Заключение.
Побежденные в холодной войне, вспомним ее начало

Судя по всему, действительно кончилась холодная война, которая продолжалась сорок шесть лет и в которой Советский Союз потерпел поражение. Его территория оккупирована победителем и его жизненно важные структуры заполнены коллаборационистами. Такое случается и с великими нациями. Но сегодня положение, пожалуй, уникально и опасно как никогда. Победитель и его подручные совершенно не понимают той страны, которую они оккупировали, и тех опасностей, которые в ней назревают даже независимо от воли ее жителей.

Евроцентризм - самодовольное и плоское мировоззрение, и преисполненные его политики и их коменданты просто не слышат предупреждений, которые посылают в конце нашего века природа, человек и техника: победа запрещена. Нарушение хрупких pавновесий запускает неведомые процессы. И получается так, что мы, побежденные, должны думать за победителя и бороться с ним - в том числе ради его собственного спасения. И совсем уж абсурдный, но почти очевидный уже вывод: именно коллаборационист готовит гибель своего хозяина.

А заботиться нам надо о Западе хотя бы потому, что мы или выживем вместе - или погибнем вместе.

Чтобы понять, что произошло и к чему идет дело, сегодня как никогда надо знать реальность. И уж если идет речь о поражении в войне, то надо знать, кто, почему и как ее начал. Это знание получить непросто, ибо сегодня ничто так не мистифицируемая, как политика Запада, его интересы и его отношение к России. Разумеется, речь идет не только о России - во всех колонизованных культурах огромные средства тратятся именно на мистификацию представления о Западе. Самиp Амин отмечает:

"Критика евpоцентризма вызывает самое мощное сопротивление - здесь мы вступаем в область табу.
Выступающий с такой критикой хочет заставить людей слушать то, что слушать запрещено. Утверждение о евpоцентризма господствующей идеологии принять даже труднее, чем сомнения в системе экономических отношений. На деле критика евpоцентризма ставит под вопрос положение богатых этого мира" [18, с. 111].

Сегодня сведения о начале холодной войны - войны на уничтожение СССР экономическими и культурными средствами - приходится собирать по крупицам. И не только потому, что историки и философы продажны или запуганы сегодня. Советская пресса и научная печать искажала действительность и тогда, когда разгоралась война. Она приукрашивала реальность и многократно занижала опасность. Почти полностью повторялась история с советско-германскими отношениями перед войной. Руководство СССР все делало, чтобы не допустить войны, теперь холодной, чтобы не "спровоцировать" неприятеля, чтобы не разжечь психоз в стране (у нас, кстати, за все время не нагнеталось такого страха, как на Западе).

Для предотвращения разрыва с Западом Сталин шел на огромные моральные жертвы. Так, в октябре 1944 г. Черчилль выговорил для Великобритании 90% влияния в Греции (а СССР - в Румынии и Болгарии). А в ноябре английские войска атаковали греческих партизан-коммунистов, которые контролировали 3/4 сил антифашистского Сопротивления, и поддержали профашистских монархистов. Англичане проявили тогда удивившую обозревателей жестокость, но, как вспоминает Черчилль, Сталин "скрупулезно выполнил наш октябрьский договор и в продолжение тех недель, которые длились бои с коммунистами на улицах Афин, ни "Правда", ни "Известия" не высказали ни слова упрека" [30, с. 320]. То же, кстати, проделали англичане и во Вьетнаме, где вернули оружие японцам и направили их против партизан, а потом снарядили находившийся в японских лагерях французский иностранный легион и подвергли бомбардировке Хайфон с гибелью тысяч вьетнамцев - так началась война, которая длилась 30 лет.

Огромный интерес представляют для нас сегодня опубликованные в последнее время материалы о политической подоплеке всего проекта по созданию атомной бомбы в США и бомбардировки Японии - именно как средства шантажа России. Той России ("нации инвалидов войны"), которая была в буквальном смысле слова разрушена войной и не представляла для Запада никакой опасности. 6 марта 1946 г. в Фултоне Черчилль в присутствии Трушена объявил холодную войну СССР (Ельцин назвал эту речь самой глубокой и умной). И сразу началась серия выступлений, которые и сегодня-то читаешь с содроганием. Вот, на собрании промышленных магнатов формулируется установка: "Россия - азиатская деспотия, примитивная, мерзкая и хищная, воздвигнутая на пирамиде из человеческих костей, умелая лишь в своей наглости, предательстве и терроризме". И вывод: США должны получить неограниченное право для контроля за промышленными предприятиями других стран, способными производить оружие, и разместить свои лучшие атомные бомбы "во всех регионах мира, где есть хоть какие-то основания подозревать уклонение от такого контроля или заговор против этого порядка, а на деле немедленно и без всяких колебаний сбрасывать эти бомбы везде, где это целесообразно" [37].

Итак, фактические власть имущие США, тогда монополиста в обладании атомным оружием, требовали сбрасывать атомные бомбы "без колебания". На это высший военный руководитель, генерал-лейтенант Дулитл в публичной речи ответил, что американцы "должны быть физически, мысленно и морально готовы к тому, чтобы сбросить атомные бомбы на промышленные центры России при первых признаках агрессии. Мы должны заставить Россию понять, что мы это сделаем, и наш народ должен отдавать себе отчет в необходимости ответа такого рода" [37].

Были в США и деятели, которые предвидели, к чему поведет эта политика. Министр торговли в администрации Трушена, Уоллес, направил в сентябре 1946 г. президенту письмо с предложением отказаться от развязывания холодной войны и начавшейся в США гонке вооружений и строительства военных баз. Он писал, в частности:

"Мы должны признать, что наш интерес в делах Восточной Европы столь же ограничен, как и интерес России в Латинской Америке, Западной Европе и Соединенных Штатах... Наши действия наводят на мысль:
1) что мы готовимся к тому, чтобы победить в войне, которая нам кажется неизбежной;
2) или что мы собираемся накопить превосходящие силы, чтобы запугать остальную часть человечества.

Как бы мы чувствовали себя, если бы Россия имела атомную бомбу, а мы - нет, если бы Россия имела 10 тыс. бомбардировщиков и воздушные базы в двух тыс. км от наших берегов, а мы - нет?" [30, с. 325].

Через три дня Уоллес был уволен в отставку. Сомнений уже не оставалось - Запад начал новую фазу войны против России. И дело было вовсе не в коммунизме, и даже не в геополитических интересах, а именно в квазиpелигиозном стремлении ликвидировать "почти европейскую", но не западную цивилизацию. Ведь даже когда ее в трудные моменты принимали в союзники, в уме перебирали способы ее ослабления. Президент США Тpумен, еще будучи сенатором, сказал после начала Второй мировой войны:

"Если мы увидим, что войну выигрывает Германия, мы должны помогать России, а если выигрывает Россия, то должны помогать Германии; в любом случае надо стараться, чтобы они как можно больше убивали друг друга" [59].

Сегодня демократическая пресса убеждает русских, что они должны изжить "синдром осажденной крепости" и что Запад их любит. "Независимая газета" даже публикует плакаты времен Отечественной войны, чтобы показать, как проклятый сталинизм разжигал ненависть к нашим друзьям-немцам. Синдромы изживать, конечно, нужно, но сегодня их просто заменяют другими синдромами.

А вспоминать войну в таком контексте - свинство, другого слова и не подберешь (если, конечно, не считать редакторов "Независимой газеты" сознательными ненавистниками России). От многих немцев (в том числе из "войск противника") я слышал, что их как раз удивляло отсутствие у русских этнической ненависти к немцам. Удивляло, насколько быстро они отходили после боя и начинали ободрять пленных и угощать их сигаретами.

Да вот маленький эпизод: рассказ Конpада Лоpенца, в изложении его биографа, о том, как он попал в плен под Витебском в июне 1944 года. Он брел ночью, стараясь выйти из окружения и ориентируясь по направлению огня советских войск. После того, что он видел в оккупированных областях Белоруссии, попадать в плен к русским ему не хотелось. Наконец впереди показалась траншея, откуда стреляли по русским.

"... Он побежал к ней, крича: "Nicht schissen! Deutscher Soldat!", и люди в траншее прекратили огонь. Глубоко вздохнул и подбежал к траншее - и тут увидел, что на солдатах, которые его приветствовали, советские каски. Русские стреляли друг в друга. Опять бросился бежать, пуля ударила ему в левое плечо. В конце концов оказался на пшеничном поле и, не выдержав напряжения, заснул. Разбудили его советские солдаты, которые кричали: "Komm heraus, Kamerad!" ("Выходи, приятель"). "Со мной обошлись очень хорошо", - вспоминает Лоренц. Один из солдат, который был в последней траншее, узнал его и объяснил, что произошло: русские сделали бросок, чтобы не дать немцам просочиться из окружения, и концы клещей сомкнулись так быстро, что люди не разобрались и начали стрелять друг в друга.
... В лагере для военнопленных советские не проявили враждебности к Конраду... По его мнению, советские никогда не были жестокими по отношению к пленным. Позже он слышал ужасающие рассказы о некоторых американских и особенно французских лагерях, в то время как в Советском Союзе не было никакого садизма. Лоренц никогда не чувствовал себя жертвой преследования и не было никаких признаков враждебности со стороны охранников" [60, c. 102].

Представьте: солдат, берущий после боя в плен противника с простодушием объясняет ему, какая получилась незадача и как они стреляли друг в друга, ненароком зацепив и "камрада" (Примечание 1). И когда сегодня наши "демократы" со всей мощью их партийного телевидения убеждают молодежь в том, что их деды относились к немцам как садисты, они совершают преступление против нации. И стыдно за немцев, которые не находят в себе мужества опровергнуть эту опасную для всего мира ложь. Ведь ликвидируется огромная мировая ценность - проверенный в мировой практике стереотип поведения победителя.

К слову сказать, Запад как победитель просто никуда не годится. Ребенок с мускулами гориллы.

Я помню себя мальчишкой в 1944 году. У многих во дворе уже не было отцов. И заходили к нам пленные немцы - они работали в Москве на стройке и ходили без охраны. Огромные, сытые, довольные. Делали из алюминия всякие безделушки - кольца, зажигалки - и приходили продавать. Мы их окружали, с ними разговаривали, девушки покупали колечки. И между нами был негласный уговор - как бы чем не обидеть бедных побежденных противников. Ведь в плену несладко. Сейчас, глядя как бы со стороны, через время, я с удивлением вижу, что те немцы (разумеется, не все и т.д.) вели себя так, будто победители - они. А наши стеснительные девушки походили на побежденных. Ничего не поняли ни немцы, ни демократы. Успеют ли понять?

Этические нормы особенно явно проявляются во время кризиса. Очень поучительно видеть цивилизованного человека в московском метро в последние годы. Когда Горбачев подписал секретный протокол о капитуляции СССР в холодной войне и получил свой скромный гонорар, почти на другой же день мы увидели совершенно новый тип иностранца. В СССР, который был державой, хоть и "империей Зла", иностранец приспосабливался к местным нормам поведения. Так, в метро не принято было громко разговаривать - то ли потому, что многие тогда читали или думали, то ли просто так. Так же вели себя и иностранцы.
Сегодня же, когда много молодежи приезжают в полуразрушенную Москву полюбоваться спектаклем распада вчера еще пугающей империи и сфотографироваться на фоне какого-нибудь подверженного памятника, их поведение изменилось почти сверхъестественным образом. Начинаешь думать, что кто-то дергает за невидимые ниточки, которым подчиняются эти юноши из хороших семей Запада. Теперь они разговаривают и хохочу так громко, что кучка из пяти-шести американских студентов с банками "кока-колы" в руках, кажется, заполняет весь вагон. Демократия голышом уже не моется, а пляшет перед крестьянами всего мира.

А когда нам говорят, что сегодня Запад любит русских, то это элементарная неправда. Перестройка, действительно, была принята на Западе с восторгом, но длился он недолго. Запад быстро понял, что цель (пусть примитивно понятая) достигнута, а с перестройкой занесло не туда - и в январе 1990 года как по команде (а скорее всего, по команде) пресса и телевидение сменили пластинку.
Сам этот маневр наводил ужас: как можно изменить направление такой махины, как средства информации целой цивилизации, буквально за неделю!

Русская тема была "снята с экрана". СССР просто перестал существовать. Информация пошла исключительно негативная, как будто куда-то исчезли обычный балет, наука, демократия и даже пейзажи. Остались исключительно пустые прилавки, преступность, проституция и консерваторы. Одновременно пошла волна антисоветских (на деле антирусских) фильмов. И опять поражает динамизм - волна фильмов уже 1990 года.

И сегодня возникла парадоксальная ситуация: в результате ликвидации социализма отношение к русским на Западе в целом резко ухудшилось. Дело в том, что средний класс Запада (а именно он и виден на поверхности) делится на две группы: тяготеющих к социал-демократии и буржуазных консерваторов. Во времена СССР первые любили русских как "строителей социализма", а вторые жалели русских как жертв тоталитарного режима.

Например, на всех научных конгрессах деньги на пребывание и оплату регистрационного взноса советских ученых давали как правые, так и левые, каждый по своим мотивам.
Сегодня левые ненавидят русских как "предателей социализма".
А правые уже не обязаны жалеть освободившихся от тоталитаризма русских и видят в них попрошаек, скрытых номенклатуpщиков или мафиози.
И теперь никто платить не хочет: учитесь жить при капитализме (и добавляют какой-нибудь эпитет, в обоих случаях малоприятный). Так что предложение "Независимой газеты" брататься с немцами и организовывать массовые встречи молодежи, интеллигенции и т.п. ("как это делают во Франции") направлено не по адресу. Надо еще получить приглашение.

Начатая против вчерашнего "союзника" холодная война была просто продолжением, с другими средствами, похода гитлеровской Германии, которая с задачей не справилась. Сам этот замысел отражает двойную мораль (если прямо говорить, аморальность) евpоцентризма (Примечание 2). Как и аморальность наших нынешних идеологов, утверждающих, что Запад "защищался от коммунистической экспансии". Холодная война не была и не могла быть спровоцирована СССР. Люди моего поколения еще помнят те годы - ни о каком походе на Запад не могло быть и речи. И дело не только в том, что народ просто биологически нуждался в мире. Дело и в том, что все действительно симпатизировали союзникам, особенно американцам. И сегодня можно сказать: эти симпатии никогда не исчезали, даже во времена холодной войны, которая всегда воспринималась как нечто поверхностное, идеологическое и политическое. Как ни страшно это звучит, сегодня впервые за всю историю в России поднимается глухая ненависть к Западу. И порождают ее именно западники-евpоцентpисты.

Сознательным глумлением в организованной ими комедии с гуманитарной помощью. Ложью об ограблении побежденной Германии и издевательствах русских над немцами. Ложью о том, что и вторая мировая, и холодная война были порождены агрессивными устремлениями России (Примечание 3).

Понятно, что сегодня наш "прозревший" интеллигент не желает слышать доброго слова о России от отечественного "патриота". Возможно, он еще прислушается к тому, что говорят блестящие умы, перечисленные в справочнике "Великие евреи всех времен" (хотя и Маркса пока что лучше исключить).
Так послушаем Эйнштейна, который в то время уже был над мелкими политическими страстями и высказывался как совесть мира. Какие свидетельства он оставил о начале холодной войны? Вот несколько его оценок (цит.по [30]):

"Известно, что политика США после окончания войны породила страх и недоверие во всем мире. Разрушение крупных японских городов без предупреждения, наращивание производства атомных бомб, эксперименты на Бикини, ассигнование многих миллиардов долларов на военные расходы при отсутствии внешней угрозы, попытка милитаризовать науку - все это лишило возможности возникновения взаимного доверия между нациями" (февраль 1947 года).

"В настоящее время Россия имеет все основания считать, что американский народ поддерживает политику военных приготовлений, политику, которую Россия рассматривает как попытку сознательного запугивания...
Пока США не сделают настоящего и убедительного предложения начать переговоры с Советским Союзом при поддержке американского общества, мы не можем ждать от России положительного ответа" (ноябрь 1947 года).

"Я считаю, что в настоящее время опасность кроется в том, что США могут погрузиться в такую же пучину милитаризации, что и Германия полвека назад... Мы не должны забывать, что нет абсолютно никакой вероятности того, что какая либо страна в обозримом будущем нападет на Соединенные Штаты, и меньше всего Советский Союз, разрушенный, обнищавший и политически изолированный" (январь 1948 года).

"Скажу, однако, что по моему мнению нынешняя политика Соединенных Штатов создает гораздо более серьезные препятствия для всеобщего мира, чем политика России. Сегодня идет война в Корее, а не на Аляске.

Россия подвержена гораздо большей опасности, чем Соединенные Штаты, и все это знают. Мне трудно понять, как еще имеются люди, которые верят в басню, будто нам угрожает опасность. Я это могу объяснить лишь отсутствием политического опыта. Вся политика правительства направлена на превентивную войну, и в то же время стараются представить Советский Союз как агрессивную державу" (январь 1951 года).

Для чего сегодня вспоминать все это? Думаю, ясность необходима потому, что перед нами стоит совершенно необычная задача. Казалось бы, мы побеждены - ну так извлекай выгоду из положения побежденного, требуй кормежки, перенимай у победителя его хитрости, копи ненависть, чтобы в удобный момент всадить ему нож в спину. Это - традиционное поведение.
А ситуация в мире такова, что это традиционное поведение (с почти гарантированным успехом в традиционном смысле) сегодня недопустимо. Победа западников уже создала опасность глобальной катастрофы. Наш "Сталинград" эту катастрофу сделает почти неизбежной.

И противоречивость ситуации в том, что нельзя позволить нашим и западным евpоцентpистам быть победителями - они к этому душевно и умственно не готовы. Они по изначальной сути своей не победители, а разрушители, а разрушать Россию нельзя - тремя пальцами, как Ельцин с гранатой, не отделаешься.
И в то же время продолжать войну с этими "победителями" нельзя - все скатимся в яму. Нельзя даже начать их ненавидеть, а эта опасность все ближе.
Мы должны приложить усилия ума и творчества, чтобы понять и преодолеть наших победителей. Чтобы те из них, кто не подписал слишком уж строгого контракта с непоколебимым врагом России, смогли преодолеть победителя в самом себе.

И скромная задача этой книги - снять еще один слой лжи о нас самих и еще немного демистифициpовать победителей.



Примечания

1 А вот курьезное продолжение записи Лоpенца. Его отправили в лагерь под Ереваном. И однажды он поймал огромного тарантула. Часовой подошел и доброжелательно предупредил, что тарантул очень опасен. Но любящий добрую шутку биолог Лоренц взял и съел паука. И биограф завершает: "Надо было видеть этого бедного русского солдата, который с криком помчался по казахстанской степи" [60].

2 Вслушайтесь сегодня в слова У.Фостеpа, министра и при Трумэне, и при Кеннеди, которыми он обосновывал удвоение военных расходов США: это заставит советских руководителей сделать то же самое и "лишить русский народ трети и так очень скудных товаров народного потребления, которыми он располагает".

3 Один из разработчиков доктрины Трушена, директор Группы планирования госдепартамента США, Дж.Кеннан сказал в 1965 году о первом этапе холодной войны: "Для всех, кто имел хоть какое-то, даже рудиментарное, представление о России того времени, было совершенно ясно, что советские руководители не имели ни малейшего намерения распространять свои идеалы с помощью военных действий своих вооруженных сил через внешние границы... [Это] не соответствовало ни марксистской доктрине, ни жизненной потребности русских в восстановлении разрушений, оставленных длительной и изнурительной войной, ни, насколько было известно, темпераменту самого русского диктатора" (см. [30, с. 326]). Далее он добавил, что проект НАТО был разработан людьми "неспособными искать благоприятной перспективы решения европейской проблемы без абсолютного военного поражения Советского Союза или без фантастического, необъяснимого и невероятного переворота в политических установках его руководителей". Как в воду глядел.


Литература
1. Амосов Н. Реальности, идеалы и модели. "Литературная газета", 1988, 6 окт.
2. Амосов Н. Мое кредо. "Вопросы философии", 1992,
3. Вайнбеpг Л.И. "Московский комсомолец", 1 мая 1988.
4. Вебеp М. Протестантская этика и дух капитализма. М.: Прогресс. 1989.
5. Гоббс Т. Избp. пpоизв. М., 1965, т. 1, с. 303, 306.
6. Кантоp В. "Вопросы философии", 1993
7. Каpа-Муpза С.Г., Пискунов Д.И. Наука и идеология. М.: АЦ АН СССР. 1991.
8. Катин В. Свободное общество защищается. "Независимая газета", 19 авг. 1993.
9. Коpотич В. Историческая традиция. "Новый взгляд", No. 15, 1993.
10. Максимов В. Поминки по России. "Советская Россия", 20 июля 1993.
11. Новодвоpская В. "Новый взгляд", 110/1993:
12. Пеpушкин В. Разговор с интересным человеком. "АиФ", N 18, 1993.
13. Петpов Н. К унижениям в своем отечестве нам не привыкать. "Независимая газета". 13 июля 1993.
14. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс. 1991.
15. Фpидбеpг И. Драматургия истории: опасность всегда исходила только с Востока. "Независимая газета", 10 сент. 1992.
16. Чаянов А.В.
17. Шубкин В. "Новый мир", 1989, 4.
18. Amin S. El eurocentrismo: Critica de una ideologia. Mexico: Siglo XXI Eds. 1989.
19. Arendt H. Los origenes del totalitarismo. Madrid: Taurus, 1974.
20. Barnes B. Sobre ciencia. Barcelona: Labor, 1987.
21. Baudelot Ch., Establet R. La escuela capitalista. Mexico: Siglo XXI Eds. 1991.
22. Bill M. Liberalism: modern and postmodern. Social Epistemology. 1993, vol. 7, No. 1.
23. Brandt W. El futuro del socialismo democrаtico. El socialismo del futuro. 1990, Vol. 1 (1).
24. Brzezinski Z. El G-7 y la ayuda a Rusia. "El Pais", 7.07.1993.
25. Castrodeza C. Teoria Historica de la Seleccion Natural. Madrid, Alhambra. 1988, p. 193.
26. Claudin F. Adonde va la Union Sovietica? - "Claves de la razon prаctica". 1990, No. 3.
27. Cox O.C. El capitalismo como sistema. Madrid: Fundamentos. 1972. (Cit. in [29]).
28. D'Ambrosio U. Influencia de las nuevas ideas cientificas y tecnologicas en la renovacion de las ideas sociales en el trаnsito del siglo XIX al XX. - V Congreso de la Sociedad Espanola de Historia de la Ciencia y la Tecnica. Murcia, 1989.
29. Divar J. Anаlisis del poder economico. Bilbao. Universidad de Deusto. 1991.
30. Easlea B. La liberacion social y los objetivos de la ciencia. Madrid: Siglo XXI Eds. 1977.
31. Einstein A. Por que el socialismo. "Monthly Review", No. 1, 1949. (Cit. in [30]).
32. "El Periodico", 9 de agosto, 1993.
33. "El Periodico", 13 de agosto, 1993.
34. "El Periodico", 27 de agosto, 1993.
35. "El Periodico", 30 de julio, 1993
36. Ezrahi Y. Los recursos politicos de la ciencia. - Estudios sobre sociologia de la ciencia. Madrid: Alianza. 1980, 206-224.
37. Fleming D.F. The cold war and its origins. Doubleday, 1961, vol. 1. Cit. in [30].
38. Foucault M. Las palabras y las cosas. Mexico: Siglo XXI Eds., 1991.
39. Fromm E. Anatomia de la destructividad humana. Siglo XXI de Espana Editores. Madrid. 1987.
40. Gorbachov M. El ataque contra Irak. "El Pais", 9 de julio, 1993.
41. Goytisolo J.A. El pueblo ruso busca su identidad. "El Periodico", 26 de marzo, 1993.
42. Habermas J. La ciencia y la tecnologia como ideologia. - Estudios sobre sociologia de la ciencia. Madrid: Alianza. 1980, 344-364.
43. Haraway D. Primate vision: Gender, Race and Nature in the World of Modern Science. New York: Routledge, 1989.
44. Hull L.W.H. Historia y Filosofia de la Ciencia. Barcelona: Ariel. 1984.
45. Ihde A.J. The development of modern chemistry. New York: Dover. 1984.
46. Jaffe B. Crucibles: The Story of Chemistry. New York: Dover. 1976.
47. Juan Pablo II. Enc. Centesimus Annus. (En [29]).
48. Juan Pablo II. Enc. Sollicitudo rei socialis (En [29]).
49. Kranzberg M. y C.W.Pursell, Jr. (eds.). Historia de la Tecnologia. La tecnica en Occidente de la Prehistoria a 1900. Vol. 2. Barcelona: Gustavo Gili. 1981.
50. Laurent E. El "Chip" y los gigantes. De la revolucion informatica a la guerra de la nformacion. Madrid, 1985. Cit. en "Cultura de la paz y conflictos", p. 71.
51. Levi-Strauss C. Antropologia estructural: Mito, sociedad, humanidades. Mexico: Siglo XXI Eds. 1990.
52. Lopez Jimenez M.A. En: "Cultura de la paz y conflictos". Zaragoza, 1988. p. 43.
53. Lorenz K. La accion de la Naturaleza y el destino del hombre. Madrid: Alianza. 1988.
54. Mandel E. En "El socialismo del futuro", vol. 1, No. 1, 1990, p. 79-98.
55. Marcuse H. La racionalidad tecnologica y la logica de la dominacion. - Estudios sobre sociologia de la ciencia. Madrid: Alianza. 1980, 323-343.
56. Medina M. La filosofia de la tecnocracia. - Ciencia, tecnologia y sociedad. Barcelona: Anthropos. 1990, 153-167.
57. Merton R. La sociologia de la ciencia. Madrid: Alianza Universidad. 1977.
58. Nelkin D., Tancredi L. Dangerous Diagnostics: The Social Power of Biological Information. - N.Y.: Basic Books. 1989.
59. "New York Times", 24 de julio, 1941 (Cit. en [13, c. 317]).
60. Nisbett A. Lorenz. Barcelona: Salvat. 1988.
61. "Notices of the Am. Mathemat. Soc." 1992, Vol. 39, No. 6.
62. Pain E. Correrа Rusia el destino de la URSS? "El Periodico", julio de 1993.
63. Palme O. El modelo sueco. Zaragoza, 1987. p. 94, 95, 130.
64. Pellicani L. En "El socialismo del futuro", vol. 1, No. 1, 1990, p. 117-121.
65. Pichon J.-Ch. Historia universal de las sectas y sociedades secretas. Barcelona: Bruguera. 1971.
66. Radnitzky G. La tesis de que la ciencia es una empresa libre de valores. In: Estructura y desarrollo de la ciencia. Madrid: Alianza. 1984, 49-110.
67. Rojo A.L. La Union Sovietica sin plan y sin mercado. "Claves de la razon prаctica". 1990, No. 1.
68. Ronan C.A. The Cambridge Illustrated History of the World's Science. 1983.
69. Rosenberg Ch.E. Science and American social thought. - In: Estudios sobre sociologia de la ciencia. Madrid: Alianza. 1980. 284-298.
70. Sahlins M. Uso y abuso de la biologia. Madrid: Siglo XXI Ed., 1990.1
71. Sahlins M.D. Notes on the original affluent society. In: Man, the hunter. Chicago: Aldine. 1968.
72. Service E.R. The Hunters. Englewood Cliffs. N.J. 1966.
73. Smith A. The theory of moral sentiments. 6a ed. London, 1790, vol. 1, p. 393. Cit.: Easlea, p. 133.
74. Teubner G. How the Law Thinks. - In: Selforganization: Portrait of a Scientific Revolution. Boston: Kluwer. 1990.
75. Werskey P.G. British Scientists and "outsider" politics 1931-1945. - Estudios sobre sociologia de la ciencia. Madrid: Alianza. 1980, 225-244.
76. Wulwick N. Phillips' Approximate Regression. In: History and Methodology of Econometrics. Oxford: Clarendon Press. 1989, pp. 170-188.