальности (primitiv▓а с точки зрения Запада) ⌠благами цивилизации■. ⌠Клеветники России■ убеждают нас, что еще чуть-чуть, и последний русский человек (как тип уникально-значительного, духовно-оригинального человека, во имя которого и следовало хранить русскую землю именно как русскую, а не интернациональный полигон отбросов западной ментальности) будет трансформирован в ⌠гражданина мира■. Из ⌠них■ никто не пожалеет о том, что не только некая русская ценность будет утрачена, но и ценность божеская, ≈ мир оскудеет. Но мы ⌠русским инстинктом■, нутром должны чувствовать опасность⌠последнего рубежа■ и судьбоносность следущего шага.

 

Пора бы нам научиться извлекать уроки из русской истории. Трансцендентная суть России в том, что россияне мало любили Россию, вот она и погибла в ⌠семнадцатом году■.

Что было тогда первичнее? Омертвление русской жизни или навязывание этой мертвенности сверху ≈ нигилистическим искусством и идеологией, массированным давлением ⌠прогрессивно-либеральных кругов■? Или эти процессы шли параллельно, взаимоподталкивая друг друга?

В начале XX-го века лучшие умы Запада констатировали тотальный кризис западной цивилизации, вырождение культуры и человечества, стремительную деградацию, убыстрение и свертывание времени. У России, однако, была небольшая историческая передышка, когда страна вошла в фазу ⌠органичности жизни■, для поддержания которой требовались индивидуальные, изо дня в день, духовные накопления. Но русскую либерально-демократическую интеллигенцию, стремящуюся к скачкам, к легким иллюзорным ощущениям своей значительности и взлета, жаждущую переложить всю полноту ответственности на внешнюю действительность ≈ напряженный ежедневный рутинный труд пугал. Легче было критиковать, разрушать, чем созидать. ⌠Обличительная литература■, поддерживаемая одобрительным ⌠гоготом■ Чернышевских, Добролюбовых и Писаревых, описывая ⌠мерзости■ царизма, открыла эру убивания ⌠верноподданными■ своего отечества. Вслед за ней ≈ нигилисты всех мастей, подкармливаемые чьей-то могущественной богатой рукой, с усердием печатно проклинали родную землю, звали ее не ⌠отечеством■, а ⌠клоповником■, ⌠черным позором человечества■, ⌠тюрьмой народов■. Массами овладело безудержное поношение России, неуважение к власти, к правительству, к царю ≈ отсюда шла вся мощь энергии национального распада. Русские интеллигенты были внутренне нацелены на бегство из своего уникального на планете ⌠дома■, вместо того, чтобы спасать его, лечить и обустраивать. Вспомним Валерия Брюсова: ⌠Крушить я буду с вами, строить ≈ нет!« Не есть ли исток ⌠русской революции■, ≈ писал в 1913 году В.В.Розанов, много размышлявший о феномене массового ⌠подлого■ поругания своей отчизны, ≈ в том едком кислотном чувстве, в том ежедневном раздражении, какое испытывает русский человек, глядя на все вокруг, глядя на ⌠наши русские дела■, и по преимуществу на наши ⌠распоряжения сверху■...»

Сколь это, увы, узнаваемо в начале XXI века! Продвинулись ли мы в нашем внутреннем национально-ментальном самосознании? Или мы в стадии великой стагнации? В чем-то мы и продвинулись, оказавшись на краю пропасти, мы с внутренним ужасом, наконец, осознали неизбежность и ⌠бездну■ будущего падения и ⌠диффузии■ русского человека во ⌠всемирную цивилизацию■. Ведь он, ⌠передовой человек■, защитник и двигатель прогресса, менявший на протяжении всего прошлого столетия свои маски, этого и жаждал: и рассосет нас потихоньку мир, и останется лишь место на карте...

Мы и сегодняшние оказались как бы вне дома. Формально пребывая в пределах отчизны, мы тем не менее не имеем родины. Чувство дома нами безвозвратно утеряно. В сущности, мы ведь даже не знаем, что утратили. Родины как Heimgefьhl, как особого измерения реальности, ≈ человек в современном индустриализированном переинформированном, суетливо-претенциозном мире уже не знает. Безусловно, всякий человек ищет ее, воспринимая ее отсутствие как трагедию.

В хвост и гриву поносить Россию было любимейшим занятием ⌠российской■ интеллигенции в последнее тридцатилетие XX века. Не коммунизм и не большевиков поносили, а Россию и русскость. И сегодня масс-медиа приучают нас воспевать все иноземое, а понятие ⌠русского■, ⌠русскости■ ≈ ассоциировать с понятием ⌠отсталости■, ⌠глупости■, ⌠допотопности■, ⌠безнадежности■. ⌠Спасение■ по-прежнему ожидается с Запада, от его ⌠здоровых веяний■, а не от внутренних (⌠евразийских■) энергий. Поразительный морок. Как будто кто-нибудь может стоять на своих ногах, не уважая самого себя, уникально-космического в себе фермента, который невозможно заимствовать по самой природе вещей.

« Счастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить, именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша ⌠мать■ пьяна, лжет и вся запуталась в грехе, ≈ мы и не должны отходить от нее... Но это еще не последнее: когда она, наконец умрет и ... будет являть одни кости ≈ тот будет ⌠русский■, кто будет плакать около этого остова, никому не нужного и всеми плюнутого. Так да будет...» , ≈ этот знаменитый плач В.В.Розанова по ⌠вечно-умирающей матери■ ≈ молитвенное заклятье потомкам, будущим русским братьям по духу. « До какого предела мы должны любить Россиию?.. до истязания: до истязания самой души своей. Мы должны любить ее до ⌠наоборот нашему мнению■, ⌠убеждению■, голове. Сердце, сердце ≈ вот оно, любовь к родине ≈ чревная...»

Нам необходимо преодолеть в себе дух национального уныния, русский человек и ⌠у бездны на краю■ способен и должен любить Родину.

И не дай-то Бог, если про нас потомки скажут: они недостаточно любили Россию, оттого она и погибла.

 


Проголосуйте
за это произведение

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
248239  2002-08-06 12:24:57
ВМ /avtori/lipunov.html
- Много боли, много правды и много ошибочного в этой статье. Боль чувствуют русские люди - не по крови - люди русской культуры. Слышится, "патриархальность и лапти". Господа хорошие, делайте выводы. Работайте, делайте что-то свое - в науке, в культуре. Да оно уже и делается. За последние год повстречал я замечательных русских (в моем понимании) людей и среди достаточно богатых. Это ложь, что все воруют. Нет, содержат детские дома, строят храмы, дают средства на науку. И это только начало. Дайте срок.

Уехавших навсегда, не осудим, но и на любовь нашу рассчитывать нечего. Каждый образованный человек, покидающий родное пространство, делает в нем огромную незарастающую дыру. Место сие заполняется бездуховностью, безграмотностью, невежеством.

Кажется здесь Вы не нужны, ну чорт с ней с этой Россией. Но ведь и здесь что-то должно твориться. Иначе придут к Вам уже совсем другие.

Читайте в "Исканиях и размышлениях".

248241  2002-08-06 12:55:59
Крупнов Юрий http://www.p-rossii.ru/pred.shtml
- ВМ (27971 )

Уважаемый Владимир Михайлович!

А что такого ╚ошибочного╩ (да к тому же еще и ╚много╩) в замечательной статье Натальи Даниловой?! Я ничего не сумел найти.

Нет, правда, я был бы очень благодарен за самое краткое разъяснение и указание. Хотя и понимаю Вашу фантастическую занятость.

248242  2002-08-06 13:11:45
Йорик
- Глубокоуважаемый Ю. Крупнов! Осмелюсь заметить Вам, что Вы, вероятно, ошиблись римской цифрой, а именно: между Иваном Грозным и Сталиным (несомненно, столпами российской государственности!), у Вас каким-то образом затесался невыразительный Николай II, который ну никак не заслужил столь высокого звания! Вероятно, Вы имели в виду Николая I, того самого, которого прозвали Палкиным? Хотя, на мой вкус, и он в столпы не годится, - мягкотел был порой, почему всех декабристов не перевешал? А? Духу не хватило?.. Почему бы Вам не обратиться к трудам евразийца Л. Гумилева? Тогда список столпов нашей государственности можно будет смело расширить именами Чингис-Хана и Батыя Простите, что оторвал Вас от высоких дум о высоком величии вышеперечисленных особ, но точность - вежливость не только королей, но также и их шутов, порой неизъяснимо тоскующих без отеческого кнута и зубодробительных пряников

248243  2002-08-06 13:13:45
ВМ
- Уважаемый Юрий Васильевич!

Думаю не следует жестко связывать понятия "прогресс" и "запад". Да, если понимать примитивно "прогресс", как количество колбасы на душу населения - быть может и так. Но ведь прогресс это еще и умение поделиться с ближним, сострадание, жертвенность. При всех "ужасах" социализма Российская помощь, никогда не была похожа на "американскую". Мы никого не обворовывали - разве, что себя. И причина здесь не в социализме, а в характере русского народа.

248244  2002-08-06 13:32:38
ВМ
- Уважаемые Юрий Васильевич и Йорик!

Римскую цифру поменять можно, но вот со Сталиным - здесь согласиться не могу. Даже если, оставить в стороне этические вопросы, а оставить их в стороне совершенно не возможно, природа великих достижений России кроется не в деспотизме власти.

Что же Вы думаете, когда в "шарашках" делались великие проекты 20 века или на фронте ковалась победа люди не испытывали счастья творения и делания, великой радости совместного общего дела?

Вот где корень - утеряно сейчас чувство общего дела в России. Конечно временно.

248246  2002-08-06 13:45:45
Yuli
- Не могу согласиться в статье Даниловой ни с чем, кроме общего духа глубокой озабоченности судьбами России.
Никакого "холодного западного разума" не существует. Это преувеличенная оценка жульнических обычаев, преобладающих в западных странах. Если нечто "холодное" здесь и есть, это холодная жестокость, с которой жулики обирают население, для чего более всего и подходит строй, торжественно именуемый "западной демократией".
В Европе этот подлый строй еще как-то сдерживается историческим наследием, духовными традициями, в безродной Америке он превращается в абсолютное зло, в нового Чингис-Хана, который унижает человечество, уничтожая все, созданное великой греко-римской цивилизацией за последние тысячелетия.
Россия и здесь сохраняет свою роль защитницы мира от варваров.
Если бы не русское ядерное оружие, нашествие американского варварства было бы более стремительным. Как тысячу лет назад Россия оградила мир от чумы восточной, сегодня она ограждает мир от чумы западной. То, что она несет при этом ощутимые потери, закономерно.
Как тысячу лет назад в России находились предатели, готовые угождать варварам восточным, так и сегодня находятся прислужники варварства западного, и здесь ничего нового нет.

248248  2002-08-06 14:26:15
Крупнов Юрий http://www.p-rossii.ru/pred.shtml
- На 27974 и 27976

В римской цифре я не ошибся и менять ничего не надо.

В России сегодня катастрофически низкий уровень государственного управленческого искусства.

Неспособность признать такое искусство в Сталине и Николае 2 - казалось бы, в прямо противоположных фигурах, - и не позволяет русским восстановить свою русскость как, полностью согласен с Владимиром Михайловичем, "счастья творения и делания, великой радости совместного общего дела".

Пока не понял, к чему конкретному относится критические замечания по статье Натальи Даниловой. Ведь в ней нет ни антизападничества или еще чего, а есть мистическое почти указание на Россию как на заповедную для каждого русского (по В.М. Липунову, согласен, "человека русской культуры") Россию.

Это восприятие статьи Даниловой показательно. Кстати, недавно вышла книга Ю.Мамлеева по России - очень схожие (в лучшем смысле этого слова)состояния души и сознания. Слова Н. Даниловой здесь как знамя: "Россия не просто географическая часть суши, а наш Духовный континент".

Основную мысль замечательной статьи Н. Даниловой я вижу в попытках самоопределиться к словам В.В. Розанова в октябре 1914 года: "Дана нам красота невиданная И богатство неслыханное. Это - Россия. Но глупые дети все растратили. Это - русские."

Не "слабовольный" Николай 2 потерпел поражение в феврале 1917. А русский народ себя показал "глупыми детьми".

Теперь мы наблюдаем пока что второе издание этой глупости.

... Так и не понял ничего про "ошибки" Натальи Даниловой.

248249  2002-08-06 14:30:56
---
- Замените в писаниях г-на Андреева "Россия" на "Германия", западную чуму на большевистскую, и добавьте то, что остается за кадром, но подразумевается - еврейскую плутократию и вы получите старую и знакомую песню.

248258  2002-08-06 19:23:10
А.Гошко
- Состояние России можно сравнить с состоянием воды, постоянно подверженной холоду Запада и жару Востока. Было время она вскипала, порой на стенках сосуда иний проростал, но не могли превратить воду в лёд и тем более в пар попытки вечных соперников. Сходство с поведением воды, ее всепроникающая нейтральность поразительны. Способность владеть огромным простором пространства и времени говорит о многом.

249666  2002-09-29 17:55:00
shammai
- Наталья, Вы молодец!

251852  2003-02-14 21:27:46
- Материализм без атеизма

Журнальный вариант

Чтобы создать что-нибудь стоящее, должна быть идея. Чтобы появилась идея, необходима некая сумма определенных знаний. Следовательно, для того, чтобы создать, построить гармоничное стабильное человеческое общество, необходимы знания о законах развития общественных формаций. А для того, чтобы общество было по-настоящему стабильным и жизнеспособным, эти знания, эти законы должны быть правильными, истинными, то есть они должны соответствовать законам Мироздания и не вступать с ними в противоречия. Следовательно, сначала должны быть поняты истины законы Мироздания, а для этого необходимо знание об истинном устройстве Мира. То есть нужно знать, и знать наверняка, был ли Мир создан Богом (и зачем, с какой целью) или он возник сам по себе. В конце концов, все сводится к вопросу: Есть ли Бог?

Но если есть, то Его существование, его реальность можно доказать. Это только то, что чего-то не существует доказать не возможно, в принципе. Но как доказать? Какие бы факты не приводились, какие бы чудеса не совершались, скептики все отнесут или на явления природы, или на обман, шарлатанство, или на игру воображения, галлюцинации.

И так, какие-то отдельные явления, и факты не подходят, следовательно, доказательство должно быть всеобъемлющим, то есть охватывать весь Мир в целом и строиться на науке, изучающей весь Мир в целом. Такой наукой является философия. Следовательно, должна быть создана некая философская концепция, позволяющая осмыслить все Мироздание в целом.

Rambler's Top100