TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


18.12.2002
14:08

Бери шинель, пошли домой┘

    (вторая сигнальная система О. Павлова) 1. Подмена┘ У прозаика Олега Павлова есть, по-видимому, многочисленные и очень могущественные литературные враги √ иначе я . . .

22.11.2002
13:27

Кому же грозила ╚Русская сила╩?

    Недавно мне попало в руки несколько номеров ╚молодежного патриотического журнала, - о чем не обинуясь извещали уже с обложки его издатели, - ╚Русская сила╩. За . . .

13.11.2002
16:05

Русская литература: возвращение смыслов

    Русская литература: возвращение смыслов (Слово на конференции критиков ╚новой волны╩ в СП России 6.11.2002 г.) ═ Как вы думаете, что произойдет, если Атланта, который . . .

11.11.2002
11:23

О двух Россиях┘

    О двух Россиях┘ (холст, масло) Море. Ночь. Грозные валы беспамятства катит по своей поверхности неусыпающая стихия. Клочья пены остаются на сваях огромной . . .

05.11.2002
14:32

╚В поисках России┘╩

    Увидевшая свет в конце 2001 года книга известного русского публициста Александра Казинцева носит именно такое название. Обложку книги украсили мещанин Кузьма . . .

25.10.2002
15:45

Серое время

    Среди широкой цветовой гаммы традиционных определений времени практически отсутствует одно: ╚серое время╩. А жаль, потому что это √ наше с вами время. Оно же √ послереволюционное.

    Правда, в либеральной прессе, сделавшейся таковой, как мы помним, на волне разоблачений большевистской революции, и потому выработавшей стойкий антиреволюционный иммунитет (увы, только на уровне лексики) √ это наше с вами время стыдливо именуется ╚постсоветским╩. Но вряд ли кто сегодня усомнится в том, что живем мы именно в послереволюционное время, потому что события 1987-1991-1993 гг. были ничем иным, как очередной революцией, полностью подходящей под классическое описание с ╚насильственной сменой общественно-экономической формации╩ и т. д. Второй, напомню, революцией в России за минувшее столетие. Наверное, именно поэтому, в силу сравнительной исторической молодости этого явления, определение послереволюционного времени не получило еще у нас своей классической окраски.

    Тем не менее, если время действительно имеет цвет, то наше с вами послереволюционное время имеет стойкий серый цвет. И это не метафора. Серый цвет √ цвет ожидания, цвет перемогания, цвет бесцветности, цвет отсутствия времени. Это √ цвет нашего самосознания, вперившегося в будущее, когда ╚все утрясется╩, ╚все встанет на свои места╩, когда ╚наступит (вернется, возникнет) порядок╩. О самом будущем порядке можно еще только мечтать: ╚русский порядок╩, ╚буржуазно-демократический╩, ╚цивилизованный╩ и т. д. Но то, что его нет √ очевидно для всех. В этом сходятся все политические крайности. С тою лишь разницей, что одни (пришедшие к власти и завладевшие госсобственностью революционеры) говорят: ╚еще, мол, не дореформировали (= не доприватизировали)╩ до ╚полного порядка╩, другие же (власть и собственность потерявшее население) вообще или растерянно молчат, или, спохватившись, кричат о рестоврации старого, дореволюционного (теперь уже ╚советского╩) порядка, потому как и он на фоне царящего беспорядка предстает образцом социальной и экономической справедливости и упорядоченности.

    И если убрать эти составляющие нынешней либерально-демократической революции (довольное новым революционное меньшинство и ностальгирующее по старому традиционное большинство), то можно совершенно смело говорить о выжидательной, томительной серости любого послереволюционного времени или, еще точнее, о серости любого послереволюционного безвременья. Одинакового и для мужиков Тамбовской губернии времен Ленина-Троцкого, и для крестьян Вандеи времен Робеспьера, и для рабочих и учителей Выборга годины Гайдара-Чубайса.

    Однако кроме своего абстрактно-философского наполнения серый цвет послереволюционного безвременья имеет еще, увы, и человечески-эмоциональное. Уже хотя бы только по одному тому, что любая революцию всегда и везде есть приход к власти непрофессионалов. А это значит, что во всех областях жизни тут же всплывает на поверхность легион непрофессионалов: в политике, в экономике, в искусстве и культуре. Далеко за примерами ходить не надо √ в какой еще ситуации, как не в постреволюционной возможно, чтобы экономикой ╚управлял╩ бывший редактор газеты ╚Правда╩, а государством капитан гозбезопасности? Только смутой и послереволюционным безвременьем объяснимы метаморфозы, не снившиеся и Овидию: когда скромный завлит одного из московских театров становится ведущим литературным критиком оппозиционного толка, а профессиональные журналисты и филологи - писателями. Какая критика такие и писатели!

    Но Бог с ними, с писателями √ революционное потрясение, в какой бы словесный бархат его не обкладывали, рушит не только профессиональные преграды на пути дилетантов, не только традиционные нормы, устои и даже образ жизни оказываются отмененными, хуже всего другое: диктатура непрофессионалов тиражирует революционную нестабильность во времени и послереволюционное безвременье затягивается на годы и десятилетия. В результате мы имеем то, что имеем √ профессионалы, вытесненные революционными дилетантами с поверхности жизни, уходят в тень: от управления отраслями экономики в частные банки и фирмы, из государственной безопасности в бандитские группировки и охрану олигархов. И выходит, что жизнь Березовского лучше охраняется, чем безопасность граждан страны, воюющей с террористами, а преуспевание частных банков кажется вообще абсурдом на фоне финансового бардака в целом.

    ╚Частное крепнет за счет общего╩ √ если мне не изменяет память, это одновременно и принцип существованья биологических паразитов┘ и мечта революционеров либерал-демократов.

    Вот и тянутся наши будни в постоянном ожидании: спасут-не спасут подводников, освободят-не освободят заложников, прорвуться-не прорвуться в очередной раз ╚полностью╩, ╚тройным кольцом окруженные╩ бандиты. А там еще что-нибудь упадет, сойдет с рельсов, отключится отопление┘ Из всего этого и складывается наше единственное, отпущенное Богом совсем для другого, так быстро летящее и какое-то неизбывно серое время.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
253745  2003-10-07 00:01:27
Michael White
- I wonder why we gossip? is it because it reveals others to us? And why should others be revealed to us? Why do you want to know others? Why this extraordinary concern about others? First of all, why do we gossip? It is a form of restlessness, is it not? Like worry, it is an indication of a restless mind. Why this desire to interfere with others, to know what others are doing, saying? It is a very superficial mind that gossips, isn't it? - an inquisitive mind which is wrongly directed. The questioner seems to think that others are revealed to him by his being concerned with them - with their doings, with their thoughts, with their opinions. But do we know others if we don't know ourselves? Can we judge others, if we do not know the way of our own thinking, the way we act, the way we behave? Why this extraordinary concern over others? Is it not an escape, really, this desire to find out what others are thinking and feeling and gossiping about? Doesn't it offer an escape from ourselves? Is there not in it also the desire to interfere with others' lives? Isn't our own life sufficiently difficult, sufficiently complex, sufficiently painful, without dealing with others', interfering with others'? Is there time to think about others in that gossipy, cruel, ugly manner? Why do we do this? You know, everybody does it. Practically everybody gossips about somebody else. Why?

I think, first of all, we gossip about others because we are not sufficiently interested in the process of our own thinking and of our own action. We want to see what others are doing and perhaps, to put it kindly, to imitate others. Generally, when we gossip it is to condemn others, but, stretching it charitably, it is perhaps to imitate others. Why do we want to imitate others? Doesn't it all indicate an extraordinary shallowness on our own part? It is an extraordinarily dull mind that wants excitement, and goes outside itself to get it. In other words gossip is a form of sensation, isn't it?, in which we indulge. It may be a different kind of sensation, but there is always this desire to find excitement, distraction. If one really goes into this question deeply, one comes back to oneself, which shows that one is really extraordinarily shallow and seeking excitement from outside by talking about others. Catch yourself the next time you are gossiping about somebody; if you are aware of it, it will indicate an awful lot to you about yourself. Don't cover it up by saying that you are merely inquisitive about others. It indicates restlessness, a sense of excitement, a shallowness, a lack of real, profound interest in people which has nothing to do with gossip.

22.10.2002
11:50

О литературной критике

    Алексей Шорохов ╚Литературная критика прежде всего должна быть┘ литературой┘ сама ┘╩ (Беседа с главным редактором ╚Российского писателя╩ Н. И. Дорошенко на . . .

10.10.2002
14:52

"Везде мне грезится священный образ Твой"

    - Ольга Николаевна, что бы Вы хотели пожелать жителям Орловщины? - О, Орловская земля, - это родина моего любимого поэта С.С.Бехтеева... ( Из интервью с О. Н . . .

08.10.2002
12:09

В поисках ⌠мужичьей святости■ (к 75-летию гибели С.А. Клычкова)

    I. Освобождение или гибель? Какими всё-таки смешными и наивными выглядят все те ⌠идеологические неприятности■ - цензура, ⌠высочайшее неудовольствие■ и прочие . . .

04.10.2002
14:09

О "скотах, воюющих с нами", смертной казни и "русской деликатности перед Европой"

    (Читая ⌠Дневники писателя■ Достоевского) То, что вопрос о смертной казни во всей своей остроте и ненадуманной злободневности встал в конце XX века именно в России, . . .

24.09.2002
12:46

Письма Смердякову ( от издателя)

    Вынужденное пояснение. ═ Уважаемый читатель ╚Писем Смердякову╩, видимо, пришло время объясниться начистоту. К этому меня вынуждают и многочисленные звонки в . . .

09.09.2002
15:13

Письма Смердякову - 5

    ═Cum ire et studio* ( С гневом и пристрастием - лат.) ═ ═ ╚Только завидели деда √ и турнули к нему ордою. Свиные, собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла √ все . . .

30.08.2002
12:36

Литературная Вологда

    Вологда литературная ⌠В конце 2001 года увидел свет очередной выпуск альманаха ⌠Литературная Вологда■┘ Такими или подобными словами вполне можно было бы . . .

14.08.2002
14:43

Трагический голос России

    Муза России √ какое у нее лицо? Розовощекое, полузакутанное в цветастый платок цветаевское? Или оттененное трауром, монашески-строгое ахматовское? Или скрытое . . .

07.08.2002
16:56

Долгие крики

    75-летию со дня рождения Ю. КАЗАКОВ: ДОЛГИЕ КРИКИ НА БЕРЕГУ КОЦИТА ( Рассказ-притча) Юрий Казаков... ⌠Лирическая проза...■ Рассказ от первого лица ⌠Долгие крики■.. . . .

27.07.2002
17:51

Письма Смердякову-4

    Cum ire et studio* (С гневом и пристрастием √ лат.) ⌠Наконец желанный сон, этот всеобщий успокоитель, посетил его; но какой сон!..■ Н. В. Гоголь, повесть ⌠Иван Федорович . . .

25.07.2002
17:07

Письма Смердякову-3

    Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) . . .

18.07.2002
11:41

Письма Смердякову-2

    -font-weight:normal'> Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) ══════════ ╚Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да . . .

14.07.2002
21:04

Письма Смердякову.

    Письма Смердякову. ⌠Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да так дальше уборной и не пошла■ (из литературной полемики) Письмо первое. Победа, . . .

08.07.2002
19:24

На пороге дурной бесконечности

    Полемика о современном состоянии русской литературы, развернутая на страницах ⌠ЛГ■, без сомнения, более чем своевременна. Даже страшно подумать, что целых . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100