Энциклопедия Космонавтика А.Железнякова
Последние космические новости.

Выпуск ╧ 151 от 14 сентября 2000 года.

Что нового на страницах энциклопедии.
Архив новостей.

"HUBBLE" СФОТОГРАФИРОВАЛ КРАТЕР НА УДАЛЕННОМ АСТЕРОИДЕ.

С помощью космического телескопа "Hubble" удалось сфотографировать астероид (8405) Asbolus, орбита которого лежит между орбитами Сатурна и Урана. На этом 78-километровом в диаметре астероиде хорошо виден гигантский (по отношению к размерам малой планеты) кратер, возраст которого, по мнению астрономов, изучающих снимки, кратеру меньше 10 миллионов лет. Не исключено, что внутри кратера имеется замерзшая вода. Сделанный "Hubble" снимок уникален не только из-за удаленности объекта, но и из-за того, что заставляет по-новому взглянуть на малые планеты и заняться поиском воды и на их поверхности.

НА ЗЕМЛЕ МОЩНАЯ МАГНИТНАЯ БУРЯ.

Во второй половине дня 14 сентября на Землю обрушилась мощная магнитная буря. Накануне на Солнце было зафиксировано несколько мощных "взрывов", сопровождавшихся выбросом большого количества солнечного вещества. Разразившаяся магнитная буря по силе сравнима с мощными геомагнитными потрясениями июля и августа нынешнего года. Тогда весь Кольский полуостров остался без радиосвязи. В ближайшие два дня врачи не рекомендуют большие нагрузки людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями. Да и всем прочим выходя из дома лучше брать с собой аспирин. Обычно магнитные бури сопровождаются свечением на небе и полярными сияниями, поэтому перед сном не забудьте взглянуть на небо. Вдруг вам повезет и вы станете свидетелями красочных явлений.

"ATLANTIS": ОЧЕРЕДНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА МКС.

8 сентября 2000 года в 12:45:47 UTC из NASA Kennedy Space Center, стартовый комлекс LC39B (46-е использование стартового комплекса; географические координаты комплекса 28,6272 N; 80,6208 W), подвижная стартовая платформа MLP-2, осуществлен пуск космической системы многократного использования "Space Shuttle" (99-й полет МТКК; программа полета STS-106 [International Space Station 2A.2b]; внешний бак ET-103A, твердотопливные ускорители - комплект BI-102PF с двигателями RSRM-75), во время которого на околоземную орбиту выведен космический корабль OV-104 ⌠Atlantis■ (22-й полет ОС, двигатели типа Phase II SSME1 ╧ 2052, SSME2 ╧ 2044, SSME3 ╧ 2047, версия бортового программного обеспечения OI-27) (26489 / 2000 053А). КК пилотирует экипаж в составе: УИЛКАТТ Терренс Уэйд (WILCUTT Terrence Wade), командир, США (4-й полет в космос); ОЛТМАН Скотт Даглас (ALTMAN Scott Douglas), пилот, США (2-й полет в космос); БЁРБЭНК Даниэль Кристофер (BURBANK Daniel Christopher), специалист полета-1, США (1-й полет в космос); ЛУ Эдвард Чанг (LU Edward Tsang), специалист полета-2, США (2-й полет в космос); МАСТРАККИО Ричард Алан (MASTRACCHIO Richard Alan), специалист полета-3, США (1-й полет в космос); МАЛЕНЧЕНКО Юрий Иванович, специалист полета-4, Россия (2-й полет в космос); МОРУКОВ Борис Владимирович, специалист полета-5, Россия (1-й полет в космос). Вес стартовой системы - 2.051.918 кг. Вес орбитальной ступени при старте - 115.259 кг. Спустя девять минут после старта корабль вышел на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 51,6 град.; период обращения - 88,2 мин.; минимальное растояние от поверхности Земли (в перигее) - 126 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 276 км.

10 сентября в 05:51 UTC американский космический корабль "Atlantis" успешно состыковался с Международной космической станцией (МКС). Космонавтам предстоит проработать на борту МКС семь дней и подготовить станцию к эксплуатации в пилотируемом режиме.

Члены экипажа космического корабля "Atlantis" Эдвард Лу (Edward Lu) и Юрий Маленченко совершили 11 сентября выход в открытый космос. Работа вне корабля началась в 04:47 UTC, раньше чем планировалось. Космонавты в первую очередь соединили кабелями модули "Заря" и "Звезда". Затем была произведена замена вышедшей из строя мишени на модуле "Звезда", используемой при стыковке космических аппаратов. Кроме того, на внешней поверхности модуля "Звезда" установлен комплект научной аппаратуры. Эдвард Лу и Юрий Маленченко возвратились на борт корабля в 11:01 UTC, проработав в условиях открытого космоса 6 часов 14 минут. Выход продолжался на 16 минут меньше, чем это планировалось, так как космонавты смогли выполнить намеченную работу быстрее графика. Сегодня ночью должен быть открыт люк, соединяющий "Atlantis" и Международную космическую станцию (МКС). На борту МКС космонавты пробудут семь дней. Им предстоит разгрузить грузовой транспортный корабль "Прогресс М1-3" и подготовить МКС к приему первой длительной экспедиции, которая стартует в космос в конце октября.

12 сентября 2000 года в 02:36 UTC члены экипажа космического корабля "Atlantis" открыли люки Международной космической станции (МКС), выравняли давление в обоих космических аппаратах, а затем вошли в отсеки МКС. Первым в модуль "Unity" перешел командир корабля Терренс Уилкатт (Terrence Wilcutt). Затем в 04:15 UTC космонавты вошли в модуль "Заря", с которого в ноябре 1998 года началось создание МКС. В 05:51 UTC, двигаясь по оси станции, космонавты достигли модуля "Звезда" и стали первыми космическими обитателями нового космического модуля. В 07:11 UTC был открыт люк грузового транспортного корабля "Прогресс М1-3". В течение ближайших нескольких дней космонавты будут работать на борту станции. Им предстоит разгрузить грузовой транспортный корабль "Прогресс М1-3", перенести оборудование из "Atlantis" и подготовить МКС к приему первой длительной экспедиции, которая прибудет на станцию 1 ноября нынешнего года. Завершив работы на станции, космонавты возвратятся на корабль и 17 сентября в 03:48 UTC будет осуществлена расстыковка. Возвращение космонавтов на Землю запланировано на 19 сентября.

Корабль многоразового использования "Atlantis" возвратится на Землю не 19 сентября, как это первоначально планировалось, а на сутки позже. Такое решение принято в NASA по просьбе экипажа корабля для того, чтобы предоставить космонавтам больше времени на перемещение грузов с "Atlantis" и "Прогресса М1-3", а также для подготовки Международной космической станции (МКС) к прибытию на ее борт членов первой длительной экспедиции. Свой первый день пребывания на борту МКС космонавты целиком посвятили разгрузке трюмов корабля "Прогресс М1-3", чем в основном занимались Борис Моруков и Юрий Маленченко, и перемещением оборудования из кабины "Atlantis" на станцию. В ближайшие дни такелажные работы будут продолжены.

Экипаж космического корабля "Atlantis" продолжает работу на борту Международной космической станции (МКС). 13 сентября космонавты Эдвард Лу (Edward Lu) и Юрий Маленченко переместили в модуль "Звезда" три аккумуляторные батареи, доставленные на орбиту на "Atlantis". В целях экономии веса во время запуска 12 июля на "Звезде" были установлены только пять из восьми батарей. Теперь модуль полностью укомплектован источниками питания. Космонавты Даниэль Барбёнк (Daniel Burbank) и Борис Моруков произвели замену одной из аккумуляторных батарей в модуле "Заря". Нештатная работа этой батареи была обнаружена еще летом нынешнего года. Замена батареи вызвала некоторые трудности у космонавтов, которые долго не могли справиться с четырьмя болтами, крепящими батарею к обшивке модуля. По совету из Центра управления полетом были сбиты головки крепежных болтов, после чего вышедщую из строя батарею удалось демонтировать. Другие члены экипажа занимались переноской грузов из корабля "Прогресс М1-3" на борт МКС. Вчерашнее решение о продлении программы полета на одни сутки было встречено экипажем "Atlantis" с энтузиазмом. Параметры орбиты МКС в настоящее время составляют: наклонение орбиты - 51,6 град.; период обращения - 91,7 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 360,3 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 385,5 км.

"DISCOVERY" ВЫВЕЗЕН НА СТАРТОВУЮ ПЛОЩАДКУ.

Еще продолжается работа на околоземной орбите экипажа космического корабля "Atlantis", а на Земле уже готовится к старту следующий корабль многоразового использования. Сегодня из здания вертикальной сборки на стартовую площадку LC39A Космического центра имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center) перемещен космический корабль "Discovery", которому предстоит отправиться в космос 5 октября. Это будет 100-й полет кораблей многоразового использования. Программа полета предусматривает доставку на околоземную орбиту очередных элементов Международной космической станции. В экипаж корабля "Discovery" входят: командир Брайан Даффи (Brian Duffy), пилот Памела Мелрой (Pamela Melroy), специалисты полета Лерой Чиао (Leroy Chiao), Питер Уайофф (Peter Wisoff), Майкл Лопес-Алегриа (Michael Lopez-Alegria), Уильям МакАртур (William McArthur) и Коити Ваката (Koichi Wakata).

ЭКИПАЖ "DISCOVERY" ПРИБЫЛ НА МЫС КАНАВЕРАЛ.

12 сентября в Космический центр имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center) прибыли члены экипажа космического корабля ⌠Discovery■. Космонавты Брайан Даффи (Brian Duffy), Памела Мелрой (Pamela Melroy), Коити Ваката (Koichi Wakata), Лерой Чиао (Leroy Chiao), Питер Уайсофф (Peter Wisoff), Майкл Лопес-Алегриа (Michael Lopez-Alegria) и Уильям МакАртур (William McArthur) примут участие в предстартовых тренировках. Запуск ⌠Discovery■ запланирован на 5 октября. Для кораблей многоразового использования предстоящий старт будет 100-м.

"ОСТАВШИЙСЯ В ЖИВЫХ" ПОЛЕТИТ НА "МИР".

Американская телерадиовещательная корпорация NBC согласилась профинансировать проект, победитель которого в качестве приза побывает на борту российского орбитального комплекса "Мир". С идеей создания цикла телевизионных программ под общим названием "Destination Mir" ("Место назначения - "Мир") выступил американский телепродюссер Марк Барнетт (Mark Burnett), известный организацией телевизионных шоу "Survivor" ("Оставшийся в живых") на канале CBS. Новый цикл будет организован по тому же принципу, что и "Оставшийся в живых". Полтора десятка американцев, прошедших предварительный отбор, прибудут в Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина в Звездном городке, где станут участниками тренировок наравне с космонавтами. Еженедельно один из участников будет отсеиваться. Последний из участников будет объявлен победителем и направиться на борт станции "Мир". В отличии от классической программы "Оставшийся в живых", участники шоу "Место назначения - "Мир" будут отбираться с учетом не только их физической подготовки, но и интеллектуального развития. Полет победителя состоится в период между декабрем 2001 года и июнем 2002 года. За право показа всего цикла передач корпорация NBC согласна заплатить 35-40 миллионов долларов. Из этой суммы 20 миллионов будет выплачено компании MirCorp за подготовку участников передачи и за организацию полета победителя в космос. В борьбе за право показа передач участвовали все ведущие американские телерадиокорпорации - ABC, CBS, Fox и NBC.

КОНГРЕССМЕНЫ ЗА УВЕЛИЧЕНИЕ БЮДЖЕТА NASA.

Конгресс США рекомендует администрации президента увеличить в течение ближайших двух лет ассигнования, выделяемые NASA, и, одновременно, усилить контроль за участием России в создании Международной космической станции. Согласно принятого палатой представителей законопроекта H.R. 1654, в 2001 финансовом году на нужды космического агентства должно быть выделено 14,2 миллиарда долларов (увеличение на 1 % по сравнению с президентским запросом), а в 2002 финансовом году - 14,6 миллиарда долларов (увеличение на 1,1 %). "Я хотел бы видеть еще большее увеличение бюджета, но предлагаемые суммы - это все, что Америка может себе в данный момент позволить", - заявил конгрессмен Дейв Велдон (Dave Weldon), один из инициаторов законопроекта. Если законопроект получит одобрение Сената, то это может означать реальное увеличение космических расходов, что может положительно сказаться на развитии космонавтики в США.

ОБНАРУЖЕН НОВЫЙ КЛАСС ЧЕРНЫХ ДЫР.

Длительное время астрономы всего мира считали, что черные дыры могут быть либо гигантскими по своим размерам, либо очень маленькими. Но вот теперь в 10 миллионах световых годах от Земли обнаружена черная дыра "средних" размеров. Странный объект в галактике М82, получившей свое название 220 лет назад, когда стала 82-м объектом в каталоге галактик и звездных скоплений французского астронома Шарля Мессье (Charles Messier), яркость которого то возрастала, то уменьшалась, был обнаружен в нынешнем году рентгеновским телескопом "Chandra". Основываясь на данных наблюдений, специалисты пришли к выводу, что такое странное поведение небесного тела может иметь только одно объяснение - это черная дыра, имеющая размеры, которые ранее не встречались среди подобных объектов. По оценкам, черная дыра имеет массу в 500 наших Солнц, занимающих объем, равный диаметру орбиты Луны. "Это действительно новый класс черных дыр", - заявил Филип Каарет (Philip Kaaret) из Гарвардского-Смитсонианского астрофизического центра в Кембридже (шт. Массачусеттс, США), участвовавший в обработке результатов наблюдений. Теория черных дыр сформировалась всего около 20 лет назад. Согласно этой теории, предполагалось, что значительное количество вещества, сконцентрированное в небольшом объеме, имеет настолько большую массу и, следовательно, гравитацию, что никакое излучение, даже свет, не может вырваться наружу. В дыру затягивались пыль, газ, близлежащие звезды и все остальное, что оказывалось поблизости. Чуть позднее были обнаружены два класса черных дыр: гигантские и маленькие. Маленькие черные дыры формировались из остатков одной-единственной звезды. По массе они были сравнимы с несколькими нашими Солнцами, но по размерам не превышали 20-30 км. Гигантские по массе в миллиарды раз превосходили Солнце. Предполагается, что они существуют в центре большинства галактик, но природа их возникновения пока непонятна. Так как черные дыры не испускают свет, то обнаружить их можно только по гравитационному воздействию на газ и пыль, которые всасываются в дыру с околосветовой скоростью. Высокая скорость поглощения разогревает газ и пыль до миллионов градусов, что позволяет обнаруживать их в рентгеновском диапазоне. Объект в галактике М82 по размерам более чем в 100 раз превышает любой из известных рентгеновских источников в нашей галактике. В течение трехмесячного периода наблюдений его яркость увеличилась в 7 раз. Интенсивность рентгеновского излучения колебалась с периодичностью в 600 секунд. Пока существование нового класса черных дыр только предположение, но большинство специалистов соглашаются с подобной трактовкой результатов наблюдений.

НА КУРУ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ПОДГОТОВКА.

На космодроме Куру заканчиваются последние приготовления к запуску ракеты-носителя ⌠Ariane-5■, которая должна вывести на околоземную орбиту спутники связи ⌠Astra-2B■ и ⌠GE-7■. КА ⌠Astra-2B■ предназначен для обеспечения цифрового телевещания на страны Европы, а КА ⌠GE-7■ - для радиовещания и предоставления услуг Internet в США и странах Карибского бассейна. Старт должен состояться 14 сентября в окне от 22:54 до 23:49 UTC. Для РН ⌠Ariane-5■ завтрашний старт должен стать шестым за все время ее эксплуатации и третьим коммерческим рейсом.

УЧЕБНЫЙ ПУСК БОЕВОЙ РАКЕТЫ.

12 сентября 2000 года с борта российской атомной подводной лодки "Карелия", находившейся в погруженном состоянии в акватории Баренцева моря, осуществлен пуск баллистической ракеты, возможно, типа "РСМ-54". Спустя 27 минут после запуска головная часть ракеты поразила учебную цель на полигоне Кура на Камчатке.

СПУТНИКИ "ICO" ИЗГОТОВИТ HUGHES.

Компания New-ICO подписала с компанией Hughes Space & Communications контракт на изготовление трех спутников связи типа "ICO". Дополнительно, Hughes проведет также модернизацию 11 ранее заказанных спутников этого же типа, приспособив их для широкополосного вещания в интересах компании ICO-Teledesic. Все 14 изготовленных Hughes спутников, созданных на основе базового блока HS-601M, будут запущены в 2001-2003 годах с помощью ракет-носителей классов "Delta", "Atlas" и "Протон".

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ "НОВОСТЕЙ КОСМОНАВТИКИ" ПОЯВИЛАСЬ В INTERNET.

В Intenet наконец-то появилась электронная версия журнала "Новости Космонавтики" (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/). Проект разработан Информационно-издательским домом "Новости Космонавтики", учрежденным АОЗТ "Компания "ВИДЕОКОСМОС" и компанией R.& K., под эгидой Российского авиационно-космического агентства и при участии постоянного представительства Европейского космического агентства (European Space Agency) в России и Ассоциации музеев космонавтики. На сайте пока представлен всего один номер за май месяц 2000 года, но создатели сайта обещают разместить подшивку за все годы издания печатной версии.

ОБНАРУЖЕНА НЕОБЫЧНАЯ НЕЙТРОННАЯ ЗВЕЗДА.

Астрономы, работающие на Очень Большом Телескопе Южноевропейской обсерватории (European Southern Observatory's Very Large Telescope), обнаружили 20-километровую в диаметре нейтронную звезду, движущуюся по просторам Вселенной со скоростью 100 км/с. Это движение, за счет взаимодействия с окружающим межзвездным пространством, привело к началу формирования вокруг нейтронной звезды (RX J1856.5-3754) туманности. Согласно теории развития нейтронных звезд, их мощное гравитационное поле притягивает из космоса атомы водорода, которые ударяются о поверхность со скоростью в половину световой, вызывая разогрев звезды.

СОЗДАТЕЛИ "CHANDRA" УДОСТОЕНЫ ПРЕМИИ.

Ежегодного приза за выдающиеся достижения в проектировании, конструировании и реализации космических систем (2000 Space Systems Award), присуждаемого Американским институтом аэронавтики и астронавтики (American Institute of Aeronautics and Astronautics, AIAA), удостоена группа ученых и инженеров из Космического центра имени Маршалла (NASA Marshall Space Center) и Смитсоновской астрофизической обсерватории (Smithsonian Astrophysical Observatory, SAO). Этой награды специалисты удостоены за успешную разработку, строительство, запуск и эксплуатацию космического рентгеновского телескопа ⌠Chandra■. Вручение приза состоится 20 сентября нынешнего года на выставке Space 2000 Conference and Exposition, которая пройдет в Лонг-Бич (шт. Калифорния, США). От лица награжденных приз получит научный руководитель проекта ⌠Chandra■ доктор Мартин Вейсскопф (Martin C. Weisskopf).

ЧЛЕН ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ ПОБЫВАЛ В РОССИИ.

Член Европейской комиссии Филипп Бюскен c 8 по 11 сентября 2000 года посетил Россию и провел ряд встреч с членами российского правительства. Основной целью визита было было укрепление сотрудничества между Европейским Союзом (ЕС) и Российской Федерацией в области науки и техники, а также придание политического стимула двустороннему диалогу в области космоса. 8 сентября состоялась встреча Бюскена с вице-премьером Ильей Клебановым, который отметил, что научные исследования являются одним из приоритетов программы российского правительства и что Россия заинтересована в развитии научно-технического сотрудничества с Европейским Союзом. Стороны признали необходимым обсудить конкретные направления сотрудничества, в частности, в рамках Европейской зоны исследований и в свете будущей 6-й Рамочной Программы Европейского Союза в области исследований. На встрече Бюскена с Генеральным директором Российского авиационно-космического агентства Юрием Коптевым обсуждались текущие вопросы двухсторонних отношений, в особенности работа в рамках Космического Диалога между Россией и ЕС, открытого в 1997 году. Обе стороны высказались за его дальнейшие углубление. Бюскен и Коптев также затронули проект Европейской Космической Стратегии, который разрабатывается совместными усилиями Европейской Комиссии и Европейского Космического Агентства и будет принят в ближайшем будущем. Говоря об итогах визита Бюскен сказал: "Мы продолжаем развивать сотрудничество, в рамках которого ЕС с 1993 года уже израсходовал 180 млн евро на проекты и в которых участвовали более 45 тысяч российских ученых. Сотрудничество в области науки и техники, как и в сфере космоса, представляет для нас взаимный интерес и мы должны развивать его и дальше".

ОТКРЫЛИСЬ 35-Е ЦИОЛКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ.

12 сентября в Калуге открылись ежегодные 35-е научные Чтения имени К.Э.Циолковского, которые в нынешнем году посвящены не только исследованию истории космонавтики и ракетостроения, но и насущным современным проблемам развития отечественной и мировой космонавтики. Ученые из России, США, Канады и Японии обсудят возможные сценарии развития космической отрасли, систем исследования и предупреждения катастрофических явлений за Земле с борта орбитальных аппаратов. Завершатся Чтения фестивалем воздухоплавания "Калуга 2000", проведение которого взяло на себя Русское воздухоплавательное общество. 16 сентября калужанам собираются продемонстрировать 10 аэростатов, несколько воздушных шаров и даже один дирижабль.

ДОСТАВЛЕН ДЛЯ ПРЕДСТАРТОВОЙ ПОДГОТОВКИ.

13 сентября грузовой транспортный самолет ⌠Super Guppy■ доставил из Космического центра имени Маршалла (NASA Marshall Space Center) в Хантсвилле (шт. Алабама, США) в Космический центр имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center) на мысе Канаверал (шт. Флорида, США) шлюзовой отсек для Международной космической станции (МКС), изготовленный специалистами компании Boeing Company. На мысе Канаверал отсек пройдут заключительные испытания и предстартовая подготовка, а в мае 2001 года его доставит на околоземную орбиту экипаж корабля ⌠Atlantis■ [STS-104]. Отсек является важным элементом МКС из-за различия конструкций российских и американских скафандров для работы вне корабля. Американские скафандры чуть больше по размерам и поэтому в них невозможно пройти через российские шлюзовые камеры. Новый отсек подойдет для любых скафандров. Он разделен на две части. В одном отделении космонавты будут надевать и снимать скафандры, а через второе - входить и выходить из станции в открытый космос. Отсек имеет размеры: длина - 6 м, диаметр в самой широкой части - 6 м. Вес шлюза - 5,8 т. После доставки на орбиту, отсек будет пристыкован к модулю ⌠Unity■.

НА НЕБЕ - ПОЛНАЯ ЛУНА.

Кажется, что сияющая на земной небосклоне Луна всегда одинакова. Однако, если бы мы спросили об этом в XIX веке, то услышали бы, что Луна бывает весенняя и осенняя, летняя и зимняя, и массу других эпитетов, которыми наши предки характеризовали естественный спутник Земли в различные времена года. Сейчас нечто подобное слышится крайне редко, но убедиться в том, что Луна сентябрьская отличается от Луны, скажем, августовской, можно, если взглянуть на небо в ближайшие дни. Целую неделю на небе будет сиять полная Луна. Но полнолуние это не совсем обычное, так как является ближайшим к дню осеннего равноденствия. И ⌠поведение■ нашего спутника в эти дни не такое, как всегда. Обычно дневная разница в восходах Луны составляет в среднем около 50 минут (максимум приходится на 21-22 января - 70 минут). Но в день осеннего равноденствия эта разница сокращается до 30 минут. Это связано с тем, что в начале осени угол между плоскостью орбиты Земли и земным горизонтом также минимален. Лучше всего наблюдать Луну сразу же после захода солнца, когда она находится низко над горизонтом и окружена розовым или оранжевым нимбом из-за искажений ее света в атмосфере.

"ЮЖМАШУ" ПРИСВОЕНО ИМЯ А.МАКАРОВА.

Будущее проекта "Морской старт" зависит от качества ракеты "Зенит", которую производит НПО "Южный машиностроительный завод" ("Южмаш"), - заявил Президент Украины Леонид Кучма в интервью журналистам во время посещения предприятия в ходе рабочей поездки в Днепропетровскую область. По его мнению, успешные пуски по программе "Морской старт" на базе ракеты "Зенит" обеспечат заводу постоянные заказы. Это мнение подтвердил и директор проекта "Морской старт" господин Трефтон (США), присутствовавший при посещении завода Президентом Украины. Как передает собственный корреспондент УФС, Леонид Кучма посетил могилу Александра Макарова - генерального директора НПО "Южмаш" до назначения на эту должность Леонида Кучмы и обнародовал постановление Кабинета Министров о присвоении НПО "Южмаш" имени А.Макарова /Украинский Финансовый Сервер/.

ALCATEL ИЗГОТОВИТ СПУТНИК "STELLAT-1".

Французские операторы связи France Telecom и Europe*Star Ltd. намерены заказать компании Alcatel Space изготовление спутника связи "Stellat-1". КА должен быть изготовлен на основе базового блока "SpaceBus 3000B3". В космос он должен быть выведен ракетой-носителем "Ariane" в апреле 2002 года.

СКОНЧАЛСЯ КОНГРЕССМЕН.

11 сентября в Вашингтоне в возрасте 72 лет скончался член палаты представителей Конгресса США Герберт Бэйтман (Herbert Bateman). В течение десяти лет в составе комиссии Конгресса он активно участвовал в работе Исследовательского центра имени Лэнгли (NASA Langley Research Center), являясь сторонником расширения космических исследований. Сожаление в связи со смертью Бэйтмана выразил администратор NASA Даниэль Голдин (Daniel Goldin).

ПРЕДСТОИТ МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ GPS.

ВВС США предоставили компании Lockheed Martin контракт стоимостью 53 миллиона долларов на модернизацию спутников типа Block IIR системы глобального позиционирования (Global Positioning System, GPS). В соответствии с контрактом компания Lockheed Martin установит новое оборудование на 12 из 20 спутников данной серии, которые она построит в будущем году в соответствии с ранее заключенным контрактом с ВВС США. Основная цель модернизации - добавление к передаваемому каждым спутником набору сигналов еще одного "гражданского" и двух "военных". Также будет увеличена мощность передатчика, а, кроме того, в систему будет добавлена функция перепрограммирования передатчика во время пребывания спутника на орбите. Модернизация системы GPS начнется на несколько лет раньше, чем ранее планировалось. Ранее руководство ВВС США собиралось начать модернизировать оборудование аппаратов будущей серии - Block IIF, а эксплуатируемые сейчас оставить без изменений. Однако сейчас планы изменились. Четыре спутника типа Block IIR уже запущены, а вывод на орбиту еще 16 запланирован на ближайшие годы. Надо отметить, что в 2003 году планируется добавить в навигационную систему GPS второй сигнал гражданского назначения, а два годя спустя - еще и третий. Иначе говоря, предстоит еще одна модернизация спутников серии Block IIR, прежде чем в космос отправятся спутники серии Block IIF. Всего планируется построить до 33 спутников серии Block IIF. Контракт на строительство шести из них получила компания Boeing Company. Кроме того, ВВС США начинают проектные изыскания для создания нового поколения спутников системы GPS, получивших название GPS III. Однако первый такой спутник будет выведен на орбиту лет через десять.

АЛАН ШЕПАРД ГЛАЗАМИ ФБР.

Алан Шепард (Alan Shepard) навсегда остался в памяти своих соотечественников как бесстрашный летчик-испытатель, как первый американец, побывавший в космосе, как человек, который по медицинским показателям был отсранен от космической подготовки, но смог преодолеть свой недуг и побывать на поверхности Луны. Шепард был включен в состав отряда космонавтов NASA в 1959 году и стал первым американцем, стартовавшим 5 мая 1961 года в космос на корабле "Mercury". В 1963 году он был диагностирован с синдромом Мениера (болезнь внутреннего уха) и отстранен от подготовки. После этого он был назначен командиром отряда космонавтов, а также занялся частным бизнесом. В 1969 году Шепарду удалось найти врача, который прооперировал его. После этого Шепард приступил к подготовке к полету на Луну и в 1971 году, в возрасте 47 лет, стал единственным из астронавтов "Mercury", кто побывал на поверхности Луны. Но, как пишет на сайте APBnews.Com Джеймс Гордон Мик (James Gordon Meek), его любили больше, чем он того заслужил. Согласно двум проверкам, проведенным сотрудниками Федерального бюро расследований (ФБР) в 1967 и 1971 годах, Шепард не являлся лучшим среди астронавтов. Проверка проводилась по распоряжению президента США Ричарда Никсона (Richard Nixon) перед включением астронавта в состав делегации США на XXVI сессии Генеральной ассамблеи ООН. Были опрошены друзья, коллеги и соседи, которые утверждали, что Шепард имел низкий моральный уровень и был довольно плохим партнером в бизнесе. В частности, один бизнесмен из Техаса утверждал, что Шепард неоднократно подводил своих деловых партнеров. О том же говорил в 1967 году американский астронавт Скотт Карпентер (Scott Carpenter). Когда Шепард возвратился в отряд космонавтов и приступил к подготовке, по утверждению Мика, коллеги недолюбливали Алана за его эгоизм, высокомерие и недостаточную профессиональную подготовку. Мик, со ссылкой на результаты проверки, пишет, что у ФБР имелись многочисленные свидетельства о любовных связях Шепарда. Однако, не все разделяют мнение Мика. Так бывший корреспондент агнтства Рейтер Вики Уилсон (Wickie Wilson) сказала, что в ее памяти Шепард навсегда сохранится человеком, любящим юмор и активно радующимся жизни. Большинство тех, кто лично знал Шепарда, отказались комментировать публикацию на сайте APBnews.Com.

NASA ГОТОВИТ НОВУЮ ПРОГРАММУ ОСВОЕНИЯ МАРСА.

В октябре нынешнего года NASA намерено огласить свою долговременную программу исследований Марса, радикально отличающуюся от той, в рамках которой в 1999 году потерпели аварию станции "Mars Climate Orbiter" и "Mars Polar Lander". Пока время еще есть, в NASA принимают все предложения американской промышленности о том, как сделать программу более безопасной и более эффективной. Новая программа, как стало известно, будет отличаться от старой не последовательностью действий, а именно более углубленным подходом к конструкции станций и более четким планированием проводимых исследований и экспериментов.

Основные этапы этой программы.

Этап 1. Глобальная разведка, в ходе которой основное внимание будет уделено поискам воды.
          Этап 2. Исследования перспективных участков поверхности, во время которых будут изучаться минералогический, химический, геологический и изотопный состав марсианских пород и распространенность элементов.
          Этап 3. Экзобиологические исследования, когда специалисты попытаются отыскать следы жизни на Марсе.
          Этап 4. Доставка на Землю образцов марсианских пород для их детальных исследований в земных лабораториях.
          Этап 5. Пилотируемые полеты, когда предполагается исследовать те районы Марса, которые недоступны автоматам.

Насколько публикуемая программа будет соответствовать реальной, мы узнаем через месяц.

А БЫЛА ЛИ КОМЕТА ?

Могла ли комета упасть на Землю полторы тысячи лет назад и стать причиной гибели миллионов людей ? Над этой теорией специалисты спорят уже давно. Письменных свидетельств этого события не сохранилось, но ученые намерены вновь вернуться к этому вопросу и провести новые исследования. Профессор палеогеологии из Королевского университета в Белфасте (Северная Ирландия) Майк Бэйлли (Mike Baillie) считает, что в 540 году произошла глобальная катстрофа, о чем свидетельствуют узкие годовые кольца многовековых дубов. "Деревья определенно говорят, что произошло нечто из ряда выходящее", - заявляет Бэйлли. И это произошло не только в Северной Ирландии и Англии, но и в Сибири, в Северной и Южной Америке. Бэйлли придерживается мнения, что в атмосфере было распылено значительное количество кометного вещества, которое закрыло поверхность Земли от солнечных лучей и способствовали неурожаю, голоду и эпидемии чумы, поразившей ослабшее население. Специалисты, не разделяющие теорию Бэйлли, считают, что если бы бедствие имело место в действительности, то сохранилось бы гораздо больше исторических свидетельств, особенно в фольклоре. На что Бэйлли возражает и призывает вновь изучить документы той эпохи, "читая между строк". В частности он ссылается на легенды короля Артура и рыцарей круглого стола, упоминающих о каких-то небесных стрелах. А сам Бэйлли намерен провести химический анализ древесины, чтобы получить бесспорные докозательства кометной теории.

"GSLV" БУДЕТ ЗАПУЩЕНА В 2001 ГОДУ.

Представители Индийской организации космических исследований (Indian Space Research Organization) объявили, что первый пуск нового космического носителя "GSLV" отложен до 2001 года. Новая индийская ракета-носитель обладает достаточной мощностью, чтобы выводить полезную нагрузку на геостационарную орбиту.

РАКЕТЫ МОРЕМ ОТПРАВЛЕНЫ В США.

Из НПО "Южное" (г.Днепропетровск, Украина) в США отправлены три ракеты-носителя "Зенит-3SL". Ракеты были по железной дороге доставлены в порт Николаев, где они были загружены в транспортный корабль и морем будут доставлены в порт Лонг-Бич (шт.Калифорния, США). Прибытие к месту назначения ожидается 21 сентября. РН "Зенит-3SL" используются для запуска спутников с морской стартовой платформы "Odyssey".

ПРОДАЮТСЯ АКЦИИ "ХАРТРОНА".

Фонд госимущества Украины утвердил план размещения акций АО "Хартрон", одного из крупнейших в СНГ производителей систем управления космическими аппаратами, согласно которому 25 % плюс 1 акция закрепляются за государством, а остальные 74,56 % будут выставлены на коммерческий конкурс. Об этом сообщила заместитель директора департамента предприватизационной подготовки и реструктуризации хозяйственных обществ фонда госимущества, член наблюдательного совета АО "Хартрон" Инна Бурмич, сообщает Прайм-ТАСС. По словам Инны Бурмич, сейчас формируется конкурсная комиссия, будет проведена экспертная оценка пакета акций, разместить акции планируется до 1 января 2001 года. В состав холдинговой компании "Хартрон" входят 14 фирм, крупнейшие из которых специализируются на разработке и изготовлении систем управления для космических аппаратов, АЭС, нефтегазового комплекса, металлургической промышленности. Практически весь объем "космических" заказов поступает из России.

МКС ПОСТРОЯТ К 2006 ГОДУ.

Как заявляют представители NASA, строительство Международной космической станции не будет завершено ранее 2006 года. Это на два года позже, чем первоначально планировалось. Как заявил менеджер программы МКС Роберт КАБАНА (Robert CABANA), в NASA сейчас продумывают новый график и порядок сборки станции, который будет более реалистичным, чем сейчас.

К ЗЕМЛЕ ПРИБЛИЖАЮТСЯ ТАУРИДЫ.

Очередной метеорный рой приближается к Земле. 13 сентября поток Таурид, наблюдаемый каждую осень, достигнет окрестностей нашей планеты и вызывет звездный дождь, который по своей интенсивности будет относительно мощным. Обычно интенсивность Таурид не превышает 3-5 метеоритов в час, но в нынешнем году она будет, как минимум, в три раза выше. Некоторые метеориты достигнут размеров болидов. У потока будет два пика - 3 и 13 ноября, а окончание звездного шторма ожидается в начале декабря.

РАДИОЛЮБИТЕЛИ СМОГУТ СВЯЗАТЬСЯ С МКС.

Первая радиолюбительская станция побывала в космосе на борту корабля многоразового использования в 1983 году. За прошедшие годы еще в более чем 20 полетов американские космонавты брали с собой станции и вели диалоги с радиолюбителями всего мира. Аналогично поступали и российские космонавты на станции "Мир". Не станет исключением и Международная космическая станция (МКС), когда на ней начнут работу долговременные экспедиции. Необходимое оборудование в рамках программы "Космический радиолюбительский эксперимент" ("Space Amateur Radio Experiment, SAREX) на борт МКС доставит экипаж корабля "Atlantis".

NASA ДЕЛАЕТ ВЫБОР.

Реализуя программу поддержки малого бизнеса (Small Business Innovative Research, SBIR), NASA провело отбор научных проектов для возможного их финансирования. Из 267 предложенных проектов отобраны 110, которые представлены 97 компаниями. В ходе дальнейшего изучения представленных материалов будут изучаться их технические достоинтства и коммерческий потенциал. Затем будет произведен окончательный выбор проектов и их авторы получат в общей сложности 66 миллионов долларов на проведение работ. Основной целью программы SBIR является стимулирование технических новаций, привлечение к выполнению федеральных исследовательских программ малого бизнеса.

"HUBBLE" СФОТОГРАФИРОВАЛ ПЛАНЕТАРНУЮ ТУМАННОСТЬ.

Широкоугольная камера Wide Field Planetary Camera-2 орбитального телескопа "Hubble" сфотографировала интересную планетарную туманность IC 418, находящуюся на расстоянии около 2000 световых лет от Земли в направлении созвездия Зайца. Планетарная туманность - это расширяющаяся оболочка из разреженного ионизованного газа, окружающая горячий белый карлик. Несколько тысяч лет назад звезда в центре туманности IC 418 была красным гигантом, но затем ее верхние слои были выброшены в космос и образовали туманность, которая сейчас имеет диаметр около 0,1 светового года. Сейчас в центре этой туманности находится горячее ядро красного гиганта, которое испускает ультрафиолетовое излучение в окружающий его газ, что вызывает его флуоресценцию в видимом диапазоне длин волн. В течение предстоящих нескольких тысяч лет туманность будет постепенно рассеиваться в космосе. Затем звезда, находящаяся в ее центре остынет, погаснет и станет белым карликом. Снимок сделан в феврале 1999 года (по материалам NASA).

РАЗРАБОТАНА НОВАЯ МОДЕДЬ АТМОСФЕРЫ ЮПИТЕРА.

Новую компьютерную модель атмосферы Юпитера создали американские специалисты, используя данные, полученные с борта межпланетного зонда "Galileo". Основное внимание было уделено проблеме возникновения в атмосфере завихрений, хорошо видимых в оптическом и инфракрасном диапазонах. По мнению Адама Шоумена (Adam Showman) из Исследовательского центра имени Эймса (NASA's Ames Research Center) и Тимоти Доулинга (Timothy Dowling) из Луисвилльского университета, формирование аномальных зон, или как они их окрестили "сухие горячие пятна", происходит за счет смешения восходящих и нисходящих атмосферных потоков в районе экватора. Период этого кругового движения составляет 2-3 дня, при этом атмосферные потоки движутся по спирали, смещаясь с запада на восток. Когда газ поднимается, то водяные и аммиачные пары конденсируются из него с образованием ярких белых облаков. Оставшаяся сухая смесь газов после этого "падает" глубоко в атмосферу. При этом в атмосфере образуются "сухие горячие пятна" размером с Северную Америку. Температура этих "пятен" не очень высокая - около 0 град. С, но они на 130 градусов теплее окружающих облаков, поэтому они и получили такое название. При компьютерном моделировании также учитывалась и разница давлений в зонах завихрений и в окружающей атмосфере. Результаты исследований опубликованы в журнале "Science" в номере от 8 сентября.

СЛЕДУЮЩИЙ СТАРТ С МОРСКОГО КОСМОДРОМА СОСТОИТСЯ В ОКТЯБРЕ.

Представители компании Sea Launch объявили, что следующий пуск ракеты-носителя "Зенит-3SL" с морской стартовой платформы "Odyssey" состоится в начале октября. При этом на околоземную орбиту будет выведен спутник связи "Thuraya-1", принадлежащий Объединенным Арабским Эмиратам.

HUGHES ПРИСТУПИЛ К ИЗГОТОВЛЕНИЮ "ASIASTAR-4".

Американская компания Hughes Space and Communications объявила о начале изготовления спутника связи "Asiasat-4", намеченного для запуска в 2002 году. Спутник будет создан на основе базового блока HS601HP с 28-ю активными ретрансляторами в С-диапазоне и с 20-ю ретрансляторами в Ku-диапазоне, и будет выведен на геостационарную орбиту в точку стояния над 122 градусом восточной долготы.

СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ ПОНЕСЛИ УБЫТКИ.

Выход из строя мексиканского спутника связи "Solidaridad-1" принес страховым компаниям убытки в размере 250 миллионов долларов. Причиной потери спутника стал выход из строя процессора управления. Аналогичные аварии и ранее происходили со спутниками связи, изготовленными компанией Hughes Space and Communications, и всегда причиной были процессоры, изготовленные в середине 1997 года. Как считают, это происходит из-за того, что в качестве припоя в этот период использовалось олово. С 1998 года применяется никель и пока проблем на таких спутников не возникало. В настоящее время на околоземной орбите находится 25 спутников, на которых установлены процессоры данной серии.

ПЕНТАГОН ДАЕТ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Как сообщает сайт SpaceNews.Com, Министерство обороны США потребовало от американских ВМС заказать два модифицированных спутника связи типа "UFO" ("UHF Follow-On") у компании Hughes Space and Communications. КА "UFO-12" и "UFO-13" должны обладать большими возможностями для устойчивой высококачественной связи между военными кораблями США, дислоцированными в различных районах земного шара. Министерство обороны также потребовало от ВВС США заключить контракт на изготовление трех, а не двух, как предполагалось ранее, спутников связи типа "WBGF" ("EHF Wideband Gapfiller").

"TELSTAR-8" ЗАПУСТИТ РН "ЗЕНИТ-3SL".

Компания Space Systems / Loral приняла решение запустить спутник связи "Telstar-8" для компании Loral Skynet с помощью ракеты-носителя "Зенит-3SL" с морской стартовой платформы "Odyssey". Запуск намечен на I квартал 2002 года.

EUTELSAT И ARIANESPACE ЗАКЛЮЧИЛИ КОНТРАКТ.

Европейская организация спутниковой связи (European Telecommunications Satellite Organization, EUTELSAT) подписала контракт с компанией Arianespace на запуск двух спутников связи: "Atlantic Bird-2" в III квартале 2001 года и "Hot Bird-6" в начале 2002 года.

РЕЗУЛЬТАТЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Компания Spacehab, Inc. опубликовала результаты своей деятельности в 2000 финансовом году, закончившемся 30 июня. В последнем квартале доход компании уменьшился на 1,6 % и составил 28,7 миллиона долларов по сравнению с 29,1 миллионами долларов за тот же период предыдущего года. В целом за год доходы компании уменьшились на 1,9 % и составили 105,7 миллиона долларов. Уменьшение доходов связывают с уменьшением количества полетов кораблей многоразового использования, на борту которых размещается оборудование, изготавливаемое Spacehab, Inc. Кроме того, дополнительные расходы в размере 2,4 миллиона долларов компания понесла, инициировав совместную с РКК "Энергия" разработку коммерческого модуля "Enterprise" для Международной космической станции. Вместе с тем, руководство компании довольно оптимистично в своих оценках положения компании на рынке космичсеких технологий, так как в портфеле заказов находится довольно много контрактов, которые в ближайшие годы должны принести существенную прибыль.

НА БОРТУ "STARDUST" ПРОБЛЕМЫ.

На борту американского межпланетного зонда "Stardust" возникли проблемы с навигационной камерой (Navigation Camera, NC). На объективе одного или нескольких датчиков зафиксировано появление загрязнения, препятствующее нормальной работе прибора. Вероятнее всего, этого частички льда, попавшие на объектив. Сейчас предпринимаются меры, чтобы разобраться в причинах появления загрязнения, а также попытаться разработать метод, который позволил бы эту неприятность устранить. Даже если это сделать не удастся, полету ничего не угрожает. Однако, надо учесть, что навигационная камера, кроме решения задач ориентации, используется и для наблюдений.

ARC ИЗГОТОВИТ ДВИГАТЕЛИ ДЛЯ "Х-37".

Компания Boeing Company выбрала компанию Atlantic Research Corporation (ARC) в качестве изготовителя двигателей управления для демонстратора "Х-37". Первый полет демонстратора запланирован в начале 2002 года на борту корабля многоразового использования "Columbia".

КАНАДСКАЯ ПОЛИЦИЯ АРЕСТОВАЛА МОШЕННИКА.

53-летний американец Ричард Кейт Маунтэйн (Richard Keith Mountain), разыскиваемый властями американского штата Аризона за мошенничество (в августе нынешнего года он попытался продать за 90 тысяч долларов поддельный лунный грунт), арестован 2 сентября в канадской провинции Британская Колумбия. Вместе с женой и детьми Маунтейн прибыл 26 августа в Канаду, после того как в США был выписан ордер на его арест. Однако и в Канаде он продолжил свои аферы, выдавая себя за сотрудника благотворительного фонда и пытаясь реализовать фотографии с поддельными автографами американских космонавтов, в том числе Алана Шепарда (Alan Shepard) и Томаса Стаффорда (Thomas Stafford). Как сообщают средства массовой информации, Маунтейн и ранее имел трения с американским правосудием, и также за попытку сбыта поддельных автографов американских космонавтов.

ОЗОНОВАЯ ДЫРА НАД АНТАРКТИДОЙ ДОСТИГЛА РЕКОРДНЫХ РАЗМЕРОВ.

Озоновая дыра над Антарктидой достигла рекордных размеров - 28,3 миллиона квадратных километров, что по площади без малого в два раза превышает размеры России. Предыдущий рекорд - 27,2 миллиона квадратных километров - был зафиксирован два года назад. Наблюдения за озоновым слоем Земли ведутся с 1970 года и увеличение размеров дыры над Антарктидой давно вызывает беспокойство среди ученых.

ОБСУДЯТ АСТЕРОИДНУЮ ОПАСНОСТЬ.

9 сентября в Евпатории (Крым, Украина) на базе аэрокосмического центра начала свою работу III Международная конференция "Космическая защита-2000", посвященная обеспечению астероидной безопасности нашей планеты. В работе форума участвуют 160 специалистов из многих стран мира, в том числе из России, США, Японии, Украины. Работа конференции продлится до 14 сентября.

ЭКСПЕРТЫ СПОРЯТ.

Западные специалисты активно обсуждают характер секретного груза, который в конце сентября будет запущен с космодрома Байконур ракетой-носителем "Зенит-2". Ранее сообщалось, что это будет спутник радиотехнической разведки типа "Целина-2". Однако сейчас, ссылаясь на некие источники в кругах российской ракетно-космической отрасли, называется аппарат типа "Енисей", который является модификацией разведывательного спутника типа "Орлетс-2". КА "Орлетс-2" разработан в самарском "ЦСКБ-Прогресс" и представляет из себя 12-тонный фоторазведывательный спутник с 22-мя возвращаемыми капсулами. Последний раз такой аппарат был запущен с помощью РН "Зенит-2" в 1994 году. Представитель НПО "Южное" Юрий Алексеенко сообщил, что им ничего неизвестно о характере груза, но ракета для него уже поставлена. Запуск должен состояться 25 сентября.

40-ЛЕТИЕ ЦЕНТРА МАРШАЛЛА.

Центр космических полетов имени Маршалла (NASA Marshall Space Flight Center) отмечает 10 сентября свое 40-летие. Свое название он получил в честь американского генерала Джорджа Маршалла (George C. Marshall), удостоенного Нобелевской премии мира за свой план восстановления послевоенной Европы ("план Маршалла"). В Центре Маршалла работали сотрудники Вернера фон Брауна (Werner von Braun), переехавшие после Второй мировой войны в США. Именно здесь велись основные работы в рамках программы "Apollo". И в последующие годы Центр Маршалла остается одним из ведущих американских космических центров.

СОВЕТСКИЕ СПУТНИКИ СХОДЯТ С ОРБИТЫ.

2 сетября 2000 года сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы спутник "Космос-1278" (12547 / 1981 058А), запущенный в Советском Союзе 19 июня 1981 года. КА "Космос-1278" - спутник системы раннего предупреждения о пусках баллистических ракет типа "Око". Был выведен на вытянутую эллиптическую орбиту ракетой-носителем "Молния-М".

7 сентября 2000 года сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях земной атмосферы спутник "Космос-955" (10362 / 1977 091А), запущенный в Советском Союзе 20 сентября 1977 года. КА "Космос-955" - спутник радиотехнической разведки типа "Целина-Д". Был выведен на околоземную орбиту ракетой-носителем "Восток-М".

НОВАЯ ПОПЫТКА.

На космодроме Байконур началась подготовка к повторному старту ракеты-носителя "Днепр", которая должна вывести на околоземную орбиту пять зарубежных научных спутников. Старт запланирован на 27 сентября. В настоящее время модуль полезного груза со спутниками находится в специальном "чистом" помещении, а с 11 сентября начнутся его проверки, зарядка химических батарей и другие предпусковые операции. Новая ракета выделена для запуска командованием Ракетных войск стратегического назначения и уже находится на пути к космодрому. Предыдущая попытка запуска была предпринята 25 августа, однако из-за повышения давления наддува в баке горючего первой ступени сработала система безопасности, пуск был отменен и было принято решение заменить носитель во избежании возможных неполадок.

"GALILEO" ПРОШЕЛ АПОЦЕНТР СВОЕЙ ОРБИТЫ.

8 сентября американский межпланетный зонд ⌠Galileo■, совершающий полет в системе Юпитера, прошел самую удаленную от поверхности этой гигантской планеты точку своей орбиты. Расстояние между аппаратом и планетой составило 20,7 миллиона километров.

"ULYSSES" НАД ЮЖНЫМ ПОЛЮСОМ СОЛНЦА.

8 сентября межпланетная станция "Ulysses", совершающая полет по гелиоцентрической орбите, второй раз в ходе своего десятилетнего существования прошла над южным полюсом Солнца. Это тем более важно, что приближается пик солнечной активности. Впервые станция проходила над южным полюсом Солнца в 1994 году, когда наше светило было относительно спокойным. Полученные в ходе нынешних наблюдений данные позволят специалистам создать более точную математическую модель процессов, происходящих на Солнце, и, тем самым, с большей точностью предсказывать магнитные бури, доставляющие немало беспокойства жителям Земли. Напомню, что "Ulysses" движется по орбите, перпендикулярно плоскости эклиптики.

16 сентября

55 лет назад (1955) с борта подводной лодки Б-67, находившейся в акватории Баренцева моря, осуществлен первый в Советском Союзе пуск баллистической ракеты морского базирования "Р-11ФМ".

17 сентября

70 лет назад (1930) в городе Херворд (шт. Техас, США) родился американский космонавт Эдгар Дин МИТЧЕЛЛ (Edgar Dean MITCHELL). С 1966 года в отряде космонавтов NASA. В 1971 году совершил полет в космос на борту корабля "Apollo-14". В ходе полета высаживался на поверхность Луны, где пробыл 33 часа 30 минут. Продолжительность пребывания в космосе 9 дней 1 минута 57 секунд. В 1972 году покинул отряд космонавтов и ушел в частный бизнес.

17 сентября

70 лет назад (1930) в городе Ветерфорд (шт. Оклахома, США) родился американский космонавт Томас Паттен СТАФФОРД (Thomas Patten STAFFORD). С 1962 года в отряде космонавтов NASA. Совершил четыре полета в космос, в том числе в мае 1969 года к Луне на корабле "Apollo-10" и в июле 1975 года по программе советско-американского космического полета "ЭПАС". Общая продолжительность пребывания в космосе составила 21 день 3 часа 44 минуты 11 секунд. В 1975 году ушел из отряда космонавтов, но в течение еще нескольких лет служил в ВВС США. Затем в частном бизнесе и на правительственной службе.

17 сентября

15 лет назад (1985) стартовал советский пилотируемый корабль "Союз Т-14" (16051 / 1985 081А). КК пилотировал экипаж в составе: Владимир Владимирович ВАСЮТИН, командир, СССР (1-й полет в космос); Георгий Михайлович ГРЕЧКО, бортинженер, СССР (2-й полет в космос); Александр Александрович ВОЛКОВ, космонавт-исследователь, СССР (1-й полет в космос). Спустя два дня корабль состыковался со станцией "Салют-7". В течение шести дней на борту станции работали экипажи кораблей "Союз Т-13" и "Союз Т-14", после чего на Землю возвратились космонавты Владимир Александрович ДЖАНИБЕКОВ и Георгий Михайлович ГРЕЧКО, а работу на орбите продолжили Владимир Владимирович ВАСЮТИН, Виктор Петрович САВИНЫХ и Александр Александрович ВОЛКОВ. Работа в космосе продолжалась до 21 ноября 1985 года, когда ее пришлось прервать из-за неожиданного заболевания командира экипажа.

18 сентября

20 лет назад (1980) стартовал советский пилотируемый корабль "Союз-38" (11977 / 1980 075А). КК пилотировал экипаж в составе: Юрий Викторович РОМАНЕНКО, командир, СССР (2-й полет в космос); Арнальдо ТАМАЙО МЕНДЕС (Arnaldo TAMAYO MENDEZ), космонавт-исследователь, Куба (1-й полет в космос). На следуующий день была осуществлена стыковка корабля с орбитальной станцией "Салют-6" и в течение семи дней международный экипаж проводил на борту станции исследования и эксперименты. 26 сентября космонавты возвратились на Землю. Продолжительность полета составила 7 дней 20 часов 43 минуты 24 секунды.

19 сентября

65 лет назад (1935) в Калуге скончался "отец отечественной космонавтики" Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ. Циолковский писал: ⌠Основной мотив моей жизни - сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни славы. Но я надеюсь, что мои работы, может быть, скоро, а может быть, в отдаленном будущем, дадут обществу горы хлеба и бездну могущества■.

21 сентября

55 лет назад (1945) в Рейкьявике (Исландия) родился канадский космонавт Бьярни Валдимар ТРЮГГВАСОН (Bjarni Valdimar TRYGGVASON). В 1983 году был отобран в качестве специалиста для полетов на американских кораблях многоразового использования. В 1997 году совершил полет в космос на борту корабля "Discovery". Продолжительность полета 11 дней 20 часов 26 минут 59 секунд.

ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ РАКЕТ- НОСИТЕЛЕЙ.

14 сентября

С площадки ELA-3 Гайанского космического центра (Guiana Space Center) запланирован пуск ракеты-носителя "Ariane-5" (V130), которая должна вывести на околоземную орбиту люксембургский спутник связи "Astra-2B" и американский спутник связи "GE-7".

18 сентября (?)

С 1-го Государственного испытательного космодрома Министерства обороны РФ "Плесецк" запланирован пуск ракеты-носителя "Космос-3М", которая должна вывести на околоземную орбиту америкнский научно-исследовательский спутник "QuickBird-1".

20 сентября

С площадки SLC4W Базы ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg Air Force Base) запланирован пуск ракеты-носителя "Titan-2" (G-13), которая должна вывести на околоземную орбиту метеорологический спутник "NOAA-L".

25 сентября

С 45-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" запланирован пуск ракеты-носителя "Зенит-2", которая должна вывести на околоземную орбиту российский разведывательный спутник.

26 сентября

С площадки ELA-2 Гайанского космического центра (Guiana Space Center) запланирован пуск ракеты-носителя "Ariane-4.44LP" (V133), которая должна вывести на околоземную орбиту европейский спутник связи "Europa*Star FM1".

27 сентября

Со 109-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома ⌠Байконур■ запланирован пуск ракеты-носителя "Днепр", которая должна вывести на околоземную орбиту итальянские спутники "UNISAT", "MegSat", малазийский спутник "TiungSat-1" и спутники "SaudiSat-1A" и "SaudiSat-1B", принадлежащие Саудовской Аравии.

27 сентября (?)

С 5-го Государственного испытательного космодрома ⌠Байконур■ запланирован пуск ракеты-носителя "Протон-К", которая должна вывести на околоземную орбиту три навигационных спутника типа "Ураган".

28 сентября

С Базы ВВС США "Ванденберг" (Vandenberg Air Force Base) запланирован пуск двух межконтинентальных баллистических ракет типа "Minuteman-3".

30 сентября

С 1-й площадки 5-го Государственного испытательного космодрома "Байконур" запланирован пуск ракеты-носителя "Союз-У", которая должна вывести на околоземную орбиту грузовой транспортный корабль "Прогресс М1-4".

5 октября

Со стартовой площадки LC39A Космического центра имени Кеннеди (NASA Kennedy Space Center) запланирован запуск космического корабля многоразового использования "Discovery" по программе STS-92. Корабль должен пилотировать экипаж в составе: командир корабля Брайан Даффи (Brian Duffy), пилот Памела Мелрой (Pamela Melroy), специалисты полета Лерой Чиао (Leroy Chiao), Питер Уайсофф (Peter Wilsoff), Майкл Лопес-Алегрия (Michael Lopez-Alegria), Уильям МакАртур (William McArthur) и Коити Ваката (Koichi Wakata).

6 октября

С ракетного полигона на атолле Кваджлейн (Kwajalein Missile Range) запланирован запуск системы воздушно-космического старта L-1011 'Stargazer' / "Pegasus-XL", во время которого на околоземную орбиту должен быть выведен американский научный спутник "HETE-2" ("High Energy Transient Explorer-2").

12 октября

С площадки ELA-2 Гайанского космического центра (Guiana Space Center) запланирован пуск ракеты-носителя "Ariane-4.42L" (V134), которая должна вывести на околоземную орбиту японский спутник связи "N-Sat 110".

С замечаниями, предложениями, дополнениями обращаться zhelab@robotek.ru.
Последнее обновление 16.12.2000.