Русский переплет

ОБРАЗОВАНИЕ

Наталья Беляева

 

 

Уроки постижения лирики

 

... Но я люблю стихи - и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.

И. Ф. Анненский.

 

Введение.

 

Часть первая.

Часть вторая.

Уроки-концерты

Уроки обучения выразительному чтению

Уроки "стилистического эксперимента"

Уроки-практикумы

Уроки комбинированного типа

Особенности организации уроков по изучению лирики в 9 - 11 классах

Уроки анализа лирики с составлением культурологических комментариев

Уроки-практикумы

Уроки-лекции

В10 - 11 классах для обучения анализу лирических текстов можно организовать уроки-лекции, в которых будут сочетаться разные подходы к анализу лирических текстов. На этих уроках возможен показ образцов анализа текстов и обучение интерпретации отдельных стихотворений в контексте всего творчества поэтов

В качестве примеров, демонстрирующих пути развития читательского восприятия и понимания лирики старшеклассниками на уроках-лекциях, приведем варианты изучения тем "Н. Гумилев" и "Н. Заболоцкий" в 11 классе.

Уроки по творчеству Н. С. Гумилева можно озаглавить строчкой из стихотворения В. Брюсова "Поэту": "Все в жизни лишь средство // Для ярко-певучих стихов ... ". Само название урока содержит проблему восприятия: все ли в жизни способно рождать ярко-певучие стихи? Прав ли Брюсов в этом? В ходе урока учащиеся попытаются приблизиться к решению этой проблемы. Эпиграфом к уроку станут поэтические строки из стихотворения А. Ахматовой:

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И стертые карты Америки ...

Эта характеристика, данная Н. Гумилеву А. Ахматовой, как бы будет проверяться всей логикой урока. Действительно ли характерные черты Николая Гумилева-поэта - это любовь к возвышенному ("за вечерней пение"), экзотическому ("белых павлинов"), страсть к путешествиям, озаренная Музой Дальних Странствий ("стертые карты Америки")? А что еще? Эпиграф сразу настраивает учащихся на восприятие гумилевской лирики, усиливает первоначальное восприятие и "погружение" в любимые учителем стихи Гумилева, с которых можно начать урок. Это может быть стихотворение "Жираф" или отрывки из лирического цикла "Капитаны". Кроме того, на доске можно записать названия десяти поэтических сборников Н. Гумилева:

"Путь конквистадоров" (1905)

"Романтические цветы" (1908)

"Жемчуга" (1910)

"Чужое небо" (1912)

"Колчан" (1916)

"Костер" (1918)

"Фарфоровый павильон" (1918)

"Огненный столп" (1921)

"Шатер" (1921)

"Стихотворения. Посмертный сборник" (1922) -

и обратить внимание на особенности этих названий, их романтико-экзотический характер.

Основные вехи жизни Н. Гумилева можно оформить в виде хронологической таблицы.

3(15) апреля 1886 г

День рождения Н. Гумилева

8 сентября 1902 г.

Появление в печати первого стихотворения Н. Гумилева "Я в лес бежал из городов"

1903- 1906 гг.

Обучение в царскосельской гимназии и Морском корпусе

1907- 1908 гг.

Учеба в Сорбонне. Первое путешествие в Африку. Поступление в Петербургский университет

1909- 1910 гг.

Второе путешествие в Африку. Женитьба на А. Горенко (Ахматовой)

1911- 1912 гг.

Создание "Цеха поэтов". Приезды в Слепнево

1 октября 1912 г

Рождение сына Льва

1913 г.

Третье путешествие в Африку

1914 г.

Уход добровольцем на фронт Первой мировой войны

1916- 1918 гг.

Северное путешествие Гумилева. Поездка в Париж. Возвращение в Петроград. Развод с Ахматовой

1918- 1921 гг.

Работа в издательстве "Всемирная литература". Поэтическая деятельность. Женитьба на А. Н. Энгельгардт

1921 г.

Работа председателем Петроградского отдела Всероссийского союза поэтов

21 августа 1921 г.

Трагическая гибель Н. Гумилева

Выразительное чтение стихов способно усилить читательское восприятие учащихся. Если тексты прочитаны профессионально, то характер чтения, поэтические интонации способны настроить читателей на определенную волну восприятия, способствовать интенсификации понимания. Знакомясь с яркими, полными экзотики, романтических грез стихами Н. Гумилева, учащиеся узнают о наиболее интересных фактах биографии поэта, которая неотделима от его творчества.

Усиливают поэтическое восприятие фрагменты музыки Клода Дебюсси "Море. Три симфонических эскиза". Если учащиеся способны восхититься этой музыкой, насладиться ее неповторимой прелестью, увидеть в музыкальных образах картины, созвучные лирике Н. Гумилева, то это говорит об их высоком художественном восприятии.

Показателем литературного развития может стать и историко-культурный комментарий, который учащиеся составляют в ходе выполнения домашней работы. К сожалению, не каждый старшеклассник способен безошибочно прокомментировать фрагменты из "Капитанов" или объяснить мифологические и античные образы, встречающиеся в стихотворении "Современность": Илиада, Одиссей, Агамемнон, Дафнис и Хлоя, - а восприятие текста вне культурно-исторического контекста затрудняет понимание.

Одна из интереснейших страниц юности Н. Гумилева - его учеба в царскосельской гимназии, директором которой был И. Ф. Анненский, "последний из царскосельских лебедей". Mожно прочитать стихотворение "Памяти Анненского", обратив внимание учащихся на облик любимого учителя Гумилева.

После гимназии был морской корпус, затем учеба в Сорбонне, откуда Гумилев самовольно уезжает в свое первое путешествие в Африку, а потом поступление в Петербургский университет. В 1910 году он женится на Анне Горенко (Ахматовой), чувство к которой зародилось еще в Царском Селе. Он посвящает А. Ахматовой стихотворение "Она".

Текст стихов Н. Гумилева учитель может включить в свою лекцию в исполнении заранее подготовленных учащихся. В этом случае само чтение станет показателем их читательского восприятия, понимания и литературного развития.

Поэзия "серебряного века" немыслима без Николая Гумилева. Он, мастер поэтического слова, высокохудожественной поэтической формы, умеет заворожить магией слова, придавая ему особое звучание и значение. Гумилев известен в истории литературы и как теоретик искусства. В 1911 году он становится одним из организаторов нового поэтического союза "Цех поэтов", куда кроме него вошли А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий и др. Они провозгласили себя основателями нового литературного направления, носившего звучное название - акмеизм, который пришел на смену символизму. Одной из деклараций акмеизма стала статья Н. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм", появившаяся в журнале "Аполлон" в 1913 году. В позднем творчестве Гумилев остается только автором акмеистской теории, преодолевая в своем творчестве его узкие рамки.

1911- 1912 годы ознаменованы частыми приездами в имение Слепнево Тверской губернии. По воспоминаниям Ахматовой, Гумилев Слепнева не любил, "скучал, зевал, уезжал в невыясненном направлении" (5, 276). В эти годы он автор четырех поэтических сборников, теоретических статей, литературного исследования "Письма о русской поэзии". В поэтическом сборнике "Чужое небо" впервые начинают звучать социальные мотивы, хотя и окрашенные африканским колоритом и экзотикой. Гумилев много работает и вместе с Н. Сверчковым (сын Александры Степановны Гумилевой-Сверчковой, дочери отца поэта от первого брака) совершает третье путешествие в Африку. В Африке он записывает эфиопские и сомалийские песни, собирает и дарит друзьям картины африканских мастеров. Впоследствии Гумилев вспоминал, что раздарил все собранное в Африке, а себе "оставил только тропическую лихорадку". Лучшим документом, повествующим об этих событиях, стал африканский дневник Н. Гумилева "В огненном столпе", который долгое время считался утерянным, а теперь найден и опубликован.

В первые дни Первой мировой войны Николай Гумилев уходит добровольцем на фронт. За отвагу, храбрость и солдатскую доблесть он был дважды награжден Георгиевским крестом. Исследователи не раз обвиняли поэта в воспевании войны. Но это кажется только на первый взгляд. Он видел в войне способ самоутвердиться, преодолеть внутреннюю слабость, победить самого себя. Поэтому его военный герой романтичен. Вместе с тем, живя рядом со смертью, Гумилев невольно начинает думать и о собственном конце. Его романтическое восприятие смерти постепенно окрашивается во вполне реальные тона. Но если в стихотворении "Я и Вы" герой жаждет романтической смерти:

И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще, -

то в стихотворении "Рабочий" предчувствие скорой гибели до того ощутимо и приземленно, что лирическому герою даже видится реальный рабочий, который изготовит пулю, способную разлучить поэта с жизнью:

Пуля, им отлитая, просвищет
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной.

В октябрьские дни 1917 года Гумилева в России не было. Лишь в апреле 1918 года он через Скандинавию и Архангельск возвращается в Петроград. В этом же году состоялся его мучительный развод с А. Ахматовой. В 1918 - 1921 г.г. Гумилев по приглашению М. Горького

работает в издательстве "Всемирная литература". Он далек от политики и считает, что и при советской власти каждый должен заниматься своим делом, причем профессионально. А своим делом он считал литературу, поэтическую деятельность, будучи непревзойденным мастером поэтического слова. Слова - Бога, Слова, которое может все. Слова, которое всеобъемлюще, которое шире и глубже самой жизни. Слово, которым можно жить и наслаждаться. Таков поэтический смысл стихотворения "Слово". Его, как и другие стихи, можно поручить прочитать заранее подготовленным учащимся или самому учителю.

Передать в выразительном чтении уровень понимания текста, верно воспроизвести поэтические интонации - дело непростое, но оно необходимо, так как высокое качество чтения обеспечивается только глубоким восприятием и вдумчивым чтением, а они рождаются как результат литературного развития старшеклассников. Это стихотворение может проанализировать сам учитель, показывая образец устного ответа по анализу текста на экзамене. Для более глубокого восприятия учитель может предложить систему вопросов и заданий для анализа текста, которые могут стать "канвой" будущего ответа на экзамене.

  1. О чем это стихотворение? Какое настроение оно вызывает?
  2. Каковы ключевые образы стихотворения? Дайте им оценку.
  3. Составьте историко-культурный комментарий к тексту. Прокомментируйте свои ассоциации. Какие библейские образы помогают понять смысл текста?
  4. Почему поэт считает Слово высшей культурной ценностью? В чем, по Гумилеву, сила Слова?
  5. Какие два мира противопоставлены в стихотворении. Почему? Перечислите характерные черты каждого из миров.
  6. Какой символический смысл приобретают в стихотворении понятия слово и число ?
  7. Найдите в стихотворении звукописные образы и попытайтесь их прокомментировать.
  8. Какой символический смысл приобретают в стихотворении цветовые картины?
  9. Какой смысл приобретает в стихотворении образ времени?
  10. Каково поэтическое пространство текста? Какой смысл приобретают здесь понятия "верх", "низ"? Почему Слову тесно в "скудных пределах естества"?
  11. Как проведенный вами анализ помогает понять философский смысл стихотворения?

В финале лекции учитель может сообщить, что 21 августа 1921 года Гумилев был расстрелян, обвиненный в участии в Таганцевском заговоре.

Как позднее было доказано, он был "виноват" лишь в том, что не оправдывался, чтобы сохранить себе жизнь, в том, что не донес на человека, бывшего ранее его фронтовым товарищем. Поэтическим завещанием стало стихотворение "Мои читатели".

Лекция учителя, рассчитанная на погружение читателя в атмосферу лирики Гумилева и на ассоциативные музыкальные образы, должна содержать такие факты биографии и творчества поэта, которые способны удивить читателей-старшеклассников, показать своеобразие богатой приключениями жизни поэта и его поэтической манеры.

Подводя итог урока, учащиеся выясняют, в чем же особенности поэтического творчества Н. Гумилева.

Во-первых, учащиеся называют романтический дух большинства произведений поэта, обусловивший выбор определенной системы художественных средств: образной структуры, композиции, сюжета, поэтической речи. Для его стихов характерно презрение к миру денег, мещанскому благополучию, отрицание духовной пустоты; герои созданы по контрасту с современниками, они одухотворены идеями дерзкими, рискованными, они идут к победе над внешним миром, даже если победа достигается ценой их жизни.

Во-вторых, в творчестве поэта видно пристрастие к экзотике, африканской мифологии и фольклору, яркой и буйной растительности экваториального леса, необычным животным.

В-третьих, стихам Гумилева присуща отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации.

Отвечая на итоговый вопрос, как особенности поэтического творчества Н. Гумилева перекликаются с той характеристикой, которую дает поэту А. Ахматова в строках, взятых эпиграфом к нашему уроку, - учащиеся утверждают, что все творчество Н. Гумилева созвучно той характеристике, которую дает ему Ахматова.

В финале урока, на фоне музыкального фрагмента из симфонической пьесы К. Дебюсси "Море. Три симфонических эскиза" (финал I части) звучит стихотворение Н. Гумилева "Память".

В строках этого стихотворения итог жизненного и творческого пути поэта, чувство близкого конца жизни, в нем в поэтической форме воплотились многие страницы биографии поэта и истории нашей страны, и читатели с развитым поэтическим восприятием это отчетливо замечают. В финале стихотворения лирическому герою и читателю является неведомый путник. Кто он? "Ахматова отвечала однозначно: "Смерть". Современный комментатор так же однозначен: Христос. А можно найти и еще одну параллель - Заратустра. Можно добавить и то, что, согласно магическим концепциям, лев и орел в животном мире соответствовали Солнцу в мире природном ... Гумилев намеренно неоднозначен, намеренно уходит от простой расшифровки. "Путник" - и то, и другое, и третье, и еще нечто, и еще, и еще. Ряд принципиально нескончаем, его можно длить и длить" (19, 20).

Беседуя с учащимися о специфике их индивидуального восприятия стихов Гумилева, необходимо привести их с мысли, что настоящая поэзия неоднозначна, неисчерпаема, непознаваема до конца, это дает возможность для рождения в определенных условиях все новых и новых смыслов и интерпретаций.

При таком построении урок приобретает законченность, подчеркнутую кольцевой композицией. Для полноценного читательского восприятия на уроке звучали стихи и музыка как своеобразный лирический фон к рассказу учителя. В лекцию был включен и образец структурно-семантического и культурологического анализа одного из стихотворений, произведенный учителем.

В качестве домашней работы учащимся можно предложить не только подготовить рассказ о жизни и творчестве Гумилева и его конкретных стихах, не только выучить наизусть понравившиеся стихи, но и выполнить ряд индивидуальных заданий.

Первое задание ориентирует учащихся на сопоставительный анализ стихов Н. Гумилева и полотен Поля Гогена, которые поэт очень любил и неоднократно видел во время учебы в Сорбонне. Интересны и переклички полотен художника и стихов поэта с очерком К. Паустовского "Гоген", фрагменты которого предлагаются учащимся для чтения, например:

  • Рассмотрите картины Поля Гогена "Пейзаж с павлинами", "Таитянские пасторали", "Таитяне в комнате", "Материнство" ("Женщины на берегу моря"). За что, по-вашему, так любил Н. Гумилев полотна П. Гогена? Для ответа используйте фрагменты очерка К. Паустовского "Гоген".
  • Что в живописи П. Гогена созвучно поэзии Н. Гумилева? Найдите в африканских стихотворениях и абиссинских песнях Н. Гумилева строки, перекликающиеся с полотнами Поля Гогена? Используйте для этого стихотворения Н. Гумилева "Озеро Чад", "Рощи пальм и заросли алоэ", "Девушки", "Сады души моей всегда узорны" и др.

Это задание рассчитано, прежде всего, на учащихся с преобладанием зрительных образов в восприятии. Экзотика полотен Гогена и "экзотическое" сознание Н. Гумилева созвучны. Учащиеся неоднократно указывают, что поэт любил полотна художника за их непохожесть на предыдущую живопись, прежде всего по колориту, затем по композиции, по выбору объекта изображения. То же самое мы можем наблюдать и в стихах Н. Гумилева.

Второе и третье задания могут выполнить и самые слабые учащиеся. В их основе лежит интегрированный подход к лирическому тексту, который рассматривается в определенном культурном контексте. Н. Гумилев обладал не только литературным талантом, но был и отважным путешественником, и этнографом (география), внимательным к повадкам животных наблюдателем (биология) и их умелым художником (изобразительное искусство).

  • Выпишите из поэтических сборников Н. Гумилева названия стихотворений, сообщающие о многочисленных путешествиях поэта. Найдите на географической карте места, где он бывал в поисках сюжетов для своих стихотворений. Выучите наизусть одно из таких стихотворений и попробуйте рассказать о своих мыслях и чувствах, связанных с этим стихотворением.
  • Найдите в поэтических сборниках названия анималистических стихотворений. Подберите в них строки, свидетельствующие о глубоком знании поэтом повадок животных, подтверждающие точность рисунков, напоминающих лучшие работы художников-анималистов. Составьте из этих названий литературный кроссворд или другую литературную игру. Подготовьте выразительное чтение одного из этих стихотворений.

При выполнении второго задания учащиеся обнаруживают, что каждое стихотворение сборника "Шатер" имеет африканское географическое название. Немало их и в других сборниках. При выполнении третьего задания учащихся находят в сборниках стихотворения "Ягуар", "Гиена", "Орел", "Крыса", "Жираф", "Носорог", "Кенгуру", "Гиппопотам", "Леопард", "Слоненок". Во многих из перечисленных стихотворений их внешнее содержание, их лирический сюжет хотя и передают повадки животных, но самые внимательные читатели доказывают, что стихи эти не только о животных, а, несомненно, наполнены аллегорическим смыслом.

 

В урок-лекцию по изучению лирики Н. Заболоцкого можно включить составление опорной схемы, которая поможет учащимся в подготовке ответа на устном экзамене по литературе. При изучении лирики Н. Заболоцкого следует обратить внимание школьников на глубину и сложность внутреннего мира поэта. Он был абсолютно уверен, что человек только тогда станет личностью, когда он будет без устали бороться с самим собой, со своими слабостями и пороками. Эпиграфом к урокам по лирике Н. Заболоцкого могут стать слова из стихотворения "На закате", опубликованного в "Новом мире" (1958, ╧   12) почти сразу же после смерти поэта:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил...

В урок можно включить составление схемы, в основе которой соединились факты творческой биографии поэта и его ценностные ориентации. Схема составляется постепенно в ходе рассказа учителя о творческом пути Заболоцкого. Начать рассуждение можно с проблемных вопросов:

  • Какой же мир творил в своей душе Н.   Заболоцкий?
  • Какой его "образ мирозданья"?

Поэт был убежден, что самая большая ценность для человека в том, что он человек. Это давало ему силы жить. В статье Заболоцкого "Почему я не пессимист" читаем: "То, что ты привык видеть ежедневно, то, по чему ты скользишь равнодушным и привычным взором,  - на самом деле не буднично, но полно неизъяснимой прелести, большого внутреннего содержания, и в этом смысле таинственно. Вот я снимаю пленку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нем и радуйся, что ты  - человек! Вот почему я не пессимист".

(1. Запись на схеме Я - Человек).

Для создания эмоционального настроя урока можно использовать грамзапись песни А. Петрова на стихи Н.   Заболоцкого "Облетают последние маки" (из кинофильма "Служебный роман").

Вопросы для выявления восприятия:

  • О чем эта песня?
  • Почему Заболоцкий считает, что нельзя изменять себе самому? Как вы это понимаете? (Поэт считает, что человек  - это тот, кто постоянно заставляет свою душу трудиться, кто в ладу со своей совестью, кто никогда не изменит себе самому и верен высоким нравственным ценностям).

(2. Запись на схеме Верность себе самому).

Изменил ли Заболоцкий себе? Об этом мы узнаем, познакомившись с его жизнью, с этапами его творческой биографии:

  • Детство поэта прошло в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии, отец мальчика работал там ученым агрономом. Здесь родились первые впечатления от общения с природой.
  • Учеба в уржумской гимназии, в Московском университете (1920 г.) и в Петроградском педагогическом институте им. А. Герцена (1921 г.)
  • Создание литературной группы ОБЕРИУ. (Здесь возможно включить специально подготовленное учеником сообщение о литературном объединении обериутов). Особенности обериутской поэзии: поиски нового поэтического языка, очеловечивание природы, неприятие бездуховного буржуазного мира. Можно прочитать фрагменты из стихотворения "Вечерний бар", в котором выявляются позиции эстетики обериутов  - "поэт голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя". Итог обериутского периода творчества  - сборник "Столбцы" (1929   г.)

Для выявления характерных особенностей обериутской лирики можно проанализировать стихотворение "Движение" (1926 г.):

Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе,
Лежит, монетами звеня.

А бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.

  1. В чем разница в изображении явлений в первой и во второй строфах?
  2. Охарактеризуйте главные образы стихотворения?
  3. Какие предметные реалии подчеркивают, что извозчик неподвижен, статичен?
  4. Какие детали показывают, что конь динамичен, подвижен? В чем аллегорический смысл этого образа ?
  5. Почему в первой строфе есть рифма, а во второй нет? Что это дает для понимания текста?

(3. Запись на схеме Неприятие мещанского мира)

В 30-е годы в лирике Н.   Заболоцкого зарождается его любимая тема, тема природы. Он относится к ней с благоговением, верит в ее великую мощь, убежден, что человек  - часть природы, сын ее, а не хозяин. Поэтому и не должен действовать на нее силой. В его лирике появляются натурфилософские стихи (можно прочитать стихотворение "Метаморфозы" или "Вчера, о смерти размышляя..."), где поэт рассуждает о жизни, о взаимоотношениях человека и природы, о смерти и бессмертии. Он верит, что природа величественна и сильна, но необузданна и порой несправедлива, а человек  - ум и мысль ее. В годы коллективизации Заболоцкий пишет стихи и поэмы, где утверждает, что животные и растения по-своему могут "мыслить" и, как и люди, должны быть освобождены, раскрепощены, и подтверждает свои убеждения цитатой из В.   Хлебникова:

Я вижу конские свободы
И равноправие коров...

За это он подвержен нападкам критиков, которые обвиняли его чуть ли не в подрыве коллективизации. В 1937 году вышел из печати его новый сборник стихов "Вторая книга", где торжествует поэзия мысли.

(4. Запись на схеме Природа. Человек  - ум и мысль ее)

В 1938 году по ложному обвинению Н.   Заболоцкий был репрессирован. Были арестованы и его друзья. В тюрьме его подвергали бесконечным и унизительным допросам и пытались сломать его духовно. Приговор  - 5 лет исправительных работ. С 1938 по 1944 год - лагеря: Дальний Восток, Магадан, Алтай, Казахстан, лесоповал, строительство железных дорог, взрывные работы. Только деятельность в качестве чертежника в конструкторском бюро, куда он чудом попал, спасла ему жизнь. В годы тюрем и ссылки он написал всего 2 стихотворения о природе: "Соловей" и "Лесное озеро". В послевоенное время, когда закончился период лагерей, он как бы заново родился. Появляются стихи, полные восторга и радости жизни, счастья свободного поэтического творчества. Таково стихотворение "Гроза" (1946 г.).

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке,
Эту молнию мысли и медлительное появленье
Первых дальних громов - первых слов на родном языке.

Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
Увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами круга земного,
Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы.
И, играя громами, в белом облаке катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

  • О чем это стихотворение? Какое настроение оно вызывает?
  • Каков аллегорический смысл грозы?
  • Найдите художественные образы, интегрирующие человека и природу? Какова их художественная роль и как вы понимаете эти метафорические выражения?
  • Какова композиция стихотворения? Сколько в нем частей?
  • Сколько глаголов в первой строфе? А во второй? Какой смысл при этом проявляется?
  • Какой мифологический образ появляется во второй части текста? Что он символизирует?
  • Каков цвет первой части? А второй? Что это дает для понимания текста?
  • Выявите пространственные отношения в стихотворении. Определите направление движения в пространстве в первой и во второй части. Каково оно в последнем стихе?
  • Почему в стихотворении такая длинная строка? Что это дает? Почему двенадцатый стих короче всех остальных?
  • Какие еще ритмические, фонологические, лексические, синтаксические особенности текста вы заметили?
  • Что дает подобный анализ для понимания поэтического смысла стихотворения?

(5. Запись на схеме Творчество. Слово  - высшая сила природы.)

Но радость поэта преждевременна. Он бывший "враг народа". Его стихи не печатают. Он живет переводами. Среди его многочисленных переводов "Слово о полку Игореве", "Витязь в тигровой шкуре" Шота Руставели, стихи грузинских, украинских, сербских, венгерских, немецких, итальянских поэтов. Пишет автобиографическую прозу "Ранние годы". В альманахе "День поэзии" за 1956 год было напечатано всего одно стихотворение Н.   Заболоцкого "Прощание с друзьями":

  • Какое настроение вызывает это стихотворение?
  • К какому жанру его можно отнести ?
  • Какова композиция стихотворения? Сколько в нем частей? Какой поэтический смысл приобретает его кольцевая композиция?
  • Каким изображается загробный мир? Почему он миниатюрен, раздроблен, разъят? Гармоничен ли он?
  • Каково движение в поэтическом пространстве текста? Что символизируют у Заболоцкого понятия "верх" и "низ"?
  • Какой смысл приобретают в стихотворении его лексические и синтаксические особенности?
  • Почему в загробном мире нужно забыть человеческий язык?
  • Почему лирический герой считает, что "ему еще не место в тех краях"?
  • О чем это стихотворение?

Автор уверен, что хаос небытия преодолевается человеческой памятью. Смерть  - это распад на мельчайшие частицы вещества, на его атомы, когда материя становится элементарной, теряет структуру. А признак живого организма  - это слово, язык. Заболоцкий убежден, что человек не умирает совсем, а распадается на мельчайшие частицы, которые потом могут соединиться в новом организме, и человек в своем новом рождении может стать цветком, деревом, солнечным светом, водой в реке. Можно прочитать и обсудить стихотворение "Завещание" (1948), которое сейчас предлагается для изучения в 9 классе. Оно подтверждает философские убеждения поэта о человеческом бессмертии:

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему...

(6. Запись на схеме Дружба. Хаос небытия преодолевается человеческой памятью.)

Но, несмотря на смерть близких, поэт всегда был предельно внимателен к людям, он любит людей с большими и ясными душами, он ценит их за внутреннюю, душевную красоту. Об этом он рассуждает в стихотворениях "Слепой", "Старая актриса", "Смерть врача", "Некрасивая девочка", "О красоте человеческих лиц".

(7. Запись на схеме Люди. Это те, кто не утерял "души естественной своей").

В последние годы жизни Заболоцкий много болел, подолгу жил в Тарусе на Оке. В 1957 году он пишет стихотворение "Гроза идет", где в аллегорической форме итожит прожитую жизнь. В стихах этих лет с особой пронзительностью зазвучала тема последней любви. Вершиной лирического цикла "Последняя любовь" стало стихотворение "Можжевеловый куст". (Можно предложить учащимся попытаться самим составить вопросы для обсуждения этого стихотворения или предложить задания, составленные учителем:

  • Какое настроение вызывает это стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?
  • Сколько частей в этом стихотворении? Какая из них самая динамичная? Самая неподвижная? Какой смысл при этом выявляется?
  • Какие два мира рисует автор? Как они взаимосвязаны?
  • Какие краски, звуки, запахи вы заметили? Какие образы создаются с их помощью?
  • Проанализируйте глагольную лексику. Какой смысл подчеркивается отсутствием глаголов в третьей строфе?
  • Каково движение в поэтическом пространстве текста? Что это дает для его понимания?

(8. Запись на схеме Любовь. "И любовь, и песни до конца").

Итогом урока могут стать рассуждения о вечных нравственных ценностях человека, об их поэтическом воплощении в творчестве Заболоцкого. Результатом исследовательской работы на уроке может стать домашнее сочинение на одну из предложенных тем:

  • Мое любимое стихотворение Н. А. Заболоцкого: восприятие, истолкование, оценка.
  • Философия природы в лирике Н. А. Заболоцкого.
  • Вечные нравственные ценности в стихах Н. .А. Заболоцкого.
  • "Что есть красота и почему ее обожествляют люди"? (по лирике Н. А. Заболоцкого).
  • "Образ мирозданья" в лирике Н. А. Заболоцкого.

Уроки сопоставительного анализа



<& /include/golosui &>
<& /htdocs/Discussion/gbook_topic_list.msn, subject=>"Наталья Беляева - Уроки постижения лирики", book=>'main', re=>"http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/poezia.html", button=>"Высказаться" &>

Русский переплет

Copyright (c) "Русский переплет"