Посмотреть поток сообщений | Ответить | Вернуться на главную страницу | Прочитать предыдущее сообщение | На главную

Конспект "Витализма" Ганса Дриша

Сообщение послал(а): Владимир (77.108.83.138)
Дата: Понедельник, 18 Августа 2008, at 3:20 p.m.

[114Т] Витализм. Его история и система. Перевод с немецкого А.Г. Гурвича. // 1915, URSS 2007

== Определения ==
витализм - учение об автономии жизни. [26]
витализм - система доказательств в пользу автономной закономерности жизни. [169]

энтелехия - совершенно своеобразное, неразложимое дальше, элементарное начало. [255]

психоид - вид энтелехии, который проявляется в поступках человека. Является не психическим, но доступным объективному исследованию природным фактом. [256]
Начало определяющее содержание поступков, не есть машина. Своеобразная "энтлехия" которую назовем "психоидом", чтобы сохранить за чистой психологией термин "psyche". [248]

статическая телеология - невидимая закономерно построенная материя становиться постепенно видимой. Это машинная теория жизни, а не витализм. [63]

эволюция - развитие на основании и из зачатка, представляющего в миниатюре уже готовую форму будущего организма. развитие сводится к росту уже существующего. [43]

эпигенез - развитие, как новообразование неоднородного из первоначально однородного зачаточного материала. [43]

статическая, тектоническая телеология - опирается на первоначальную организацию [90]
учение об определенной данной структуре, на основании которой все совершается чисто механическим путем. [90]

nisus - струмление, порыв [65]
"Nisus" имеет известное сродство с другими факторами природы, которые например образуют так называемые лихтенбергские фигуры или вызывают кристаллизацию. (Блюменбах) [65]
"Nisus formativus" скорее не причина, а какой-то непрерывно повторяющийся результат, всегда похожий на самого себя. (Блюменбах) [65]

описательная телеология - не высказывается относительно закономерностей целей природы: здесь дело только в том, чтобы найти определенные признаки в естественных телах, к которым применимы телеологические суждения. [79]

артефакт - причина не заложена в природе их материи, но в существе действующем сообразно идеям; у организмов это не так.
Артефакт есть машина, ему присуща только движущая сила, организм обладает также и формирующей силой. [80]

жизнь - непрерывная борьба с элементарными силами объективности. (Гегель) [100]

потенциальная энергия - вводится, там где это требуется в угоду постулату "сохранения энергии". Не поддается ни проверке ни измерению. Это понятие необходимо для того, чтобы не вышло, что энергия получается из ничего. [257]

причинность - определяет однозначным образом изменения в природе. [268]

категория индивидуальность - мы умеем мыслить "целое" и находить его в действительных объектах; в этом и состоит применение категории индивидуальности. [271] Категория индивидуальности дает нам возможность постичь факторы имеющие отношение к протяженной природе, но не находящиеся в ней. [271]

психо-физический параллелизм - сводится в применению к поведению человека к признанию замкнутой, не содержащей пробелов физико-химической причинности. Мы доказали, что такой непрерывной причинности механического характера не существует. [248]

морфоэстезия - "ощущение" организмом своей формы и положения. нарушения нормальных ощущений вызывают соответствующее изменение формы. (Нолль) [243]

инволюция - обратный ход жизненных процессов, "обратное диффренцирование" ведущее не к смерти, а к уже бывшему раньше состоянию организма. [242]

эквифинальные регуляции - регуляции, ведущие различными путями к одной цели. [240]

экстенсивная величина - пространственно протяженное многообразие [234]

комплексно-эквиптенциальная система лежит в основе регенерации у животных организмов, рестутивной деятельности камбия или эпидермиса бегонии, заключены в половых железах. Все к-э.с. происходят из одной клетки путем ее повторного деления. [235]

раздражимость - свойство животных организмов, под влиянием внешней причины, самим изменять свое состояние. Основание раздражимости заключается в составе и форме животной материи. (Рейль) [106]

самодифференцирование - отдельные части зародыша развиваются сравнительно независимо друг от друга. [144]

морфогения - развитие индивидуальной формы [145]

дарвинизм - рецепт, как можно сроить дома определенных стилей одним лишь нагромождением камней. [145] Дарвинизм претендовал на доказательство того, что целесообразное строение может быть результатом абсолютных случайностей. [146]

теория живого вещества - с известными химическими соединениями связано возникновение специфических органических, а не одних лишь химических сил. [181]

динамически-телеологический процесс - автономные, протекающие по своеобразной закономерности процессы. [185]

автономный процесс - процесс подчиненный собственным законам. Не может быть сведен к явлениям известным из неорганического мира. [195]

регуляторная способность организм - свойство сохранять свою нормальную форму и функции при воздействии ненормальных внешних факторов.
коррелятивная регуляция - регуляция в ответ на нарушение нормы в самом организме.
адаптивная (приспособительная) регуляция - регуляция в ответ на нарушение нормы в окружающей организм среде. [201]

реституция - регуляторный процесс направленный к восстановлению утраченного. Организм лишается какой-либо своей части и все-таки восстанавливает свою типичную форму. [204]

регенерация - регуляторный процесс образования недостающих частей путем выростания их из раневой поверхности. [204]

мозаичное развитие эмбриона - каждая клетка зародыша предназначена для вполне определенного будущего. [213]

проспективная способность - возможная судьба зародышевого элемента. Проспективная возможность - осуществленная судьба зародышевого элемента. [214]

эквипотенциальные системы - комплексы состоящие из частей с одинаковыми проспективными способностями. [225]

материализующий агент - - фактор вызывающий явление материального. Все такие факторы имеют потенциал и разложимы на центральные силы. (Гартманн) [168]

гармоничность организма:
1. причинная (казуальная) гармония. Имеет место например когда образование хрусталика в глазу позвоночного вызывается действием растущего глазного пузыря на эктодерму.[199]
2. гармония состава (Komposition harmonie). Наглядный пример такой гармонии - развитие личинок морского ежа: рот и кишечник развиваются у них независимо друг от друга, но в готовом виде обе части совершенно подходят друг к другу.[200]
3. функциональная гармония. Подобно тому, как отдельные части, несмотря на сравнительную независимость в развитии, образуют одно неразрывное целое в готовом виде, они часто и функционируют в строгой гармонии руг с другом, т.е. каждая сама по себе, но вместе с тем одна в руку с другой. Типичным примером такой гармонии является функционирование различных отделов и желез пищеварительного пути. [201]

самодифференцирование - во многих случаях не смотря на то, что отдельные части растущего организма находятся в известной зависимости друг от друга при своем возникновении, в дальнейшем они развиваются совершенно независимо от других частей. (Roux) [200]

регуляторный характер движений - проявляется в трояком отношении:
1. в тех случаях, когда изменяются внешние, действующие на организм раздражения;
2. при изменении нервных соединений;
3. при изменении выполняющих движения органов. [205]

раздражение - внешнее воздействие на организм, от которого, как от первого звена в цепи, исходят дальнейшие регуляции.
первичное раздражение - фактор окружающей среды,
вторичное раздражение - реакция организма, процесс состоящий в связи с регуляцией. [207]

основная проблема физиологиии формы: есть ли проспективное значение любого элемента величина постоянная или подверженная изменениям. Другими словами: Способна ли данная клетка зародыша дать только то, что мы как раз наблюдаем, или также и нечто другой? [212] Доказано, что проспективное значение клеток дробления имеет не постоянный, неизменный характер, но подтверждено изменениям. [212]

== Мысли ==
Основная истина всякого витализма: неразложимость органической формы. [104]

Как придти от идеи к материи? [105]

Орган есть предел, а не причина для деятельности созидающей силы. (G.R. Trevianus) [111]

Быть может "пшеничному зерну снится корень, стебель и колос". (G.R. Trevianus) [113]

Все живое обладает организацией, но эта организация его продукт. (G.R. Trevianus) [113]

Материя есть атрибут, деятельность - настоящая сущность организма. (K.F. Burdach) [118]

Является ли жизненное начало материальным или нет? [123]

Вопрос об источнике жизни. [125]

Воля приводит в действие начала нервных волокон, на подобие клавиш фортепиано. (Иоганн Мюллер) [125]

Химизм никогда не будет в состоянии "сделать глаз, волос или листок". (Либих) [127]

Нам никогда не удастся понять свойства органических тел из чисто механических причин, т.е. из лишенного определенной цели закономерного действия всех общих сил природы. (Кант) [130]

Природа открывает нам различные ступени "объективации воли", живые существа являются высшей степенью объективации воли. (Шопенгауер) [129]

Рассуждения об отношении между душой и мозгом, в которых, если удалить "всю мишуру", остается лишь одно положение, а именно, "мы не можем думать без мозга", подобно тому, как мы не можем ходить без ног. [128]

По образцу Аристотеля Мюллер различает вегетативную силу, силу движения и силу ощущения; все происходит от "primum movens" (первоначального источника движения), который производит все более и более специфические образования. Тот разум, который по аналогии можно положить в основу этого "primum movens" далеко превосходят человеческий разум: "все поблемы физики пред ним открыты. Он является также источником инстинктов, которые Мюллером рассматриваются, на манер Тревирануса, как "сновидения". [124]

Для жизненных явлений, конечно, должен существовать источник энергии, но то начало, которое их собственно характеризует, не имеет ничего общего с источником энергии. [124]

Откуда берется связь силы организации с органической материей? (Мюллер) [123]

Зародыш как бы составлен из ряда точек, которые впоследствии образуют линии. (Боннет) [58]

Антагонизм к дарвинизму - отрицание возможности происхождения специфических форм в результате случайных обстоятельств. [176]

Следует различать развивающуюся субстанцию от машины облекающей ее. (Вольф) [53]

Является ли целесообразность результатом своеобразного сочетания факторов, которые сами по себе известны нам уже из неорганических наук, или, наоборот, обусловлена своей собственной, присущей только живому закономерностью? [7]

Применять термин "целесообразность" к "машинам", как предметам, вряд ли резонно. Понятие это в чисто описательном смысле уместно лишь в применении к процессам; но каждый процесс в любой машине является действительно целесообразным. [10]

Лежит ли в основе органической жизни особенный вид целесообразности?
Так ли целесообразны процессы в машинах? [11]

Особенная, присущая лишь жизненным явлениям и не расчленяемая закономерность, результатом которой является их "целесообразность". [12]

Жизнь является с точки зрения "машинной теории" лишь одной из специальных общих закономерностей, а не проявлением своей собственной, отличной от других. [12]

Все развитие представляет величайшее сходство с созданием произведения искусства. Аристотель неоднократно прибегал к этому сравнению. [22]

Душа, как "совершенная действительность", как "энтелехия" организует тело. (Аристотель) [24]

Происхождение и развитие вытекает из сущности (усия) и ради сущности данного предмета, а не наоборот, сущность является лишь следствием развития. [27]

Понятием "энтелехия" Аристотель создал связь между платоновскими "идеями" и действительностью, которая совершенно отсутствует у Платона. [27]

Основой жизни являются действия, а не вещества, и при том действие не в веществах, а над ними, так, что сами вещества вполне пассивно и индиффирентно относятся к этим активным силам и просто следуют всякому распределению и разделению в любой форме и структуре. (Шталь) [40]

Сила "внутренней формы" так же специфична, как и сила тяжести. [48]

Каким образом созидающая душа может стать в связь с образующим телом, которое ей чуждо. Следует допустить, что душа имеет связь не только с уже сложившимся, но также и с еще развивающимся организмом. [40]

Как переходит питательное вещество яйца в зародыш? Это происходит не посредством сокращения сердца или сосудов, или сжимания сердца действующими снаружи мышечными сокращениями, так как сердце вначале вовсе не стоит в связи с артериями и не бьется, да и не имеется каких-либо преформированных каналов. Мы и здесь должны таким образом принять воздействие особой "существенной силы", она руководит эпигенезом точно так же, как впоследствии и поддержанием взрослого организма. [52]

Те процессы, без которых прекращается жизнь, не вызвают сами по себе жизни и поэтому не могут быть названы жизненными процессами. (Вольф). Подобно тому как нить, на которой висит меч над головой, е есть жизненный процесс. [53]

Развивающаяся субстанция действует благодаря тому, что обладает определенными свойствами, а не потому что имеет определенный состав. (Вольф) [53]

Любой процесс в организме, вытекающий лишь из состава его субстанции, по существу своему лишь дополнительное значение. Он может оказывать влияние или видоизменять развитие, но не принадлежит к числу причин обуславливающих собой самый факт развития. [53]

Различные виды зародышей, которые нужны душе в до-адамовом периоде вселенной, в настоящую и в будущие эпохи. (Уитман) [57]

К числу жизненных сил (vires vitales) Галлер причисляет по обыкновению сократимость, раздражаемость и чувствительность. Они являются основными физиологическими факторами, которые связи с "vita proportia", т.е. "собственной жизнью" частей, обуславливают собой функционирование всего организма. [64]

Слово "созидательная сила", подобно выражениям в роде "притяжение", "сила тяжести" т т.д., обозначают лишь силу, постоянный способ воздействия которой познается опытом; причина ее, совершенно также, как причина выше названных, или любой другой, общепризнанной силы природы, остается для нас qualitas occulta (скрытое свойство). (Блюменбах) [66]

Биш различает "жизненные свойства" от "тканевых свойств", из которых вторые обусловлены одной ишь структурой и образуют вместе с первыми "vita proportia" (собственно жизнь). [68]

Как может быть, чтобы при заживлениях ран и подобных и процессах, носящих чисто случайный характер, все было заранее предопределено. (Gustaw Wolf) [70]

Человек как ноумен - свободен; в этом своем моральном качестве он является высочайшей целью. Только исходящая от него причинность - целесообразна природе; вместе с тем он представляет собой закон, которым он определяет цели - независимым от условий природы, но вместе с тем необходимым. (Кант) [73]

Насколько введение понятия целесообразности в качестве конститутивного принципа было равнозначно с введением нового типа причинности: значило ли это собой акт творчества ли особый вид причинности в природе? [77]

Мы составляем часть природы, значит причинность исходящая от человека должна где-нибудь и как-нибудь существовать в природе. [77]

Единственный известный нам внутренний принцип изменения субстанции - есть стремление, единственная известная внутренняя деятельность - мышление. (Кант) [81]

Мы не можем доказать невозможность механического создания организмов, заявляет Кант в чисто реалистическом духе, "так как не можем познать общего внутреннего основания для бесконечного разнообразия особых законов природы". [85]
Rem: contra ИИ

Можем ли мы обойтись для понимания всего происходящего в том, что мы называем "природой" одной лишь механической причинностью? [94]

Основание образования типов - общий, в подробностях неизвестный организационный закон. [101]

Проявление энтелехии в пространстве относятся к категории причинности. Но есть ли сама энтелехия лишь специальный вид причинности? [257]

Положение сохранения энергии - по существу несомненно априорного характера и является комбинацией категории причинности и количества. [257]

Как возможно привести понятие энтелехии в гармонию с априорным принципом сохранения энергии? [257]

Есть ли у нас основания причислить энтелехию к энергиям, т.е. создать особый вид "жизненной" энергии, присущей организмам и допустимый лишь в потенциальной, т.е. недоступной нашему познанию форме? [257]
энтелехия - энергия: 1, 2,

Мы должны отвергнуть всякое сравнение энтелехии с энергией, как противоречащее самому понятию, определению энтелехии: энергия есть количественное, т.е. экстенсивное понятие, энтелехия, напротив, лишена количественного характера. [258]
энтелехия - энергия

Не будучи энергией, энтелехия не может создавать сама разности интенсивностей. Но насколько мы можем судить на основании явлений реституции и приспособления, энтелехия в состоянии приостанавливать те реакции, которые по условиям системы были бы возможны и состоялись бы, если бы не вмешательство энтелехии. [259]
энтелехия - энергия

Активирование со стороны энтелехии возможно лишь в тех пределах, в которых имела место предшествующая приостановка данного процесса.
Это соображение приводит нас между прочим к необходимости непрерывности жизни: так как любо акт энтелехии мыслим лишь как компенсация какого-либо предшествующего ее проявления, то не может быть и начала ее действия. [259]

Энтелехия принадлежит к априорной системе природных факторов. [264]

Вся характеристика энетелехии является сложной системой отрицаний. [264]

Какое место принадлежит энетелехии в системе категорий? [269]

Психологическое "понимание" витализма основано на непосредственном самочувствии себя. [266] Моя способность "хотеть". [266]

Энтелехию нельзя отождествлять с причинностью, несмотря на то, что между ними существует известная аналогия. [268]

Могут сосуществовать, как бы наслоенными друг а друга, несколько двигательных энтелехий. [253]

Почти вся область органических движений есть как бы "улика" в пользу автономии жизненных явлений. [252]

Изменение материи мыслимо, в картезианском смысле, лишь как движение. Представления всегда сопровождаются единовременным, хотя представленными не в смысле строгого параллелизма, движениями мозга. Из этого следует, что до существования мозга, все происходящее в природе должно быть обосновано одной лишь материей. [105]

Мы можем назвать "силой" отношение животной материи к ее действиям, а именно, способность присоединять к себе чуждую материю и целесообразно формировать ее. Этой силе дали название образующей силы или стремления. (Рейль) [106]

Весь ход мыслей Рейли дышит простотой и ясностью; возможно, что он даже слишком прост для великой проблемы "как приходят от идеи к материи". Разрешение вопроса заключает попросту в том, что материи придают свойства идеи. [106]
contra ИИ

Возможность живой материи не может быть даже представлена. Как само понятие уже противоречиво, ибо безжизненность, инерция являются существенными чертами материи. (Кант) [107]

Шталь ставил рядом понятия "живого" и "одухотворенного". Но это ошибка хотя бы в виду факта переживания отдельных органов которые не подчинены влиянию представлений. [108]

В неорганическом мире, где все дело в одной лишь материи, благодаря принципу противодействия, при любом одном изменении меняется все. Определение жизни данное Тревенариусом, приводит как раз к обратному результату. Как это вообще возможно? Очевидно лишь благодаря присутствию чуждого материи принципа. [108]

Принять существование общей органической материи, одаренной особыми силами - не есть объяснение. Хотя бы потому, что жизнь неразрывно связан с индивидуализацией. [118]

Электричество и теплота не могут быть основой жизни, так как они уже предполагают существование живых созданий. [118]
Rem: contra ИИ

Органическая материя имеет непрерывное существование. (Мюллер) [123]

Образование любого химического соединения предполагает действие трех причин, а именно, наряду с теплотой и сродством, также и формообразовательную силу сцепления или кристаллизации. В живом теле приходит еще четвертая причина, которая господствует над силой сцепления, посредством которой элементы соединяются в новые формы, приобретают новые свойства которые не существуют вне организма. (I.v. Liebig) [127]

Видовая идея, как законодательная сила, представляет собой всегда как бы уравнение для жизненной кривой. (Лотце) [135]

Существует как бы готовый заранее образец для каждого существа и для каждого органа. (Бернар) [141]

Если какое-нибудь явление приписывается "силе", то эта всегда лишь метафизическое понятие, она лишь мыслиться но не выступает активно. Первые причины для нас недоступны. (Бернар) [142]

Материалистическая метафизика проповедуемая Моленшоттом, Фохтом, Бюхнером, заключалась в утверждении, что все действительное есть лишь движение, что качества высшего порядка являются лишь видимостью. [146]

Закон сохранения энергии представляет собой лишь количественную формулировку общего закона причинностей. [147]

Для дарвинистических филогенетиков все формообразование было делом случая. Поэтому вся совокупность жизненных форм, как "форм", лишена была для них всякого значения, совершенно подобно тому, как конфигурация облаков в любой момент их существования. Этим самым зоологическая классификация лишалась всякого более глубокого смысла. [149]

В тесных рамках "теории случайности" не оставалось места для более глубокой концепции понятия формы, даже в чисто статически-телеологическом смысле. [150]

Эмиль Дюбуа Реймон стоит всецело во власти механистической физики: из этой догматической точки зрения и выросло его позднейшее знаменитое изречение: "Ignorabimus", относящееся к тому, что мы никогда не поймем как материя может думать. Проблема, которая истинной критикой познания разрешается просто таким образом, сто "материя" вовсе не "думает". [151]

Тех немногих, которые остались верны традициям старой, т.е. виталистической биологии, в период господства материализма, постигла печальная участь. Охотнее всего их бы запрятали в дома умалишенных, если бы "старческое слабоумие" не послужило им отчасти "извинением". [157]

Эмбриология доказывает лишь факт перехода от общих к более специализированным формам, но не из одной специализированной формы в другую. (Бэр) [160]

Нельзя сказать, что человек проходит в своем эмбриональном развитии чрез стадию, схожую с рыбой. Верно лишь то, что и человеку и рыбе свойственна одна и та же общая, не специализированная ступень развития. (Гис) [160]

Целое существует раньше частей. (Аристотель) [162]

Эмбриональное развитие не является мозаичной работой, в том смысле, что каждая клетка зародыша предназначена для вполне определенного будущего. [213]

Половые элементы любого организма могут рассматриваться как комплексно- эквипотенциальная система. Каждый из них способен к образованию сложного, целого организма. [227]

От чего зависит действительная судьба, т.е. проспективное значение элемента? [228]

Проспективное значение каждого элемента есть функция его положения в целом. [228]

Вопрос, "существует ли особенная, в остальном природе не проявляющаяся жизненная сила, из которой могли быть объяснены жизненные явления", должен получить отчасти утвердительный, отчасти отрицательный ответ.
Утвердительный поскольку понятие силы взято приблизительно в смысле электричества, силы тяжести и т.п.
Отрицательный - если имеется в виду нечто независимое от общей закономерности природы, какой-то сверхъестественный принцип, чуждый понятию причины и действия. [163]

Жизненная сила не могла бы быть объяснением в обычном смысле слова. Но этим она нисколько не отличается от любых других сил, которые ведь тоже обозначают собой лишь слова для qualitas occulta. Правда понятие жизненной силы, вследствии отсутствия количественного элемента в нем*, дает еще меньше, чем другие силы. [163]
* Rem: некоторое системные количественные характеристики - сложность, геометрии/группы/симметрии структуры и пр.

Проявление целесообразности в сложных составных образованиях доказывает с очевидностью абсурдность теории случайности. [164]

Как представить себе вмешательство жизненных сил в мир материальных факторов? [167]

Какого рода связь существует между элементарными жизненными и неорганическими факторами? [169]

Чувственные восприятия не остаются для нас "mere mosaic of elements" (простой мозаикой элементов, атомов восприятия), но они интегрируются синтезом и превращаются в сложную единицу (complex unity). (Монтгомери) [173]

Можно ли подвести наблюдаемые явления эмбрионального развития под действие известных сил, или следует принять существование особенных видов действия, каких-то дифференцирующих влияний на расстоянии и т.д., т.е. специальных энергий? (Вильгельм Ру) [178]

Не механические, а именно духовные факторы определяют реающим образом некоторые процессы формообразования: так например, при так называемых функциональных приспособлениях, например при увеличении мышцы от употребления определяющим являтся именно духовный фактор, воля, интеллект. (Вильгельм Ру) [179]

Выражение causae finales недопустимы, если понимать их, как действие цели. Будущее не может действовать. (Ф. Эгард) [180]

Действует не цель, а то, что можно назвать иметь в виду цель. Таким образом цель превращается в causae efficient. Такие causae efficient finales присущи органической материи. (Ф. Эгард) [180]

Причинность имеет силу повсюду, но она не единственный имеющий значение фактор происходящего. Телеология, как оценочный принцип стоит на ряду с ней и также имеет отношение к необходимым зависимостям. (Коссман) [186]

Проблема жизненной телеологии существенна для организмов в самом глубоком смысле и не объяснима простым стечением случайностей. (Коссман) [187]

Находятся ли среди процессов, наблюдаемых в живых организмах, такие, которые не могут быть сведены на явления, известные нам из неорганического мира или их коминации и должны поэтому считаться автономными, т.е. подчиненными собственны законам? [195]

Органические процессы обыкновенно характеризуются термином целесообразность. [199]

Свойства целесообразности организма - гармония, регуляторная способность. [199]

Проблема истинного раздражения гораздо глубже и труднее, чем может показаться на первый взгляд. Что собственно является истинным раздражением - факт отсуствия определенной части организма, наличие раневой поверхности, является ли существенным отсутствие сопротивления или же соприкасание с ненормальной окружающей средой? [207]
Rem: Аналогично инициация дейтсвия робота.

Для того, чтобы регуляторные процессы привели к специфическим результатам, они должны происходить в типичных местах целого, равно как и факторы вызывающие регуляторные явления затрагивают типично локализованные места. [209]

Так как любому элементу целого может выпасть в искусственно и произвольно очерченной системе любая роль, то каждый элемент должен был бы включать в себя любые части не только одной, но бесконечного количества различных машин. Бесчисленное количество машин должно было бы пространственно почти совпадать друг с другом, их границы были бы сдвинуты друг относительно друга только на дифференциал. [233]
Линк:
Большое кольцо
Абак и циркуль - внести: Что такое аналоговая машина, как не энтелехия.

Немыслима машина, сохраняющая все свои свойства и сложность, несмотря на то, что у нее отнимают любые составные части. [235]

Никакая машина не может делиться повторно, оставаясь в то же время целой. [236]

Основой развития элементов комплексно-эквипотенциальных систем является не машина, а нечто, что не есть экстенсивное многообразие. Мы назовем это начало энтелехией. [236]

Функциональное приспособление очень часто наблюдается у еще совершенно не дифференцированных тканей: например рубцевая ткань развивающаяся при поранениях сухожилий, превращается в сухожильную ткань в направлении обусловленном натяжением со стороны сухожилий. [240]

То, что еще не функционирует, образует материал для лучшего функционирования, если оно подвергается функциональному раздражению. [240]

Суть процессов с участием ферментов в том, что они всегда совершаются в соответствии и ради интересов организма как целого. Понятно, что в этом случае ферменты или их активирование могут быть лишь средствами, орудиями в руках специфического, основного начала, но не самим этим началом. [242]

Корковые участки мозга могут в довольно значительной степени заменять друг друга. При всех этих регуляторных процессах мы имеем перед собой вовсе не морфологическое восстановление утраченных частей, но лишь функциональную их замену, т.е. вступление в новую для них функцию определенных мозговых путей, имевших до тех пор другое назначение. Ведь любая часть мозга связана тем или другим, временами окольным путем почти с любым периферическим органом. [249]

Центральные проводящие пути мозга могут быть использованы бесконечно разнообразным и все же гармоничным образом. [250]

Основой для двигательных реакций является вовсе не раз навсегда закрепленная машинно-архитектурная связь центров с периферическими органами, а нечто другой. [250]
Rem: 100% современный язык разработчиков

Мозговая кора, поскольку в ней имеет место замещаемость одной части посредством другой, может быть названа функциональной, гармонически-эквипотенциальной системой. Вся архитектура мозга является таким образом лишь средством для исполнения реакций, но никак не их действительной и последней основой. [250]

Рефлексы мы можем счесть простейшими проявлениями двигательных реакций, при , должно быть большей частью действительно машинного характера. Главный признак рефлекса - неизменность его течения, его прочная детерминация: он или происходит вполне типично, или совсем отсутствует, но для него не существует вариаций, разве только в смысле интенсивности. [251]
Rem: Возможно это служит объяснением форсирования теории рефлексов Ивана Павлова.

Все попытки механического объяснения простейших движений организма приходится отбросить. [251]
Rem: См. Интеллектуальная клетка.

Как понятие - энтелехия многообразна, как фактор природы - целостна, нерадельна. [255]

Энтелехия, не будчи многообразием в пространстве и времени, создает таковое, подобно тому, как акт художественного творчества сам по себе не пространственный, выливается в создание произвдения пространственого характера. [255]
Rem: ... или символического характера.

Гармонически-эвипотенциальная система состоит до начала развития из потенциально и актуально одинаковых элементов, в конце же развития ее элементы, вообще говоря различны между собой. [259]

При дифференцировании гармонически-эквипотенциальных систем, их первоначально однородное состояние одними лишь внутренними факторами самой системы превращаются в неоднородное? Это противоречит второму положению энергетики. [259]

Энтелехия не в состоянии увеличивать разнообразие состава данной системы, но она может увеличить путем регуляции разнообразие в распределении элементов наличного состава т.н. дифференцирование. Именно дифференцирование переступает границы неорганического. [260]

Представление об энтелехии, как факторе, регулирующем разнообразие в распределении элементов, напоминает ставшую знаменитой фикцию Максвелла о "демонах", могущих вмешательством в распределение молекул достичь перехода тепла из мест низшей температуры к месту более высокой, т.е. нарушение второго закона термодинамики. Принцип положенный в основу фикции Максвелла, осуществляется в полной реальности энтелехией. [260]

Воздействие энтелехии на какую-либо систему отражается на первой таким образом, что выполненный, совершившийся акт своим существованием устраняет потребность в его выполнении, т.е. изменяется задача энтелехии. [261]

Воздействие на энтелехию, при нарушении организма, вызывающих ее к реститутивной деятельности - фактор, заставляющий энтелехию, по возможности видоизменять свою приостанавливающую деятельность, до тех пор пока не завершиться выполнение реститутивной деятельности. [261]

Субстанция есть чисто экстенсивное понятие, энтелехия же, наоборот, - отрицание экстенсивности, чистая интенсивность. [26]

Понятие причинности, как его применяют к материи, неприменимо к энтелехии. [262]

К энтелехии не применимо понятие делимости. Как ни кажется странным на первый взгляд: энтелехия сохраняется в целости при делении ее материального субстрата на части. [262]

Энтелехия не есть пространственное, т.е. экстенсивное понятие и поэтому к ней не применимы все виды пространственных взаимоотношений, к которым принадлежит и делимость, т.е. целого, объемлющего части. [263]
См. анализ пространственности у Аристотеля "О душе", гл. "Двигается ли душа".

Энтелехия может быть только мыслима. [263]
Rem: Может ли быть интеллектуальный контакт с энтелехией? Какова природа интеллектуального контакта? Какова астральная проекция энтелехии?

Воспринятыми могут быть лишь экстенсивные результаты деятельности энтелехии. [263]

Для этелехии не существует никакого образного представления. То, что непространственно по существу, недоступно изображению в образах пространственного характера. [263]
Rem: Сравни тензорная теория интеллекта.

Материальные процессы представляют собой всегда, по крайней мере, в известном смысле, суммы, к психическим же процессам понятие суммы совершенно неприменимо. [265]

Весь ход внешнего восприятия, с одной стороны, и выполнение ответной реакции, с другой - пространственного характера, среднее звено, которое можно назвать интрапсихическим рядом - не-пространственного характера. [265]

Нет ли у нас категориальных средств для понимания витализма в том смысле как механика и энергетика понимаются нами исходя из категорий субстанции и причинности? [269]

В наше отношение к живому неразрывно вплетено представление о целесообразности или цели. Первоисточником этого представления служит сознание нашей воли как фактора, действующего сообразно какой-либо цели. [269]

Логический процесс, при помощи которого создается понятие силы, как первичного элемента идеальной природы и понятие энтелехия, как элемента идеальной природы совершенно одинаков. Первом случае используется категория причинности, во втором индивидуальности. [272]

Характеристика размножения, как акта, служащего для поддержания вида, включает в себя представление о сверхинивидуальной цели. Вторая категория проблем целесообразности в природе может быть обозначена как вопрос о гармонии между органической и неорганической природой. [273]

Природа как таковая, существует ради определенной цели, и вряд ли возможно представить себе эту цель не с чисто антропологической точки зрения. [273]

Природа существует в таком виде, что одна ее часть целесообразна с другой. [274]

Последним поводом поднять вопрос о существовании сверхинивидуальной целесообразности является для нас присутствие в нас этического, морального начала. [274]

Моральное начало предполагает уже как таковое существование индивидуальностей. Помимо виталистической точки зрения, этическое начало было бы абсурдом. [274]

Динамис (Аристотеля) соответствует не только н