TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"

Дискуссионный клуб журнала "Русский переплет"


Просьба вести дискуссию корректно:
- неконструктивные высказывания будут убираться
- будут уничтожаться все анонимные высказывания

"Мудрый человек всегда долго размышляет прежде, чем что-нибудь подумать." ("Графоманы")

"Самое дорогое, что есть в сей юдоли печали - это учтивость и корректность." (Василий Пригодич)

"Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю..."
А.С.Пушкин

Дискуссионный Клуб посетило человек.


Первая десятка Русского переплета

247260 "Инквизиция перед судом Истории" 2002-07-15 11:32:17
[212.192.35.250] Этнограф.Посвящается стирательному еноту
-      Разумеется, в  более  ранний  период  церковь  была лишена  возможности
физически расправляться с теми, кого она считала вероотступниками. Только  в
IV в., когда господствующей религией в  Римской  империи стало христианство,
церковь переходит от "слов" (отлучений) к "делу" (насилию).
     Некоторые  светские   историки  также  трактуют  историю  инквизиции  в
"широком" плане.  Так, в статье об  инквизиции, опубликованной в "Британской
энциклопедии", говорится:  "Неправильно утверждать, что инквизиция появилась
в XIII  в. в  готовом  виде со всеми  ее  принципами и учреждениями. Это был
результат  или,  вернее, еще  один шаг  вперед  в процессе развития,  начало
которого восходит по крайней мере к IV столетию". Автор статьи делит историю
инквизиции  на  два больших периода: епископальный  период с IV по XIII  в.,
когда преследованием  еретиков занимались епископы, и монашеский - с  XIV по
XIX   в.,   когда   действовали   инквизиционные    трибуналы,   руководимые
доминиканскими и францисканскими монахами.
     Такая  же  периодизация  истории  инквизиции  была  принята  в  русской
дореволюционной  историографии.  Ее  разделял  М.  Покровский   и  известный
испанист  В. Пискорский.  Покровский  М. Средневековые ереси  и инквизиция.-
Книга для чтения по истории средних веков. Последний, кроме  епископальной и
монашеской инквизиции,  выделял еще  испанскую инквизицию (с 1480  г., когда
она стала функционировать в виде верховного церковного трибунала - Супремы).
     В советской историографии в  20-х  годах преобладала  широкая трактовка
истории инквизиции. Этот взгляд был  так сформулирован обществом  "Атеист" в
послесловии к книге С. Г. Лозинского "Святая инквизиция":
     "Начало  инквизиции (в другой форме и под другим названием) совпадает с
началом   самой  христианской   церкви.   И   точно   так   же   неправильно
хронологическое  ограничение инквизиции средними  веками. Она существует  до
настоящего времени. В составе учреждений папской администрации в Риме до сих
пор   имеется  "Святая   Служба   Инквизиции".  Подразумевается  конгрегация
священной  канцелярии. Если  в  данный момент  церковь  не  подвергает своих
врагов  суду,  пыткам,  сожжению, то это  объясняется исключительно тем, что
светская   власть   не  подчиняется  требованию  церкви  проводить  в  жизнь
постановления ее судов". Лозинский С. Г. Святая инквизиция.
     Разумеется,  инквизиция   не  возникла  на   "пустом  месте".  Созданию
"священных"  трибуналов предшествовала  многовековая борьба правящих  кругов
церкви с ересью,  в  процессе  которой  вырабатывались  также и богословские
обоснования необходимости применения  к  еретикам  различных  видов  и  форм
насилия, вплоть до их физического истребления. Это была нелегкая задача, ибо
теологам  пришлось для оправдания  инквизиции подменить  "религию любви", за
которую   выдает  себя   христианство,   "религией   ненависти".   На  такую
трансформацию ушли столетия.
 


247259 "Инквизиция перед судом Истории" 2002-07-15 11:31:10
[212.192.35.250] Этнограф.Посвящается стирательному еноту
-
     ОТ АДАМА И ЕВЫ...

     Существуют  самые различные  мнения  о  том,  что,  собственно  говоря,
следует понимать под инквизицией и каковы ее хронологические рамки.
     Если под инквизицией понимать  осуждение и преследование господствующей
церковью   инакомыслящих  -   вероотступников,   то   хронологические  рамки
инквизиции  следует расширить  на всю  историю  христианской церкви  - от ее
возникновения  по  настоящее  время,  ибо  епископы еще  со  времен  раннего
христианства  и по  сей день  присвоили  себе право осуждать и  отлучать  от
церкви тех верующих, которых они считают еретиками.
     Некоторые  исследователи  толкуют  этот вопрос  еще  шире, считая,  что
инквизиция является  характерным  атрибутом  не  только  католической,  но и
протестантской и православной церквей.
     Если же инквизицию понимать в более узком смысле, подразумевая под этим
термином деятельность  особых трибуналов католической церкви, преследовавших
еретиков, то ее рамки суживаются от возникновения этих трибуналов в XII-XIII
вв. до  их повсеместной отмены в первой  половине XIX в. Но и после  этого в
системе папской курии  в Ватикане вплоть до 1966 г. существовала конгрегация
инквизиции ("священная канцелярия").
     Сторонников  "широкой" и  "узкой" трактовки инквизиции можно найти  как
среди церковных, так и светских историков.
     Первым, кто сформулировал "широкую" точку зрения на историю инквизиции,
был сицилийский инквизитор  испанец Луис Парамо, опубликовавший в 1598  г. в
Мадриде  книгу  на  латинском  языке  "О  происхождении  и  развитии  святой
инквизиции". Трактат Парамо считается первым трудом  по  истории инквизиции,
написанным с точки  зрения  официальной  доктрины  католической  церкви.  Он
служил   как   бы   ответом   на   появившуюся  протестантскую   литературу,
разоблачавшую  ужасы  инквизиции.  В  своем  усердии оправдать  деятельность
"священного" трибунала Парамо начинал  его историю чуть  ли не  с сотворения
мира.  Первым  инквизитором,  уверял  он, был  сам  господь бог,  а  первыми
еретиками - Адам и Ева. Бог, утверждал Парамо,  изгнал из рая  провинившихся
перед  ним  Адама  и  Еву, предварительно  учинив им  тайный допрос  и  суд.
"Инквизиторы,- утверждал Парамо,-  следуют точно такой же процедуре, которую
они переняли от самого бога".
     Одежду, которой прикрыли свою наготу Адам и Ева после неосмотрительного
вкушения от запретного плода, Парамо считает первым "санбенито" -  позорящим
одеянием,  носить  которое  приговаривались  жертвы  инквизиции, а  изгнание
прародителей рода человеческого из  рая он называет  первой  конфискацией...
"вечного блаженства",  прототипом  тех более осязаемых конфискаций,  которые
впоследствии инквизиция применяла по отношению к имуществу своих жертв.
     Всего этого богу, по-видимому, показалось недостаточно; он осудил людей
терпеть  вплоть до  "страшного суда" бесчисленные болезни, эпидемии, потопы,
землетрясения,  холод и  голод,  войны;  бог  приговорил  людей рождаться  в
нестерпимых  муках,  добывать  себе  хлеб насущный  в  поте  лица  своего  и
испытывать животный страх перед смертью. Даже земная  жизнь праведника полна
всевозможных мытарств, терзаний и испытаний.
     Но  если так жестоко поступил  бог с прародителями рода человеческого и
праведниками, утверждали  средневековые апологеты инквизиции, то его гнев по
отношению  к  непокорным и строптивым потомкам  Адама и  Евы  вообще не знал
предела. Разве не  уничтожил он посредством потопа все человечество, пощадив
только  Ноя  и его семью; разве  не  сжег он живьем  все  население Содома и
Гоморры, пролив на них "дождем  серу и  огонь" (Быт. 19:24) (сбросив атомную
бомбу, по мнению некоторых сверхсовременных толкователей  Библии);  разве не
истребил  он  14700  человек, осмелившихся роптать  против Моисея  во  время
странствований иудеев в  пустыне;  разве не послал он ядовитых змеев на тех,
кто "малодушествовал" в пути (Чис. 21:4,6); разве не  убил он 50 070 жителей
г. Вефсамиса только за то, что они "заглядывали в ковчег господа"?
     По  сравнению  с  этими  массовыми  побоищами библейского бога  - а  мы
перечислили только  их незначительную толику - преступления Торквемады могут
показаться чуть ли не детскими забавами.
     Библейский  бог был  не  только  непреклонно  беспощадным и  сверх меры
жестоким к  тем,  кто  отходил от его заповедей  или  ошибочно толковал  его
таинственные  "неисповедимые пути",  он  требовал  от  своих  последователей
такого же подхода, такой же жестокости и беспощадности ко всем  отступникам,
в особенности  в  тех случаях, когда  они пытались "совратить"  правоверных.
"Если,- поучал бог  своих последователей в Ветхом завете,- будет уговаривать
тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, говоря:
"пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои".., то не
соглашайся с ним  и не слушай его; и да не  пощадит его  глаз твой, не жалей
его и не  прикрывай его, но убей его;  твоя рука  прежде всех должна быть на
нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа" (Втор. 13:8-9).
     Иисус Христос, согласно Парамо, был "первым инквизитором Нового завета.
Он  приступил  к  обязанностям  инквизитора  на  третий  день  после  своего
рождения, когда сообщил через  трех королей-волхвов,  что явился  на свет, и
потом, когда  умертвил  Ирода,  заставив червей  съесть его...  После Иисуса
Христа  св.   Петр,  св.  Павел   и  другие   апостолы   занимали  должность
инквизиторов, которую они передали последующим папам и епископам".
     Итак, не без удовлетворения отмечал Парамо,- "древо инквизиции зеленело
и цвело, и расходились  его  корни и  ветви по  всему миру, и  приносило оно
сладчайшие плоды".
     Естественно, что подобного рода ссылки на Библию позволяли церковникам,
с   одной  стороны,   доказать   "законное",  "божественное"   происхождение
"священного" трибунала, а с другой стороны - его якобы "извечный" характер.
     Точка  зрения  Парамо на инквизицию на протяжении столетий перепевалась
на разные лады  церковными авторами. Ее  повторяет, например, Марино Марини,
один  из  ближайших сотрудников  папы Пия  IX  в своем трактате, посвященном
инквизиционному процессу над  Галилеем.  Марини  утверждал:  "Инквизиционный
трибунал  столь  древний,  что  следует  считать  самого Иисуса  Христа  его
основателем и законодателем".
     Современные апологеты церкви также признают, что она на протяжении всей
своей  истории преследовала ереси  и  еретиков. Уже цитированный  нами У. Т.
Уолш пишет, что  церковь "в течение двух тысяч лет проявляла нетерпимость ко
всякого  рода ошибкам,  где  бы  они  ни проявились,  в особенности к таким,
которые оскорбляли величие бога... Таким  образом,  нетерпимость не является
ее  наиболее  типичной  особенностью,  это  просто   оборонительное  оружие,
доверенное ей всевышним вместе с ее божественной миссией". Е. Вакандар стоит
на таких же позициях. Первый период истории инквизиции он относит  к IV-V в.
новой эры, когда епископы, следуя примеру мифических Петра и Павла, отлучали
от церкви  и предавали  анафеме христиан,  отклонившихся, по их  мнению,  от
официальных доктрин.
     Разумеется, в  более  ранний  период  церковь  была лишена  возможности
физически расправляться с теми, кого она считала вероотступниками. Только  в
IV в., когда господствующей религией в  Римской  империи стало христианство,
церковь переходит от "слов" (отлучений) к "делу" (насилию).
 


247258 "Инквизиция перед судом Истории" 2002-07-15 11:30:32
[212.192.35.250] Этнограф.Посвящается стирательному еноту
-  
     Наконец, следует  упомянуть еще  об  одной школе  буржуазных  историков
инквизиции, считающих, что ее деятельность была направлена в основном против
иудеев. Но такой взгляд на инквизицию  не соответствует исторической правде.
Действительно,  в Испании и  ее  заморских владениях, а также в Португалии в
отдельные периоды деятельности инквизиции иудеи подвергались преследованиям,
но в других католических странах этого не наблюдалось. Более того, в папских
областях инквизиция вовсе  не  преследовала иудейское население, а иудейские
банкиры ссужали римских  пап деньгами даже  в периоды жесточайших гонений на
их  иберийских единоверцев. Зато  инквизиция всегда  преследовала и осуждала
плебейских  еретиков, свободомыслящих, поборников социальной справедливости,
противников  колониального  гнета,  ученых, опровергавших  своими открытиями
религиозные догматы, борцов  за общественный прогресс - от великих провидцев
средневековья до коммунистов нашего времени.
     Итак,  вопрос  о  месте  инквизиции  в  истории,  ее  целях  и  методах
деятельности продолжает волновать исследователей различных направлений.
     Инквизиция,  таким  образом, еще далеко не закрытая  страница  истории.
Спор о ней продолжается...
 


247257 "Cкончался известный российский геофизик Анатолий Васильевич Рыков" 2002-07-15 10:44:08
[195.208.220.1] ВМ
- Умер активный участник научного форума "Русского переплета", автор нашего журнала "Урания".

Господа, будьте взаимно вежливы!


247256 "" 2002-07-15 10:22:21
[209.249.147.215] Торквемада 26985
- Г-н Yuli, скрывающийся под именем Кота Васи!
Мне нравится ход Ваших мыслей.
Я делаю Вам официальное предложение: вступить в Католическую Веру.
Оцените нашу мудрость и великодушие. Ведь несколькими номерами выше Вы позволили себе высказывания, порочащие Святую Инквизицию.
Подумайте, г-н Yuli!
И пусть для Вас будет вдохновляющим пример лучших русских людей -
Петра Яковлевича Чаадаева и Николая Васильевича Гоголя.


247255 ""Письма Смердякову." - обозрение Алексея Шорохова" 2002-07-15 01:03:40
[212.186.150.131] Yuli
- Весь заряд уходит в землю.
Другими словами, Каганович, Бжезинский и Циля здесь совсем не к месту. Даже Проханов этого себе не позволяет. Своих героев у нас разве мало?


247254 ""Письма Смердякову." - обозрение Алексея Шорохова" 2002-07-14 23:46:20
[195.208.220.1]
-


247253 "" 2002-07-14 22:19:18
[212.186.150.131] Кот Вася
- Приходится только позавидовать людям! Как пишут! "Да, вряд ли мы сумеем приблизиться к его изящной стилистике..." (это о Бунине). А вот и пример приближения: "вечная тема любви при некотором повороте градуса способна открыться с какой-то другой неизбитой стороны".
Многое может открыться при некотором повороте градуса... .
Если так продолжать, то неизбитых сторон у авторов скоро совсем не останется. Русская словесность не даст себя в обиду.
Нашим "литераторам" и в голову не приходит, что тексты их уморительны. Вот и прекрасно. Если бы не карты, то жизнь в Москве была бы и вовсе несносна.


247252 "" 2002-07-14 20:50:36
[193.229.159.3] Суси
- Воронину.

Александр, выполняю ваше пожелание, вот два поста, обращенные к вам.
Уважаемый Александр Воронин! Ваша мысль о том, что любовные истории, как правило, банальны, хоть и верна, но тем не менее веками опровергается лучшими писателями и поэтами. Возьмите, к примеру, бунинский рассказ "В ночном море", на мой взгляд, это шедевр. Скажите: ну так то Бунин... Куда нам, грешным.
Да, вряд ли мы сумеем приблизиться к его изящной стилистике, но, может быть, мы можем задуматься о том, что и вечная тема любви при некотором повороте градуса способна открыться с какой-то другой неизбитой стороны. Конечно, это непросто и усилий требует громадных, но в этом-то, в том, чтобы сказать свое и есть весь смысл наших с вами литературных занятий. А что толку взять да смириться с банальностью темы, подчиниться этой мысли и не мечтать вырваться из ее скучных лапищ?
Да и эти пресловутые литературные штампы... Ну, какую они несут радость?
Вы, предполагаю, не долго мучились над рассказом, не пытали свою голову в поисках синонимов, не перекладывали, не перетирали слова да буковки. Верно? Или я ошибаюсь?

И второй:
Если кто-нибудь приведет из этого рассказа хотя бы один абзац, фразу хотя бы одну, свидетельствующую о том, что перед нами изящная проза - сниму шляпу. А рассказ-то не маленький, казалось бы, не должно быть с этим проблем (если это и правда хорошая литература). Это о языке.
Друзья, задумайтесь, я прошу о малом - всего-то одну, но НАСТОЯЩУЮ фразу. Фразу, перед которой и хочется снять шляпу. Одну!
Зато литературных штампов в избытке. Вот несколько примеров:
"девушка необыкновенной красоты в коротком легком платьице".
"Волны счастья исходили от нее и заполняли окружающее пространство, как аромат дорогих духов".
воздушный и светлый образ
сердце и душа разбились на куски
Я сделал медовую улыбку
посмотрела, широко распахнув глаза
вытер предательски навернувшиеся слезы
Если кто-нибудь скажет, что не пержил в своей жизни похожую (а то и покруче) историю (и не одну!), тоже обещаю снять шляпу.
На мой взгляд, это не сюжет для рассказа, а довольно банальный случай.

Со шляпой все в порядке...на голове.


247251 "" 2002-07-14 15:10:26
[62.158.105.79] Александр Воронин Господину Липунову
- Уважаемый Владимир Михайлович,

на днях я заглянул на свою страничку в РП и обнаружил, что куда-то исчезли комментарии к моему рассказу ╚Разговор в купе╩. Если нетрудно, дайте команду, чтобы вернули обратно. В одном из комментариев, например, Валерий Суси что-то писал про свою шляпу. А что я забыл. То ли съесть ее хотел, то ли мне подарить. Если съесть, то сначала в молоке вымачивать будет не такая соленая. Если дарить спасибо, но единственный головной убор в моем гардеробе мотоциклетный шлем, да и тот я одеваю два-три раза в месяц. На мотоцикле кататься приятно, но времени, известное дело, не хватает. В другом комментарии Юрий Крупнов метнул в меня комплиментом размером с крупный булыжник. Чуть в голову не попал. Тут и шлем не поможет запросто сотрясение мозга получишь. Кроме этих были и мелкие реплики: мяукал Кот Вася, Штирлиц выходил на связь с Бин Ладеном и т.д. Короче, жалко пропажу. Может вернут, а?


247250 "" 2002-07-14 14:33:29
[212.186.150.131] Yuli
- "...Вариантов описать антициклон", похоже, не совсем грамотно, следовало сказать "способов".


247249 "" 2002-07-14 14:26:11
[212.186.150.131] Yuli
- Зачем писать "ртуть застыла на отметке", существуют тысячи других вариантов описать антициклон. Не стоит писать "она нервно закурила", можно написать, что облако выдохнутого ею дыма напоминало курицу с только что отрубленной головой. Разговоры об "исчерпанности литературы" кажутся мне преувеличением. Так говорят люди, творческий импульс которых настолько слаб, что их все время тянет на штампы. Впрочем, штампы в разумном количестве есть более благо, чем вред, это стенография второго уровня, если можно так выразиться (штамп). О чем бы не квохтала вечная тусовка, смысл литературы, как и смысл жизни, заключается в жизни смысла (штамп, слегка обтесанный на два канта*).
У людей всегда есть потребность узнать точку зрения на события, которые бросают вызов им лично, от других людей, особенно тех, которые кажутся им более проницательными, чем они сами. Я отдаю себе отчет (штамп) в том, что словосочетание "точка зрения" здесь не отражает содержания того, чего ждут люди от литературы. Читателя интересует весь комплекс реакций автора на событие, в том числе, а иногда и в первую очередь - эмоции. Чувственное восприятие событий старше тех семи миллионов лет, что насчитывает история человека, но и сегодня мы обращаемся к чувству, как к последнему средству, если разум бессилен.
Читатель попроще ждет от литературы исключительно "чувств", которых ему недостает в рутинном существовании, и готов платить по рублю за десяток простых эмоций, поддерживая тем литературных ремесленников.
Литература, как и жизнь, исчерпать себя не может. Бывают, однако, такие времена, когда писатели за жизнью просто не поспевают, что и порождает ламентации о конце литературы. Не стоит относиться к этому серьезно. Рано, или поздно, находятся люди, обладающие и талантом, и свободным временем и появляются Книги.

________________________________________
*кант - здесь плоская грань, вытесанная на бревне по его длине. Не путать с известным философом, но акустические ассоциации не возбраняются.


247248 "" 2002-07-14 12:19:59
[212.48.131.171] Aleks
- В большом книжном маказине "Москва" на Тверской книги В.Сорокина - на отдельном стенде, расположен он на самом видном месте, удобный подход, обзор. Сразу приходит мысль, что лет двадцать назад на этом стенде располагались бы "Малая Земля", "Целина", "Возрождение", "Материалы ХХХ.. съезда КПСС". Прочел у А.М. Панченко фразу о Маяковском, которую как мне кажется можно отнести и к Сорокину, он - "тоже человек кризисного времени, когда душа надорвана и склонна к соблазну кощунства". И еще, мне кажется, что Сорокин это человек, который понимает, что писать художественные тексты больше нельзя, но ему очень хочется. Нельзя в том смысле, в каком говорит о "немоте" У.Эко в своих "Заметках на полях "Имени розы". Нельзя писать - "букетик фиалок", "она нервно закурила", "ртуть в термометре заствыла на отметке" и пр. "Фазовый переход" состоялся, теперь каждый новый художественный текст - "сюперпозиция" имеющихся.


247247 "" 2002-07-14 11:52:51
[209.249.147.215] inquisitive
- Не беспокойтесь, г-н Yuli. На этом форуме очень умный модератор. Он точно знает, что есть спам, а что есть срам. Видите зияет дыра на предпредыдущем номере. Я успел прочитать. Там было гнусное иезуитское послание, подрывающее основы отеческой веры и лично г-на Дворцова. Честь и хвала Модератору! Он проявил бдительность и успел убрать заразу до того, как она расползлась по интернету. Tomas de Torquemada lays a-moulding in the grave. But his soul is going marching on!


247246 "" 2002-07-14 10:27:02
[212.186.150.131] Yuli
- Тексты об инквизиции, возможно, представляют собой спам. Это можно установить по IP. Недоброжелатели у Переплета имеются.


247245 "" 2002-07-14 10:20:23
[209.249.147.215] ...
- старорусского


247244 "" 2002-07-14 10:08:52
[209.249.147.215] Торквемада
- Г-н Дворцов!
Акцент не на интеллектуализме, а на образе старого русского профессора. Истинно православный человек должен сердцем чувствовать такую подмену. Значит вы не то, за что себя выдаете.
Вот для того и учреждена Святая Инквизиция: чтобы выявить и разоблачить втируш - вас и Евстигнеева.


247243 "" 2002-07-14 06:36:40
[212.164.4.34] Дворцов 26956 Торквемаде
- Сир Торквемада!

Как доказал наш знаменитый профессор Преображениский: "Либо - православный, либо - интеллектуал". Промежуточное переходное звено наукой пока не найдено.

И какая же это изощрённая иезуитская пытка - с простынями об инквизиции. Лучше бы про кишечные расстройсва у представителей отряда воробьинных на Суматре. Вот уж, действительно, тема новая, для широкой публики незнакомая. И польза не меньше.


247242 "Инквизиция перед судом Истории" 2002-07-14 02:45:23
[212.192.35.193] Этнограф.Посвящается стирательному еноту
-
     ОТ АДАМА И ЕВЫ...

     Существуют  самые различные  мнения  о  том,  что,  собственно  говоря,
следует понимать под инквизицией и каковы ее хронологические рамки.
     Если под инквизицией понимать  осуждение и преследование господствующей
церковью   инакомыслящих  -   вероотступников,   то   хронологические  рамки
инквизиции  следует расширить  на всю  историю  христианской церкви  - от ее
возникновения  по  настоящее  время,  ибо  епископы еще  со  времен  раннего
христианства  и по  сей день  присвоили  себе право осуждать и  отлучать  от
церкви тех верующих, которых они считают еретиками.
     Некоторые  исследователи  толкуют  этот вопрос  еще  шире, считая,  что
инквизиция является  характерным  атрибутом  не  только  католической,  но и
протестантской и православной церквей.
     Если же инквизицию понимать в более узком смысле, подразумевая под этим
термином деятельность  особых трибуналов католической церкви, преследовавших
еретиков, то ее рамки суживаются от возникновения этих трибуналов в XII-XIII
вв. до  их повсеместной отмены в первой  половине XIX в. Но и после  этого в
системе папской курии  в Ватикане вплоть до 1966 г. существовала конгрегация
инквизиции ("священная канцелярия").
     Сторонников  "широкой" и  "узкой" трактовки инквизиции можно найти  как
среди церковных, так и светских историков.
     Первым, кто сформулировал "широкую" точку зрения на историю инквизиции,
был сицилийский инквизитор  испанец Луис Парамо, опубликовавший в 1598  г. в
Мадриде  книгу  на  латинском  языке  "О  происхождении  и  развитии  святой
инквизиции". Трактат Парамо считается первым трудом  по  истории инквизиции,
написанным с точки  зрения  официальной  доктрины  католической  церкви.  Он
служил   как   бы   ответом   на   появившуюся  протестантскую   литературу,
разоблачавшую  ужасы  инквизиции.  В  своем  усердии оправдать  деятельность
"священного" трибунала Парамо начинал  его историю чуть  ли не  с сотворения
мира.  Первым  инквизитором,  уверял  он, был  сам  господь бог,  а  первыми
еретиками - Адам и Ева. Бог, утверждал Парамо,  изгнал из рая  провинившихся
перед  ним  Адама  и  Еву, предварительно  учинив им  тайный допрос  и  суд.
"Инквизиторы,- утверждал Парамо,-  следуют точно такой же процедуре, которую
они переняли от самого бога".
     Одежду, которой прикрыли свою наготу Адам и Ева после неосмотрительного
вкушения от запретного плода, Парамо считает первым "санбенито" -  позорящим
одеянием,  носить  которое  приговаривались  жертвы  инквизиции, а  изгнание
прародителей рода человеческого из  рая он называет  первой  конфискацией...
"вечного блаженства",  прототипом  тех более осязаемых конфискаций,  которые
впоследствии инквизиция применяла по отношению к имуществу своих жертв.
     Всего этого богу, по-видимому, показалось недостаточно; он осудил людей
терпеть  вплоть до  "страшного суда" бесчисленные болезни, эпидемии, потопы,
землетрясения,  холод и  голод,  войны;  бог  приговорил  людей рождаться  в
нестерпимых  муках,  добывать  себе  хлеб насущный  в  поте  лица  своего  и
испытывать животный страх перед смертью. Даже земная  жизнь праведника полна
всевозможных мытарств, терзаний и испытаний.
     Но  если так жестоко поступил  бог с прародителями рода человеческого и
праведниками, утверждали  средневековые апологеты инквизиции, то его гнев по
отношению  к  непокорным и строптивым потомкам  Адама и  Евы  вообще не знал
предела. Разве не  уничтожил он посредством потопа все человечество, пощадив
только  Ноя  и его семью; разве  не  сжег он живьем  все  население Содома и
Гоморры, пролив на них "дождем  серу и  огонь" (Быт. 19:24) (сбросив атомную
бомбу, по мнению некоторых сверхсовременных толкователей  Библии);  разве не
истребил  он  14700  человек, осмелившихся роптать  против Моисея  во  время
странствований иудеев в  пустыне;  разве не послал он ядовитых змеев на тех,
кто "малодушествовал" в пути (Чис. 21:4,6); разве не  убил он 50 070 жителей
г. Вефсамиса только за то, что они "заглядывали в ковчег господа"?
     По  сравнению  с  этими  массовыми  побоищами библейского бога  - а  мы
перечислили только  их незначительную толику - преступления Торквемады могут
показаться чуть ли не детскими забавами.
     Библейский  бог был  не  только  непреклонно  беспощадным и  сверх меры
жестоким к  тем,  кто  отходил от его заповедей  или  ошибочно толковал  его
таинственные  "неисповедимые пути",  он  требовал  от  своих  последователей
такого же подхода, такой же жестокости и беспощадности ко всем  отступникам,
в особенности  в  тех случаях, когда  они пытались "совратить"  правоверных.
"Если,- поучал бог  своих последователей в Ветхом завете,- будет уговаривать
тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, говоря:
"пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои".., то не
соглашайся с ним  и не слушай его; и да не  пощадит его  глаз твой, не жалей
его и не  прикрывай его, но убей его;  твоя рука  прежде всех должна быть на
нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа" (Втор. 13:8-9).
     Иисус Христос, согласно Парамо, был "первым инквизитором Нового завета.
Он  приступил  к  обязанностям  инквизитора  на  третий  день  после  своего
рождения, когда сообщил через  трех королей-волхвов,  что явился  на свет, и
потом, когда  умертвил  Ирода,  заставив червей  съесть его...  После Иисуса
Христа  св.   Петр,  св.  Павел   и  другие   апостолы   занимали  должность
инквизиторов, которую они передали последующим папам и епископам".
     Итак, не без удовлетворения отмечал Парамо,- "древо инквизиции зеленело
и цвело, и расходились  его  корни и  ветви по  всему миру, и  приносило оно
сладчайшие плоды".
     Естественно, что подобного рода ссылки на Библию позволяли церковникам,
с   одной  стороны,   доказать   "законное",  "божественное"   происхождение
"священного" трибунала, а с другой стороны - его якобы "извечный" характер.
     Точка  зрения  Парамо на инквизицию на протяжении столетий перепевалась
на разные лады  церковными авторами. Ее  повторяет, например, Марино Марини,
один  из  ближайших сотрудников  папы Пия  IX  в своем трактате, посвященном
инквизиционному процессу над  Галилеем.  Марини  утверждал:  "Инквизиционный
трибунал  столь  древний,  что  следует  считать  самого Иисуса  Христа  его
основателем и законодателем".
     Современные апологеты церкви также признают, что она на протяжении всей
своей  истории преследовала ереси  и  еретиков. Уже цитированный  нами У. Т.
Уолш пишет, что  церковь "в течение двух тысяч лет проявляла нетерпимость ко
всякого  рода ошибкам,  где  бы  они  ни проявились,  в особенности к таким,
которые оскорбляли величие бога... Таким  образом,  нетерпимость не является
ее  наиболее  типичной  особенностью,  это  просто   оборонительное  оружие,
доверенное ей всевышним вместе с ее божественной миссией". Е. Вакандар стоит
на таких же позициях. Первый период истории инквизиции он относит  к IV-V в.
новой эры, когда епископы, следуя примеру мифических Петра и Павла, отлучали
от церкви  и предавали  анафеме христиан,  отклонившихся, по их  мнению,  от
официальных доктрин.
     Разумеется, в  более  ранний  период  церковь  была лишена  возможности
физически расправляться с теми, кого она считала вероотступниками. Только  в
IV в., когда господствующей религией в  Римской  империи стало христианство,
церковь переходит от "слов" (отлучений) к "делу" (насилию).
 


247241 "Инквизиция перед судом Истории" 2002-07-14 02:43:38
[212.192.35.193] Этнограф.Посвящается стирательному еноту.
-
     Наконец, следует  упомянуть еще  об  одной школе  буржуазных  историков
инквизиции, считающих, что ее деятельность была направлена в основном против
иудеев. Но такой взгляд на инквизицию  не соответствует исторической правде.
Действительно,  в Испании и  ее  заморских владениях, а также в Португалии в
отдельные периоды деятельности инквизиции иудеи подвергались преследованиям,
но в других католических странах этого не наблюдалось. Более того, в папских
областях инквизиция вовсе  не  преследовала иудейское население, а иудейские
банкиры ссужали римских  пап деньгами даже  в периоды жесточайших гонений на
их  иберийских единоверцев. Зато  инквизиция всегда  преследовала и осуждала
плебейских  еретиков, свободомыслящих, поборников социальной справедливости,
противников  колониального  гнета,  ученых, опровергавших  своими открытиями
религиозные догматы, борцов  за общественный прогресс - от великих провидцев
средневековья до коммунистов нашего времени.
     Итак,  вопрос  о  месте  инквизиции  в  истории,  ее  целях  и  методах
деятельности продолжает волновать исследователей различных направлений.
     Инквизиция,  таким  образом, еще далеко не закрытая  страница  истории.
Спор о ней продолжается...
 


247240 "" 2002-07-14 01:45:00
[24.156.204.198] Линда
- Извините!Сергей Сергеевич,это я вам пожелала приятного отдыха!


247239 "" 2002-07-14 01:43:07
[24.156.204.198] Линда
- Приятного отдыха!


247238 "" 2002-07-14 01:35:56
[212.192.35.193]
-


247237 "" 2002-07-14 00:34:39
[unknown] Дедушка Кот www.prigodich.8m.com
- Мои дорогие высокие сетевые друзья! Скоро час ночи, а у дедушки Кота с цыпочкой его несравненной еще все сборы впереди (увозим, в частности, два мешка книг). Покидаю преславный Дискуссионный клуб. Прошу простить, если кого-либо обидел. Порфирий Иванович, простите, что Вам не ответил в подобающей Вашей высокой личности манере. До встречи в сети.


247236 "Наталья Данилова - Национальное чувство и достойная жизнь источники национального достоинства" 2002-07-13 23:40:15
[81.5.11.60] Станислав
- Спасибо Вам большое. Для меня лично Ваша статья была как глоток свежего воздуха. Настоящая пища для души. Извините за простоту. Еще раз Огромное Вам спасибо. С этой статьи должны каждое утро начинаться все радио и телепередачи.


247235 "" 2002-07-13 22:14:19
[212.186.150.131] Yuli
- Torque, с Вами никто и не спорит. Не надо так волноваться.


247234 "" 2002-07-13 21:17:10
[209.249.147.215] Torquemada
- Я действительно не знаю, что такое Томас Манн - не читал ни строчки. Зато как-то попробовал отхлебнуть из Стефана Цвейга. После чего дал зарок: к авторам с односложными ядовитыми фамилиями - Цвейг, Манн, Пруст, Джойс - не притрагиваться ни под какими предлогами


247233 "" 2002-07-13 20:55:39
[209.249.147.215] Торквемада
- Да я точно выразился. Ведь вы, г-н Yuli, не пеняли, и пинали Бродского.
Которого вы и заусенца не стоите - в придачу с вашими
золочёными прописями.


247232 "" 2002-07-13 20:29:38
[212.186.150.131] Yuli
- И правильно, Torque.


247231 "" 2002-07-13 20:22:55
[209.249.147.215] Torque Dixi
- Я не знаю что такое Ipse Dixit и Томас Манн. И не спешу узнать. Зато я твердо знаю, что смешивать zoo- и homo- есть величайшее преступление. И вы за это ответите перед Судом Истории.


247230 "" 2002-07-13 20:18:57
[212.186.150.131] Кот Вася
- Поражаешься иногда прозорливости некоторых великих людей, например, Торквемады. Жил он давно, и не мог знать ни Пиню Гофмана, ни Влоцека Набрыдлого, но откуда он взял глагол "пинять"? Очевидно, глагол этот из жаргона музыкантов тридцатых годов прошлого столетия, произошел он от имени пресловутого Пини. Некоторые путают его с глаголом "пенять", но это неправомерно.


247229 "" 2002-07-13 19:58:56
[212.186.150.131] Кот Вася
- Чиновник Диксикратов, низшего разряда, по-видимому, не знает того, что высокое начальство приказы не пишет, а подписывает, большей частью, не глядя.
Что до господина Сорокина, то сажать в тюрьму писателей за их прегрешения против общественной морали не следует, так как не будь писателей, не было бы и морали. Это не значит, однако, что можно позволять кому бы то ни было, в том числе писателю, грязные разговоры. За это можно было бы высечь, но уложение о наказаниях все еще несовершенно.
Латынь пристало употреблять в кругу некоторых аптекарей, филологов и выпускников западных университетов, кои эту премудрость изучали и не сразу забыли. Диксикратову следует представить себе, что было бы, заговори я с ним на языке своих саблезубых предков, которого он не знает. Ему пришлось бы лазать по словарям и чихать от пыли.


247228 "" 2002-07-13 19:41:09
[212.186.150.131] Yuli
- Вопросы без ответов раздражают людей. История с опусом 111 Бетховена (возможно, и вымышленная) описана Томасом Манном в "Д-ре Ф"., так что от ее изложения я воздержусь.
Упоминал я недавно унивесальный растворитель. По-видимому, этой истории не одна сотня лет, алхимики называли такой растворитель "алкогестом". Что касается тары для него, то это тот же растворитель, только замороженный.


247227 "" 2002-07-13 19:35:56
[80.68.2.141] Порфирий Иванович Диксикратов
- Достопочтеннейшему Василию Васильевичу Пригодичу.
Любезнейший государь мой Василий Васильевич!
Нижайше прошу прощения за задержку с ответом.
Будучи уверенным в отъезде Вашем, позволил себе не заглядывать в клобный журнал, в коем досточтимые члены клоба оставляют житейские наблюдения, экспромты и прочие экзерсисы.
Искренне рад, что высокий штиль вновь вернулся в переписку нашу, ибо сказано было изрядным драматургом г-ном Буало, своими трудами La Belle France прославившим: "Le style c`est l`homme".
Нижайше прошу Вас, государь мой, на правах друга семейства, наставительно втолковать "коту Васе", принадлежащему, как Вы изволили мне любезно сообщить, досточтимому Yuli, что негоже фальшивые приказы марать, не озаботившись знанием непреложных правил, по коим испокон веков сии документы составляются, рано как и не зная языка сих документов, именуемого в просторечии "канцеляритом".
Даже распоследней "фитюльке - елистратишке", как Вы изволили с присущей Вам остротою ума заметить, очевидно, что "Приказ" сей за нумером 26869═выдает автора его как персону в начальственных чинах никогда не состоявшую, службы канцелярской не знающую и никогда доселе приказов не писавшую.
Заодно окажите любезность смысл высказывания премудрейшего Плиния "NE SUTOR SUPRA CREPIDAM JUDICET" сему "коту Васе" изъяснить.
Впрочем, что с твари божьей, но неразумной, требовать?
Меж тем, Департамент Благих Намерений, в коем служить честь имею, в большой ажитации пребывает. Причиной тому - писания господина Сорокина, за кои привлекается оный Сорокин к ответственности пред судом и мнением общественным. Не соизволите ли суждение свое, высокопросвещенное, по сему поводу высказать?
А уж услышать суждение высокочтимомого Yuli о сем предмете и мечтать не смею!


Остаюсь покорнейшим слугою Вашим и почитателем Ваших литературных талантов, питающим скромную надежду на продолжение столь лестного для меня высокого общения с Вами
- коллежский секретарь Порфирий Иванович Диксикратов.



Господину Торквемаде.
Известен ли Вам, сударь, смысл латинского изречения " Ipse Dixit"?
По поводу зоофилов и протчих господ того же разбору извольте суждения высокочтимомого Yuli в его "Золотых россыпях" прочитать.


247226 "" 2002-07-13 19:31:14
[212.186.150.131] Yuli
- Да, с идеей "примерки", уважаемый О'Санчес, спорить трудно, но, увы, необходимо. Трудно согласиться с тем, что судьбы наши определяются на небесах, а мы только кувшины бессловесные, жизнь которых - до первого щелчка фортуны.
Литература, слава Богу, не жизнь, но она может удаляться от оной не далее, чем на расстояние, равное нашему воображению.
Человек, между тем, часто бывает добр, если обстоятельства тому сопутствуют, и ему хочется верить, что все "плохие" люди есть жертвы обстоятельств и самой судьбы. Поэтому, будь у Вашего читателя счастье и довольство, книга Ваша давно бы стала знаменитой. Читатель, однако, в большинстве своем насчастен и нищ. Он не может прочитать Вашу книгу так, как Вы это задумали, примерка не получается, ему все время жмет и тянет. Он и понимает, быть может, Кромешника, и даже сочувствует ему порой, но мешает ему то, что вчера его жену обидели и обобрали подонки, вот как все просто.
Именно это простую правду я и имел в виду, когда говорил, что хороших бандитов не бывает. В жизни, естественно. В литературе - сколько угодно. И, так как расстояние, по определению, невелико здесь есть загадка. Возможно, именно существование этой загадки и делает Вашу книгу высокой литературой. Должен признаться, в заключение, что понял я это не сразу.


247225 "" 2002-07-13 18:11:36
[209.249.147.215] ...
- пенять


247224 "" 2002-07-13 17:51:23
[209.249.147.215] Торквемада
- Ничего не скажешь, умён 26952, рассудителен. И высоко морален. Раскрыл, наконец, нам глаза на истинную суть инквизиции. И дал верное направление общественности: кто настораживает. Вот бы нам такого в Председатели Домового Комитета. Тогда бы, может, у нас некоторые несознательные господа перестали гадить в песочницу.

Демонстрация высочайшего уровня лучшего сетевого портала на конкретных примерах.
Псевдоинтеллектуал Paul Korry пользуется словом садист подобно тому, как бабка кричит фашисты! пацанам, обчистившем её огород.
Мнимый интеллектуал Yuli только что прочитал в интернете обстоятельства написания Бетховеном одного из его многочисленных опусов. И посему считает себя вправе пинять Иосифу Бродскому незнанием оных.
Православный интеллектуал Дворцов перепутал трижды лауреата Брежневской премии Евстигнеева с русским профессором Преображенским.
Некий хрен его знает какой интеллектуал (DIXI что ли?) объявил несостоятельными доводы оппонента на том основании, что тот подписался зоофилом.


247223 "" 2002-07-13 17:46:45
[217.195.92.231] О`Санчес
- Кромешник - не такой уж и Робин Гуд, уважаемый Yuli. И как возможно оправдать неоправдываемое? Можно с сочувствием и участием относиться к судьбам главных героев, кем бы они ни были. Но риторический вопрос читателю, и он же граница, межа, которая все разводит по своим местам: а вы готовы примерить эту судьбу, в реальности, не в грезах? Нет? Стало быть и автор не так уж виноват в апологетизации... инквизиторства, политического сыска, освоения чужих земель, с последующей утилизацией аборигенов и т.п. Исай Калашников написал отличный роман о Чингис-хане, но я сочувствовал и сопереживал, понимая при этом, что интересы славянских племен остались мне ближе и через восемьсот прошедших лет.

Все нормально, если разум не спит, когда чувства резвятся.


247222 "" 2002-07-13 16:46:12
[unknown] Дедушка Кот www.prigodich.8m.com
- Дорогой Юлий Борисович! Хорошо пописывать изволите (о Томасе Манне, в частности).


247221 "" 2002-07-13 12:33:45
[212.186.150.131] Yuli
- Сенсационность находок, еще раз доказывающих, что человек, если называть вещи своими именами, имел предков, кажется мне несколько преувеличенной. Число людей, все еще оспаривающих этот факт, весьма незначительно. Что касается деталей происхождения человека, это вопрос сугубо научный и связан с рутинным процессом исследования, где сенсации вряд ли возможны.


247220 "" 2002-07-13 12:24:37
[212.186.150.131] Yuli
- Инквизиция была преступлением, а инквизиторы - преступниками. Человечество вынуждено отстаивать максиму о том, что преступление против добра и морали не может быть оправдано ничем. Этим сказано все и полемика здесь нелепа. Другое дело, что во все века находились и находятся люди, пытающиеся изобразить бандитов благородными разбойниками. Споры вокруг инквизиции имеют смысл только в этом аспекте. Действительно, что заставляет людей оправдывать бандитов? Что стоит за множеством изображений "добродетельных" разбойников, начиная от Робина Гуда и кончая Кромешником из талнтливого романа О'Санчеса?
Когда оправдания обусловлены общими "цеховыми" интересами, все еще можно понять, но когда это делается с независимых позиций, то настораживает.

Назад Далее
+ 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  20  30  40  50  60  70  80  90  100  200  300  400  500  600 
- 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  20  30  40  50  60  70  80  90  100  200  300  400  500  600  700  800  900  1000 
Модератору...

Rambler's Top100