TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


18.12.2002
14:08

Бери шинель, пошли домой┘

    (вторая сигнальная система О. Павлова) 1. Подмена┘ У прозаика Олега Павлова есть, по-видимому, многочисленные и очень могущественные литературные враги √ иначе я . . .

22.11.2002
13:27

Кому же грозила ╚Русская сила╩?

    Недавно мне попало в руки несколько номеров ╚молодежного патриотического журнала, - о чем не обинуясь извещали уже с обложки его издатели, - ╚Русская сила╩. За . . .

13.11.2002
16:05

Русская литература: возвращение смыслов

    Русская литература: возвращение смыслов (Слово на конференции критиков ╚новой волны╩ в СП России 6.11.2002 г.) ═ Как вы думаете, что произойдет, если Атланта, который . . .

11.11.2002
11:23

О двух Россиях┘

    О двух Россиях┘ (холст, масло) Море. Ночь. Грозные валы беспамятства катит по своей поверхности неусыпающая стихия. Клочья пены остаются на сваях огромной . . .

05.11.2002
14:32

╚В поисках России┘╩

    Увидевшая свет в конце 2001 года книга известного русского публициста Александра Казинцева носит именно такое название. Обложку книги украсили мещанин Кузьма . . .

25.10.2002
15:45

Серое время

    Среди широкой цветовой гаммы традиционных определений времени практически отсутствует одно: ╚серое время╩. А жаль, потому что это √ наше с вами время. Оно же √ . . .

22.10.2002
11:50

О литературной критике

    Алексей Шорохов ╚Литературная критика прежде всего должна быть┘ литературой┘ сама ┘╩ (Беседа с главным редактором ╚Российского писателя╩ Н. И. Дорошенко на . . .

10.10.2002
14:52

"Везде мне грезится священный образ Твой"

    - Ольга Николаевна, что бы Вы хотели пожелать жителям Орловщины? - О, Орловская земля, - это родина моего любимого поэта С.С.Бехтеева... ( Из интервью с О. Н . . .

08.10.2002
12:09

В поисках ⌠мужичьей святости■ (к 75-летию гибели С.А. Клычкова)

    I. Освобождение или гибель? Какими всё-таки смешными и наивными выглядят все те ⌠идеологические неприятности■ - цензура, ⌠высочайшее неудовольствие■ и прочие . . .

04.10.2002
14:09

О "скотах, воюющих с нами", смертной казни и "русской деликатности перед Европой"

    (Читая ⌠Дневники писателя■ Достоевского)

    То, что вопрос о смертной казни во всей своей остроте и ненадуманной злободневности встал в конце XX века именно в России, нет ничего удивительного. Количество "смертных приговоров", вынесенных и приведённых в исполнение нами (точнее, с нашего ведома и при молчаливом нашем согласии) в минувшем столетии, не подлежит ни учёту, ни даже хоть какому-либо мало-мальски разумному обоснованию, как бы кто-то не хотел уверить нас в обратном.

    Это по определению - область трагичного, а она, как убедительно доказал ещё Ницше, ничего общего с привычной логикой не имеет.

    Однако имеет она, эта длящаяся во времени наша трагедия, нечто схожее с логикой исторической. В том, разумеется, смысле, в каком понимается история от Рождества Христова - как движение к концу, как "созревание времён и сроков".

    В этом смысле то, что случилось с нами (и, кстати, вершится по сию пору), можно смело назвать апокалипсисом в "одной отдельно взятой стране". Цель же апокалипсиса (т. е. конца света), если можно так выразиться, не истребление всего живущего, как это понимается бытовым сознанием, а максимальное спасение верных в преддверии Страшного Суда. Формальное богословие, разумеется, найдёт избыток категоричности в таком высказывании, но, по сути, я думаю, возразить этому трудно. Десятки тысяч (!) Новомученников и Исповедников Российских, казнённые в прошлом веке и отчасти уже канонизированные Церковью на Поместном архиерейском соборе в 2000 году, -- тому неложное свидетельство. Они -- Святые, то есть Спасённые.

    Но что для христианина является благодеянием свыше (возможность мученической кончины за Христа и по Его примеру) и обретением жизни, вечной, то для братьев его -- непосредственных мучителей и убийц, а так же и для тех, с чьего молчаливого согласия творится беззаконие, является нравственным падением. Если оно потом будет осознано, то за ним следует нравственное потрясение и возождение. В противном случае -- это приговор.

    Российское общество на рубеже 90-х годов минувшего столетия испытало именно потрясение, открыв для себя правду о нашей трагедии. В результате этого потрясения, как его следствие, возник в России и оформился вопрос о смертной казни. И что же? Был ли он решён как дело народной совести -- внутри наших душ? Последовало ли за этим нравственное возрождение нашего общества?

    Увы, нет. Как многое, как и всё почти из "благоприобретённого" за последние годы, решение об отмене смертной казни оказалось импортированным нами извне. Ещё точнее -- из Европы. Что само по себе (то есть заимствование), может быть, и не плохо, но, к сожалению, почему-то все наши последние заимствования носят ярко выраженный утилитарный характер. А в случае с отменой смертной казни и того прагматичней и бесстыдней -- её мы приняли "под кредиты". Как полит-экономическую необходимость.

    Тем временем сама Европа, номинальное членство в которой обеспечивается такого вот рода гуманизмом, отсутствие смертной казни у себя трактует как-то уж очень вольно: пожизненное заключение своим серийным убийцам и потрошителям, она со старушечьей забывчивостью и уж вовсю очевидным нравственным маразмом перемежает с бомбардировками Югославии и Ирака. Полагая, видимо, то ли население этих стран недостаточно европейским, то ли решение о взлёте "Харриеров" и "Торнадо" с бомбами для этого населения чем-то существенно отличным от вынесения смертного приговора.

    Заметьте, не для отражения агрессии, не для нейтрализации террориста, захватившего автобус, а именно как превентивные меры, то есть -- бомбы на головы спящих и мирных людей. Это сытая-то и мирная, уже полвека не слышавшая выстрелов на своих полях Европа!

    Между тем Россия, истекающая кровью по всему периметру своих южных границ, содрогнувшаяся от взрывов в самом сердце своём, находит для себя возможным сделать такое двусмысленное приобретение, как отмена смертной казни. Повторюсь -- не востребованная народной совестью, не явившаяся плодом покаяния за соделанное в XX веке, а именно навязанная под обещание кредитов, кажется, даже и не полученных. И вот это "кажется", на самом деле, дорогого стоит. Потому что говорит не столько о новом, коммерческом стиле российской политики, сколько о старом и похоже неизлечимом стремлении нашем поевропейничать и быть принятыми в европах.

    Однако то, с чем мы столкнулись в последние годы в Чечне, заставляет по-новому взглянуть на эту проблему даже тех, кто не прочь бы продолжать европейничать и дальше. Во-первых, это вопрос безопасности здесь, но в том-то и дело, что он напрямую связан -- с вопросом эффективности боевых действий и спецопераций там. И тут невозможно не прислушаться к достаточно громкому голосу военных, политологов, историков уже давно и прямым текстом заявляющих о неадекватности и безрезультатности нашей нынешней политики на Северном Кавказе. И в первую очередь это относится, разумеется, к наказанию, а точнее -- к сравнительной, а иногда и полной безнаказанности за совершенные преступления бандитов, попадающих в руки правосудия.

    И здесь небезынтересно будет привести мнение по этому вопросу Ф.М. Достоевского, который, как известно, не только посвятил немало времени изучению вопроса о преступлении и наказании, но и сам, во всей своей религиозно-философской и психологической глубине стал возможен только благодаря отмене смертной казни -- его собственной смертной казни.

    Дело в том, что ситуация войны с двуногими зверями ("скотами", как их называет Достоевский ), ситуация шока для заигравшегося в европы российского общества после столкновения с самыми немыслимыми в наши дни зверствами, -- эта ситуация для России не нова. Более ста лет назад русским уже пришлось столкнуться с тем же самым при освобождении балканских народов от власти турок -- именно турецкие зверства-то во многом и подвигли тогда Россию заступиться за единоверцев.

    И вот, что говорит по этому поводу в "Дневнике писателя" Ф.М. Достоевский: "Кстати, ещё недавно... писали из Пиргоса о новых зверствах этих извергов. Когда во время горячей бывшей там стычки, турки временно оттеснили наших так, что мы не успели захватить наших раненых солдат и офицеров, и когда потом, в тот же день к вечеру опять наши воротились на прежнее место, то нашли своих раненых солдат и офицеров обкраденными, голыми, с отрезанными носами, ушами, губами, с вырезанными животами и, наконец, обгорелыми в сожжённых турками скирдах соломы и хлеба, куда они предварительно перенесли живых наших раненых. Репрессалии (то есть репрессии. -- А.Ш.), конечно, жестокая вещь, тем более, что, в сущности, ни к чему не ведут... но строгость с начальством этих скотов была бы нелишнею. Можно бы прямо объявить, вслух и даже на всю Европу (пруссаки наверно сделали бы так, потому что они даже с французами так точно делали по причинам в десять раз меньше уважительным, чем те, которые имеем мы против воюющих с нами скотов), -- что если усмотрятся совершенные зверства, то ближайшие начальники тех турок, которые совершили зверства, в случае взятия в плен, будут судимы на месте военным судом и подвержены смертной казни расстрелянием (курсив здесь и далее мой. -- А.Ш.). Это, может быть, и имело бы некоторое влияние на офицеров и пашей турецких... Такой сюрприз, вместо рессорных экипажей, может быть, вразумил бы многих из них. Теперь же этот "начальник", попавшись в плен и видя, как его встречают после зверств его, прямо воображает, что он безмерно выше "поганого русского". Европейской деликатности нашей и страху нашему перед Европой, поверьте, этот турок никогда не поверит, да и не поймёт этого вовсе... Деликатный страх перед Европой есть чисто русское дело и изобретение и не может быть понят никогда и никем. А потому, "если ты так кланяешься мне", рассуждает турецкий начальник, "после того как я, может быть, брату твоему родному вчера ещё нос отрезать позволил, то, значит, ты сам чувствуешь себя передо мною низшим, а меня высшим перед собой человеком. Но точно так и должно быть, по воле Аллаха, и нет тут ничего удивительного!" Вот что должен думать про себя пленный турецкий паша, и непременно так думает".

    Как видно из приведённого отрывка, великий гуманист, редчайший знаток души человеческой, да и что там -- кумир всей просвещённой Европы на протяжении едва ли уже не целого столетия, Ф. М. Достоевский не только говорит, но и настаивает на публичном и неукоснительном характере смертной казни в войне смусульманскими фанатиками. Заметьте, это-то в государстве с гораздо большей внутренней потребностью в милосердии, какой была Российская Империя во главе с Православным Царём, не знавшая ещё ни ужасов тоталитаризма, ни всешутейшей гильотины демократии и парламентаризма!

    Более того, применительно к тому же случаю (только теперь уже в Чечне) другой пророк отечественной словесности, кстати, патологический враг всякого тоталитаризма (впрочем, похоже, что одновременно ещё и заклятый друг нынешнего либерализма), высказался не менее определённо. Я имею в виду известные слова А.И. Солженицына о той "слизи", которую ⌠российская власть развела на Северном Кавказе■, и опять же о необходимости введения там смертной казни. Причём в пример тому летописец ГУЛАГа привёл культовую фигуру для нынешних либералов -- П.А. Столыпина и подавление им беспорядков 1905 -- 1907 годов.

    Всё вышесказанное отнюдь не претендует на открытие новых америк (упаси, Боже, и от старой-то!), однако наводит на размышления о какой-то сверхъестественной устойчивости мировых элементов даже в наше, заметьте, катастрофическое время. Та же чисто восточная и изуверская жестокость с одной стороны, и та же отпетая смердяковщина и лакейство перед Западом, оплаченное тысячами русских жизней -- с другой. И всё это -- без каких-либо надежд не только на перемену в раскладе сил, но даже на элементарное понимание происходящего со стороны так называемой российской интеллигенции, которая ради ласкового словца оттуда готова, зажав носы и носики, терпеть даже запах убоины уже и внутри МКАДа (после взрывов 1999 г.). Только-то и разницы со временами Достоевского

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
249773  2002-10-04 15:13:00
Крупнов Юрий http://www.p-rossii.ru/pred.shtml
- Уважаемый Алексей Шорохов,

Был бы Вам признателен, если бы Вы разъяснили Ваше утверждение о том, какую именно ╚правду╩ открыло для себя ╚российское общество╩. (╚Российское общество на рубеже 90-х годов минувшего столетия испытало именно потрясение, открыв для себя правду о нашей трагедии╩).

С моей точки зрения, на рубеже 90-х вся правда была успешно не открыта, а как раз, наоборот, закрыта. И в чём трагедия по открытиям ╚на рубеже 90-х годов╩ - совершенно непонятно.

249776  2002-10-04 17:11:02
Дедушка Кот www.prigodich.8m.com
- Эмоционально, ярко, очень толково.

Юрию Крупнову

Дорогой Юрий Васильевич! Автор статьи имеет в виду следующее (простите, что отвечаю за него). Российский обыватель (хороший человек: инженер, врач, рабочий и т.д.) на рубеже 1990-х узнал МАСШТАБ судных и бессудных казней, количество (примерное) погибших в лагерях и т.д.

249783  2002-10-04 18:51:18
Крупнов Юрий http://www.p-rossii.ru/pred.shtml
- Дорогой и уважаемый Сергей Сергеевич!

Здорово получается! Два раза советский обыватель узнавал про репрессии и МАСШТАБЫ.

И процесс познания этот увлекательный завершился тем, что 21 век мы встретили в РФ вместо большой России-СССР и с 1 млн. ежегодно убывающего населения в РФ и с 17-ю подростками, ежедневно кончающими жизнь самоубийством.

... Не говоря уже о достоверности якобы ЗНАНИЯ О МАСШТАБАХ, хочется всё-таки спросить: а может, пора перестать во имя познанья заниматься истреблением людей?

Скоро Ваши познания про Хусейна и МАСШТАБЫ перейдут в давно уже объявленное убийство Хусейна и иракских граждан + ежедневно от санкций мрут люди и дети иракские, уж два года еженедельно бомбят Ирак, убивая людей.

Может, надо перестать ТАК познавать? Может, пора немного начинать и себя познавать, и свою родовую историю, и немного иногда стыдиться собственного гуманизма, от которого отдаёт трупной вонью, но который для некоторых не пахнет, так как заклёпки на носу хорошие?

И, может, прав лучший поэт современной России Юрий Кузнецов, когда писал про "учёного", который произвёл вивисекцию над встреченной им Царевной-Лягушкой:

"И на лице его играла Счастливая улыбка дурака"?..

Сергей Сергеевич, если возможно, не уходите в Вашу шутливо-юродствующую манеру, ответьте тут по существу. Ваша позиция для меня чрезвычайно важна, хотя и пояснение А. Шорохова было бы очень к месту, так как уж его достаточно молодое восприятие "на рубеже 90-х" меня просто поразило.

24.09.2002
12:46

Письма Смердякову ( от издателя)

    Вынужденное пояснение. ═ Уважаемый читатель ╚Писем Смердякову╩, видимо, пришло время объясниться начистоту. К этому меня вынуждают и многочисленные звонки в . . .

09.09.2002
15:13

Письма Смердякову - 5

    ═Cum ire et studio* ( С гневом и пристрастием - лат.) ═ ═ ╚Только завидели деда √ и турнули к нему ордою. Свиные, собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла √ все . . .

30.08.2002
12:36

Литературная Вологда

    Вологда литературная ⌠В конце 2001 года увидел свет очередной выпуск альманаха ⌠Литературная Вологда■┘ Такими или подобными словами вполне можно было бы . . .

14.08.2002
14:43

Трагический голос России

    Муза России √ какое у нее лицо? Розовощекое, полузакутанное в цветастый платок цветаевское? Или оттененное трауром, монашески-строгое ахматовское? Или скрытое . . .

07.08.2002
16:56

Долгие крики

    75-летию со дня рождения Ю. КАЗАКОВ: ДОЛГИЕ КРИКИ НА БЕРЕГУ КОЦИТА ( Рассказ-притча) Юрий Казаков... ⌠Лирическая проза...■ Рассказ от первого лица ⌠Долгие крики■.. . . .

27.07.2002
17:51

Письма Смердякову-4

    Cum ire et studio* (С гневом и пристрастием √ лат.) ⌠Наконец желанный сон, этот всеобщий успокоитель, посетил его; но какой сон!..■ Н. В. Гоголь, повесть ⌠Иван Федорович . . .

25.07.2002
17:07

Письма Смердякову-3

    Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) . . .

18.07.2002
11:41

Письма Смердякову-2

    -font-weight:normal'> Cum ire et studio* ════════════════════ (С гневом и пристрастием √ лат.) ══════════ ╚Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да . . .

14.07.2002
21:04

Письма Смердякову.

    Письма Смердякову. ⌠Новейшая ваша литература и вышла-то из лакейской, да так дальше уборной и не пошла■ (из литературной полемики) Письмо первое. Победа, . . .

08.07.2002
19:24

На пороге дурной бесконечности

    Полемика о современном состоянии русской литературы, развернутая на страницах ⌠ЛГ■, без сомнения, более чем своевременна. Даже страшно подумать, что целых . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100