[AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПАМПАСЫ [1] 2001

 


Профессия

Наталия Феклисова

Летающий с лошади

 

Профессия этого человека вызывает у кого-то восхищение, у кого-то страх и непонимание, у кого-то белую зависть и желание подражать. Он - каскадёр. Тот самый, что дублирует актёров в особо опасных захватывающих сценах, когда, например, главный герой кинокартины переворачивается в машине или прыгает на лошади в реку с пятиметрового обрыва. Кроме того, что Игорь Новосёлов - каскадёр, снявшийся за пятнадцать лет более чем в шестидесяти картинах (таких, как "Что сказал покойник", "Королева Марго", "Графиня де Монсоро", "Всё красное", "Особенности национальной политики", "Тихий Дон" и др.), он еще и постановщик трюков. Им, например, были поставлены трюки в фильмах "Виват, Гардемарины" и "Гардемарины - 3".

Как-то раз товарищ Игоря, оператор студии им. Горького, познакомил его, только что вернувшегося со службы во Вьетнаме, с ведущим каскадёром СССР по конным трюкам в кино Евгением Богородским, который сразу увидел в Новоселове ярко выраженные способности к опасному ремеслу: хорошую физическую подготовку, энергичность и способность разумно действовать в экстремальной обстановке.

Богородский обучил Игоря трюкам с лошадьми, объяснил, как делать подсечку (трюк, когда всадник и лошадь падают вместе), завал (трюк, при котором лошадь заваливается на бок), переворот кареты и т.д. "Но самое главное, что я тогда усвоил, - говорит Игорь, - что без доверия между человеком и лошадью никакого трюка не получится".

В процессе работы Игорь кормит коней сухарями и морковкой с сахаром, поощряя их за успехи и устанавливая с лошадью дружеские отношения. Это - первый секрет профессиональной кухни каскадёра. И таких секретов у Новосёлова множество. Прежде, чем начать работу, каскадёр подбирает коня по характеру. Чтобы лошадь делала "завал", у неё должна быть спокойная, уравновешенная психика. Чистокровки: Английская чистокровная, Араб - вообще не подходят для трюков, в отличие от рысаков Будённовской, Донской, Кабардинской, Терской, Орловской и Русской пород.

Начиная подготовку трюка "прыжок в воду на лошади с пятиметрового обрыва", каскадёр сначала садится на нескольких коней по очереди и заходит с ними в воду, выбирая того, который воды не боится. "Я, - говорит Игорь, - сразу чувствую, подходит лошадь или нет. Сяду два раза и чувствую". После чего лошадь и каскадёр прыгают в течение 2-3 недель с метровой высоты, постепенно повышая количество метров до высоты, необходимой для трюка. За каждое маленькое достижение конь получает поощрение.

А чтобы научить коня без боязни пробивать витрину, сначала дрессировщик вешает перед ним чёрную тряпку, заставляя пробить её, затем чёрную он заменяет на белую, белую - на прозрачный полиэтилен, которым накрывают парники. И так - до необходимого результата.

Помимо владения различными методами подготовки коня к трюку, каскадёр должен уметь предугадывать внезапную перемену настроения животного во время съёмки. Случается, что конь, в манеже и на природе работающий хорошо, впервые очутившись на съёмочной площадке, теряется, пугается осветительных приборов, дыма пиротехники. Зная это, Новосёлов приводит коня в студию за полчаса до работы и просит осветителей потихоньку включать дики (осветительные приборы), - в это время лошадь адаптируется к новой обстановке.

В том случае, когда каскадёр работает с лошадью умело, после трюка, кажущегося со стороны чудовищно опасным, животное чувствует себя прекрасно. У Новосёлова за пятнадцать лет работы конь ни разу не травмировался. И у самого Новосёлова тоже не было никаких травм, отчасти потому что рождён, видно, под счастливой звездой, но, в основном, потому что в совершенстве владеет приёмами профессионального каскадёра. Например, когда он делает подсечку (падает вместе с лошадью), летит вперёд рыбкой, а возле земли сворачивается клубочком и начинает "обкручиваться" через спину, ухитряясь увильнуть от падающей лошади. А когда летит с высоты, перед приземлением всегда переворачивается на спину.

Игорь Новосёлов - человек, увлеченный своим делом, требующим смелости, собранности, жёсткости, - в общении мягкий и немного замкнутый. Отвечая на вопрос "Что Вас побудило стать именно каскадёром?", Игорь назвал азарт - и желание попасть в мир кинематографа, который казался ему волшебным. Что ж, это ему удалось, миллионы телезрителей с замиранием сердца смотрят трюковые сцены, восхищаясь каскадёром, создающим сказочный образ бесстрашного и всемогущего героя, которым в душе мечтает быть каждый мальчишка.

 


[к содержанию]

 

Русский переплет

"Электронные пампасы" © 2001

Aport Ranker