Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Книжная лавка | Голосование | Топ-лист | Регистрация | Дискуссия Rambler's Top100
Лучшие молодые
ученые России

АФИША
Игры про покемонов на геймбой Игра поиск покемонов Что за новая игра найти покемона Скачать игры про покемонов бесплатно Игра покемоны чимчи Как удалить аккаунт pokemon go Где найти покемон го Покемон го картинки Как использовать камеру в pokemon go Игры для девочек бесплатно покемоны Игра маджонг покемоны играть онлайн бесплатно Покемон игра на компьютер онлайн Скачать логическую игру покемоны на компьютер Игры на подобие покемонов на пк Pokemon go market Покемон го рф Играем игры онлайн покемоны Pokemon go не работает artmoney Игры онлайн бесплатно маджонг покемоны Покемон карточная игра онлайн Pokemon go asus Pokemon go лагает Pokemon go на андроид Скачать игру pokemon go на ios Игра маджонг покемоны на компьютер Игры на двоих покемоны Прохождение игры покемоны лесной квест видео Pokemon go плей маркет Pokemon go форум Покемон иви игра Покемоны игры взлом Гайд по игре покемон го

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

К читателю

Содержание

Публицистика

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

ХРОНОС

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Тип запроса: "И" "Или"

02.06.2001
22:11

6 июня фильм по рисункам Пушкина в музее Цветаевой

30.05.2001
13:03

22 июня Александр -иновьев на вечере "Русского переплета"

26.05.2001
13:55

Вагнер, Брамс и другие

23.05.2001
17:06

31 мая в ЦДРИ выступает профессор риторики В.И.Аннушкин

22.05.2001
11:44

25 мая на Пятничном вечере "Русского переплета" выступает Сергей Казанцев

11.05.2001
13:45

Чакона Витали
Великие имена

    Если ты, читатель, подобно большей части населения планеты, продолжаешь пробавляться попсой и понятия не имеешь об иной музыкальной стихии, то знай: это почти то же самое, что отказать себе в любовных утехах. Ясно, что тогда мои заклинания для тебя, как пустой звук. Потому что уже надежно проверено: случайно залетевший на твой навороченный музыкальный центр звук классической, а как теперь принято говорить - академической, музыки неизменно вызывает в твоем организме тоску и скуку, и рука сама тянется ... повернуть ручку радиоприемника. Поэтому я сходу предлагаю вариант, который гарантированно зацепит и потащит так, что для тебя вдруг откроется слуховое окно в мир Музыки. Если же и это не подействует, значит ты полный мертвяк, и настоящая, классная девушка никогда не поймет тебя.

    Ты, наверное, уже понял, что речь не идет ни о какой культурной программе или арт-учебе. Только одно чистое удовольствие. Ну, конечно, кое-какая работа духа понадобится. А как же ты хотел?

     

    "Уноси мое сердце в звенящую даль" - так поется в одном популярном шлягере. Поется, но настоящей звенящей дали нет, и сердце никуда не уносится.

     

    Я был еще совсем юный тинэйджер, когда мне удалось прихватить по случаю в известном фирменном магазине "Грампластинка" по ул. Профсоюзная импортную глянцевую упаковку, на которой был изображен брызжущий столп пламени, вставленный на манер букета в длинный люминофорный сосуд на тонкой ножке; как впоследствии подтвердилось - фрагмент картины Эль Греко. Это сейчас глянцевые упаковки во множестве валяются вдоль каждой обочины. А в те времена такое было чрезвычайной редкостью. И допускалось только за тем, что внутреннее содержание не предполагало никакой фривольности. Пластинка оказалась чешской. На ней была записана музыка, в точности соответствующая изображенному на обложке. Чакона Витали.

     

    С тех пор прошло много времени, но я никогда больше ничего не слышал этого автора. В Италии почему-то распространено такое явление: автор одного шедевра. Я бы заполнил этот ряд именами Масканьи, Леонковалло, Понкиелли, Джордано ... Все - оперные композиторы. А здесь кусок камерной музыки - скрипка и фортепиано. А по сути - клубок шаровой молнии, ненадолго спустившийся в ваши ладони и, не причинив никакого вреда, улетевший в форточку.

     

    Томмазо Антонио Витали (Болонья 1665-1747, Модена) творил в первой половине 18 века и, следовательно, его музыкальный стиль должен квалифицироваться как барокко. С поправкой на Италию - барочный экпрессионизм. Но эта музыка выламывается из границ такого определения, ибо по своему накалу и вовлеченности превосходит и тартиниевские "Дьявольские трели", и моторные опусы Антонио Вивальди и даже блестящие (но уже не барочные) концерты Николо Паганини. Тем, кому приходилось соприкасаться с музыкой Пуччини (особенно "Плащ"), Джордано и авторов того круга, сразу скажу, что эффект достигается сочетанием экспрессивного барокко с характерными приемами веризма. Как и почему это произошло за 150 лет (правда, в той же стране) до появления этого направления на публике - загадка. Видимо, в тот момент небо разверзлось над головой автора и оттуда прорвался ослепительный сноп света.

     

    Во всех прочих отношениях Чакона Витали принадлежит средневековью. Тому фантастическому средневековью, который был воспет Эрнстом Теодором Гофманом в новеллах о картинах Жака Калло и Сальватора Роза. С одной оговоркой, в ней совершенно отсутствует средневековая схоластика. Та самая схоластика, которая все равно ощущается в самых подвижных творениях Антонио Вивальди. В этой связи следует, пожалуй, упомянуть еще одного автора той поры - Томмазо Альбинони, концерты которого менее всего напоминают музыкальные упражнения. Но здесь иной жанр и эффект достигается за счет наведения некоей дымки. Поразительно, что такая же дымка присутствует и в Чаконе Витали - по стилю весьма далекой от пасторали или элегии, как впрочем и от того, что мы привыкли (у французов) понимать под чаконой. Поэтому, вероятно имя этого (сверхгениального) произведения должно писать в одно слово: ЧАКОНАВИТАЛИ. Подобно тому, как юный Прокофьев заявил своим родственникам, что он желает сочинить рапсодиюлиста.

     

    Поскольку данный текст был задуман как приглашение в мир Музыки, то разумно было бы указать и на сочинения других авторов. Их всего три, точнее 4 - с учетом Чаконы Витали: си-бемоль мажорное трио Франца Шуберта и два симфонические ноктюрна Клода Дебюсси "Облака" и "Празднества". Вот та музыкальная аптечка, те звуковые верительные грамоты, которые следует брать с собой астронавтам, отправляющимся для встречи с представителями внеземных цивилизаций.

     

    Конечно, есть еще много других первоклассных произведений. Но я сознательно ограничил себя рамками популярной классической музыки.



    Музыкальный обозреватель Глюк Ксилофонов

09.05.2001
16:45

25 мая - Мужской фольклорный ансамбль РУСИЧИ

09.05.2001
13:54

11 мая 2001 года В Международном Славянском культурном центре

07.05.2001
20:36

14 мая состоится открытие выставки "Цвета небес"

03.05.2001
19:08

2 июня в рамках Всероссийского Пушкинского праздника

24.04.2001
14:14

25 апреля в Клубе Камерной Музыки ФИАН

18.04.2001
18:57

27 апреля состоится юбилейный Пятничный вечер "Русского переплета"

18.04.2001
18:24

19 апреля в рамках цикла литературных вечеров "-а спиной у Командора"

09.04.2001
19:27

11 апреля: К 140-летию Московского музыкального общества

<< 81|82|83|84|85|86
НАУКА

Новости

Научный форум

Научно-популярный журнал Урания в русском переплете

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые ученые

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Литературные страницы
Современная русская мысль
Навигатор по современной русской литературе "О'ХАЙ!"
Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского
Энциклопедия творчества Андрея Платонова 
Для тех кому за 10: журнал "Электронные пампасы"
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров


Rambler's Top100