[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]

Урания

Следующая часть: г) инфракрасная и радиопеременность Вверх: Переменность излучения АЯГ Предыдущая часть: б) спектральная переменность

в) рентгеновская переменность

Лет 20-30 назад по мере освоения нового спектрального диапазона модно было говорить об очередной ``астрономии'': инфракрасная астрономия, рентгеновская астрономия, гамма-астрономия и т.д. Сравнительно недавно наконец поняли, что никакой ``новой'' астрономии нет, так как, например, в рентгеновском диапазоне изучаются те же самые объекты, что и в оптическом. То же относится к инфракрасному (ИК) диапазону, миллиметровому, гамма-излучению. И сохранился только исторически сложившийся термин ``радиоастрономия'', хотя в действительности имеет смысл говорить об исследовании астрономических объектов в радиодиапазоне.

Начиная с первого рентгеновского спутника ``Ухуру'' АЯГ стали наблюдать в рентгеновском диапазоне (обычно это 1-10 кэВ). Наиболее протяженный ряд наблюдений получен для NGC 4151 на рентгеновском спутнике ``Ариель-5''. Оказалось, что активные ядра галактик не только все являются рентгеновскими источниками, но источниками переменными. Более того, амплитуда переменности в рентгеновском диапазоне в 2-3 раза больше, чем в оптическом, а время переменности в 20-30 раз меньше. Так, если для NGC 4151 характерное время переменности (время изменения блеска на среднюю амплутуду) в оптическом диапазоне составляет примерно 10 дней, то в рентгеновском -- 12 часов! При этом оказалось, что в диапазоне 1 кэВ-1 МэВ (от мягкого рентгеновского до мягкого гамма-излучения) выделяется энергии больше, чем во всех остальных диапазонах вместе взятых.

К вопросу об энерговыделении мы еще вернемся, однако более важным является тот факт, что время переменности в рентгеновском диапазоне оказалось намного меньше. Выше мы говорили, что характерное время оптической переменности АЯГ дает размеры переменного источника в ядре порядка 10 св. дней ( $2.6\cdot 10^{16}$ см). Рентгеновская переменность уменьшает размеры примерно до 10 св. часов ($10^{15}$ см) -- диаметра Солнечной системы внутри орбиты Плутона. Напомним, что масса активного ядра порядка 100 миллионов солнечных.

Aport Ranker